182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

открыть картинку в новом окне 9.9.2010
«Искусство увидеть каждого».

1. «Гимназия – особое учебно-воспитательное учреждение, учебное заведение нового типа, ориентированное на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению». (Из типового Положения о гимназии). Но как существовать гимназии в провинциальном городе с небольшим количеством потенциальных первоклассников, если, согласно научной статистике, в 5-6-летнем возрасте выявляется только 0,5 - 1 % одарённых детей? Именно поэтому администрация и педагоги гимназии имени С.В.Ковалевской всегда следуют убеждению, что неталантливых детей нет. А одним из ключевых направлений деятельности гимназии является развитие творческого потенциала личности учащегося, создание условий для выявления, развития и реализации детской одарённости. Недаром в Программу развития гимназии органично входит подпрограмма «Одарённые дети», об эффективности деятельности которой говорят, в первую очередь, успехи наших гимназистов и выпускников гимназии. Я не буду перечислять их победы, об этом подробнее можно узнать на сайте гимназии в «Публичном докладе» и отчётах о работе за год.

2. В последние годы в стране растёт интерес к проблеме детской одарённости. Образовательная инициатива «Наша новая школа» и Новые Федеральные государственные стандарты призывают «… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят,… поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой образовательной школы».

Таким образом, воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования. Вдумайтесь в эти цифры: сегодня существует 40 000 различных специальностей и профессий, причём большинство из них являются междисциплинарными! Каждые два-три года количество информации о мире удваивается, а знания, полученные на уроках, устаревают к моменту окончания выпускником школы! Именно поэтому современное общество нуждается в людях неординарных, творческих, нестандартно мыслящих, нацеленных на постоянное самообразование и самореализацию на благо общества.

3. «Когда мы были одарёнными». Память не сохранила имени автора ироничных литературных заметок, но смысл их помнится отчётливо: из каждого из нас мог вырасти гений, у всех нормальных детей есть задатки, но, увы, не всегда они проявляются. У каждого из нас есть фотография, условно назовём её «Первый раз в первый класс». Почему же так по-разному сложились судьбы тех, кто доверчивыми глазами смотрит на нас с неё? Ведь вы учились в одном классе!

4. Согласно исследованиям корифеев отечественной психологии Л.С.Выготского , С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской, только в деятельности природные задатки ребёнка могут превратиться в способности, способности к тому или иному виду деятельности могут перерасти в одарённость , и только целенаправленная деятельность по развитию одарённости может привести к раскрытию таланта или гениальности.

Таким образом, только деятельностный подход к обучению и воспитанию ребёнка способствует формированию его способностей и развитию одарённости. Но не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции!

К сожалению, учителю чаще всего не удаётся увидеть долговременные плоды своего труда. Ведь гениальность или талантливость, как правило, проявляются уже после окончания школы. Но это обстоятельство ни в коей мере не умаляет заслуг воспитателей и учителей будущего гения.

5. Вспомните крылатую фразу: «Таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами». Существует ряд особенностей одарённого ребёнка, которые требуют психолого-педагогической коррекции и поддержки и создания особой творческой атмосферы в школьном коллективе. Противоречивость личности одарённого ребёнка заставляет педагогов искать пути оптимальной социализации детей в школьном коллективе при максимальном развитии личностных особенностей каждого (личностно ориентированная педагогика).

6. Конечно, сензитивный период для развития способностей – дошкольный возраст: по Бергинсу, 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1 года жизни, 50% - к 4 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет.

Но, к счастью, одарённость имеет трёхкомпонентную структуру (по Д.Рензули): в её основе потенциальные способности ребёнка (то самое ДАНО, на которое мы повлиять не можем), к ним примыкают креативность и мотивация, которые возможно изменить, включая детей в РАЗВИВАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования»,- писал Л.С.Выготский.

«Обучение творчеству способствует воспитанию хорошего человека». (Абрахам Маслоу)

Тем более что видов одарённости столько, сколько различных видов деятельности существует!

7. Таким образом, развивать детскую одарённость мы можем, упражняя творческие способности детей и формируя мотивацию достижений.

Все дети от природы обладают творческим началом. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом мы, взрослые, которые либо не создали условия для развития природных задатков, либо загасили способности догматическими методами обучения и воспитания.

8. Осознавая огромную роль школы в развитии учащихся, в гимназии создана система работы с одарёнными детьми.

1 ступень, начальная школа: «Я могу?»

Выявление и поддержка индивидуальных способностей ребёнка с помощью школьного психолога и наблюдений педагогов, предметное обучение, технология развивающего обучения Л.В.Занкова и технология развития творческого мышления на уроках, раннее изучение истории и иностранного языка, факультативные занятия «Учусь творчески мыслить» и другие, система коллективных творческих дел с родителями способствуют созданию творческой среды для проявления различных способностей.

9. Младшие школьники принимают неизменно активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, выставках и акциях разных уровней. Они – активные участники ежегодных театрализованных праздников и концертов, международных игр «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно» и конкурсов «Познание и творчество». К ним в гости любят приезжать и приходить Э.Н.Успенский, Ю.С.Энтин, С.Я.Никитин, А.Усачёв, М.А.Кукулевич, ветераны Великой Отечественной войны и другие интересные люди. Сами гимназисты – частые гости на предприятиях города, в городских музеях, в памятных местах нашего города. А сколько экскурсионных поездок совершили они по родному краю! Сфера интересов гимназистов не ограничивается рамками гимназии: они (почти 100%) - ученики музыкальных, художественных и спортивных школ города.

10. 2 ступень, среднее звено: «Я могу!»

Продолжая работу по развитию одарённости, педагоги гимназии в учебной деятельности отдают предпочтение проблемным, поисковым, исследовательским методам обучения, ведущим к расширению и углублению содержания образования. Развивая навыки коммуникации, используют методы театрализации, «мозгового штурма», диспуты, ролевые тренинги, творческие зачёты и конференции. Расширяются возможности самореализации на различных факультативах и в исследовательской деятельности. Стали традиционными гимназические конкурсы «Гений гимназии», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, парни!», «Ассамблея победителей», КВНы, турниры знатоков клуба «Что? Где? Когда?», концерты и коллективные творческие дела. Турнир по каратэ памяти выпускника гимназии П.Сухорученкова уже приобрёл статус областного мероприятия.

11. Гимназисты принимают активное участие в городских, областных, Российских и международных конкурсах и акциях, успешно проявляя себя в различных видах деятельности.

12. 3 ступень, старшеклассники: «Я смогу!»

Ведущая идея гимназии — это идея гармонизации интересов одаренного ребенка и развивающей системы гимназии. Средством ее осуществления является образовательная программа трехуровневой подготовки, которая состоит в обучении гимназистов на универсальном, унитарном и уникальном уровнях.

13. Расширяя возможности самоопределения и самореализации гимназистов, старшеклассникам предлагается свободный выбор элективных предметных курсов, профилизациии образования и безграничные возможности для творчества. «Межкультурный клуб им. О.Бальзака», литературный клуб «Истоки», творческое объединение «Кристалл», Центр Гражданского образования, «Гимназета», фестиваль авторской песни и поэзии «Многоголосье», общественная организация «Витязи», участие в гимназическом самоуправлении позволяют каждому гимназисту применить свою одарённость.

14. Артистически одарённые старшеклассники традиционно являются организаторами и ведущими всех гимназических праздников, конкурсов и концертов.

15. Академическую одарённость позволяют развивать многочисленные исследовательские конкурсы, конференции, семинары, олимпиады, спецкурсы.

Широкие возможности для развития детской одарённости предоставляет участие в программе «С именем Ковалевской». (Подробнее см. сайт гимназии)

Именно системный подход и вера педагогов в каждого гимназиста обеспечивают выпускникам гимназии успешный старт во взрослую жизнь.

16. В.А.Моцарт писал: «Ни изрядная умственная одарённость, ни воображение, ни то и другое вместе взятое не делают человека гением. Любовь, любовь, любовь – вот душа гениальности».

Педагогический коллектив МОУ «Гимназия» имени С.В.Ковалевской поздравляет всех коллег с началом нового учебного года и желает провести его в атмосфере любви, творчества и согласия!


скачать документ [4.49 Mb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.