27.2.2007
Разъяснения по использованию критериев конкурсного отбора лучших учителей
Разъяснения по использованию критериев конкурсного отбора лучших учителей Конкурсный отбор лучших учителей в 2007 году проводится на основании тех же критериев отбора: • позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; • позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам; • позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя; • использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе; • обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.); • участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах; • повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре. Экспертная оценка результатов деятельности учителя на основе критериев отбора проводится общественными организациями с учетом аналитической справки о деятельности учителя и других документов, представленных в конкурсную комиссию. Хотя аналитическая справка и не является единственным документом, на основании которого делается экспертное заключение, однако не следует злоупотреблять сбором дополнительных документов и справок от учителя и заявителя по каждому критерию. Это превращает творческий конкурс по выявлению подлинных лидеров образования в конкурс по написанию и сбору бумаг. Поэтому все-таки желательно, чтобы именно аналитическая справка содержала все необходимые данные, на основании которых эксперты от общественных организаций могли бы достаточно полно судить о степени соответствия деятельности учителя критериям конкурсного отбора. С этой целью форма аналитической справки может быть предельно упрощена, т.е. целесообразно структурировать ее по рубрикам, в точности соответствующим критериям конкурсного отбора. Максимальный балл по каждому из критериев отбора (до 10) устанавливается конкурсной комиссией при согласовании с коллегиальным органом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это означает, что у каждого критерия может быть свой вес, или максимальный балл (но не более 10), что будет отражать разную значимость критериев с точки зрения организаторов конкурса в том или ином регионе. В 2007 году должны оставаться неизменными принципы, которыми следует руководствоваться при проведении конкурса в регионах: • минимизация необходимой документации, подтверждающей результаты деятельности учителя в соответствии с данным критерием отбора; • опора на общедоступные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности деятельности учителя (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок); • максимальное доверие общественным институтам, выступающим как в роли заявителя, так и в качестве экспертов; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности деятельности учителя. По результатам проведения конкурса в 2006 г. выявились некоторые тенденции. Среди учебных предметов, которые представляют учителя-победители конкурса по всем регионам, можно выделить три группы: К 1-й группе относятся те предметы, место которых в ФБУП (доля учебного времени на предмет в ФБУП) примерно соответствует доле учителей по данному предмету среди победителей конкурса лучших учителей. Это русский язык и литература, математика, иностранный язык, физика, география, технология, информатика, ОБЖ. Ко 2-й группе относятся предметы, которые представлены учителями-победителями в существенно большей степени, чем доля учебного времени на эти предметы в ФБУП. Это история и обществознание, биология, химия. Наконец к 3-й группе относятся предметы, представленные учителями-победителями в заметно меньшей степени, чем доля учебного времени на эти предметы в ФБУП. Это предметы начальной школы, физическая культура, искусство, предметы регионального и школьного компонентов. При проведении конкурсного отбора учителей в 2007 году следует обратить особое внимание на предметы 3-й группы. Их слабое представительство среди учителей-победителей, вероятно, связано с тем, что существующие критерии отбора и оценочные показатели не позволяют в должной степени показать себя с выгодной стороны учителям этих предметов. Поэтому при реализации ПНПО в 2007 году можно порекомендовать региональным организаторам конкурса и экспертам скорректировать имеющиеся системы оценивания учителей (оценочные показатели, их веса, а также веса критериев отбора), с тем чтобы они обеспечивали равные условия учителям всех учебных предметов. Для оптимизации работы экспертов, представляющих общественные организации, а также облегчения задачи учителя по составлению аналитической справки целесообразно добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это и направлены предлагаемые разъяснения. Дальнейшее рассмотрение каждого из критериев отбора структурируется по трем рубрикам: «Содержание критерия», «Способ оценивания», «Комментарий по итогам первого года ПНПО». В первой рубрике разъясняется смысл критерия и предлагается примерный набор показателей, которые конкретизируют его содержание. Во второй рубрике предлагается способ подсчета баллов по каждому критерию. В третьей рубрике даются дополнительные разъяснения по содержанию критерия, необходимость которых продиктована типичными затруднениями, возникшими в ходе проведения конкурса лучших учителей в 2006 году.
скачать документ [37 Kb]
Архив »»
|