182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

10.2.2007
Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений

Критерии конкурсного отбора

общеобразовательных учреждений

В 2007 году критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, остаются неизменными. Экспертная оценка деятельности Учреждения производится по установленным десяти критериям отбора гражданскими экспертными организациями с учетом действующей программы развития образовательного Учреждения. Состав критериев приведен в Приказе Министерства образования и науки № 46 от 7 марта 2006 года.

Критерии конкурсного отбора:

• высокое качество результатов обучения и воспитания;

• эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе;

• обеспечение доступности качественного образования;

• продуктивность реализации программы развития Учреждения (достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности) и ее соответствие Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации;

• сочетание принципов единоначалия и самоуправления;

• создание условий для сохранения здоровья обучающихся;

• позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению;

• обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении;

• участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;

• создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.

В ходе конкурсного отбора предполагается определить учреждения, проявляющие наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы по критерием отбора. В связи с этим желательно, чтобы программа развития учреждения, представляемая Учреждением и прилагаемые к ней документы, содержали все необходимые данные, на основании которых общественные эксперты могли бы достаточно полно судить о степени соответствия деятельности Учреждения критериям конкурсного отбора. Эти данные могут присутствовать в программе развития Учреждения в различных вариантах:

• быть включенными в информационную или аналитическую части данного документа;

• представлять собой основное содержание программы развития;

• служить приложением к программе развития Учреждения в виде информационной карты или справки.

Желательно также, чтобы программа развития Учреждения имела информацию, позволяющую общественным экспертам оценить активность Учреждения по внедрению инновационных образовательных программ, включая программы обучения по отдельным учебным предметам и направлениям воспитательной работы школы.

Образовательное учреждение должно приложить все усилия для предоставления максимально полной информации, позволяющей проводить экспертизу по установленным критериям в соответствии с представленными в данном разделе комментариями. Отсутствие информации может трактоваться экспертами как отсутствие результатов по соответствующему направлению и вести к снижению балльной оценки.

В приказе Министерства образования и науки РФ № 46 от 6 марта 2006 года установлено, что конкурс проводится с учетом программы развития и других документов, представленных в конкурсную комиссию. В этой связи рекомендуется использовать такую форму, как аналитический отчет школы об инновационной деятельности и достигнутых результатах. Аналитический отчет должен целенаправленно представить качество работы школы по тем критериям, которые используются в конкурсном отборе, и содержать всю необходимую информацию для проведения экспертизы. Он позволит минимизировать конкурсную документацию, повысить объективность поступающей от школ информации, упростить работу общественных экспертов.

При оценке деятельности образовательного учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития, общественным экспертам важно будет установить:

1. В какой степени обеспечивает содержание программы развития продвижение школы по приоритетным направлениям модернизации российского образования?

2. Обеспечивает ли содержание программы развития достижение более высоких результатов по критериям конкурсного отбора?

3. Наблюдается ли в школе положительная динамика изменения показателей по каждому критерию за последние 3 года?

При оценке деятельности школы следует учитывать также объективную взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора и проводить экспертизу работы школы комплексно.

В отличие от критериев участия, представляющих собой перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающиеся в дополнительных комментариях. Не исключено, что содержание конкурсных материалов именно по этим позициям вызовет наибольшие трудности как при их составлении Заявителями, так и при рассмотрении экспертами.

В связи с этим для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Учреждения по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) целесообразно добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это и направлены принципы проведения конкурсного отбора:

• минимизация необходимой документации, подтверждающей сведения о деятельности школы, необходимые для оценки по данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);

• опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);

• максимальное доверие гражданским институтам, выступающим в роли Заявителя; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Учреждения по тому или иному критерию.

Реализация ПНПО в текущем году показала, что в абсолютном большинстве регионов велась работа по конкретизации федеральных критериев конкурсного отбора. Однако содержание разработанных критериев (представленное через систему собственных показателей) в методических материалах, подготовленных в ряде регионов, не всегда было адекватно их сущности. Анализ показал, что регионы слабо использовали возможности собственного влияния на состав и характеристики показателей оценки, принципы и методику этой оценки для достижения целей системного развития образования в регионе. Зачастую вводилось необоснованно большое число показателей, затрудняющее работу экспертов.

В разработке критериальной базы конкурса в большинстве регионов Российской Федерации была применена дифференцированная балльная шкала для оценки самих критериев (их разный вес в совокупной итоговой оценке) и дифференцированная балльная оценка по показателям, входящим в каждый критерий. Такой подход имел как свои плюсы, так и минусы.

К явным плюсам можно отнести то, что формализация оценки в условиях привлечения общественных экспертов, не обладающих достаточными познаниями в экспертируемой области, существенно облегчала проведение экспертизы и повышала надежность оценок.

Однако в качестве минуса можно отметить, что это приводило к такой формализации экспертизы, в которой не оставалось простора для исследовательской деятельности общественных экспертов. Позитивным можно считать опыт тех регионов, в которых у экспертов было право «распоряжаться» несколькими баллами по каждому из критериев по своему усмотрению, то есть вне шкалы, рекомендованной конкурсной комиссией для оценки. Кроме того, негативным моментом было и то, что балльные оценки по показателям критериев задавались, как правило, произвольно, имели, преимущественно, необоснованный характер.

В качестве положительного момента в создании региональной критериальной базы можно отметить опыт разработки и использования для всех 10 критериев единой системы показателей. Эти показатели представляли собой универсальный набор информации, представляющей характеристики школы по всем основным аспектам инновационной деятельности. Это позволяло исключить существующее в критериях дублирование и сократить число показателей проведения экспертизы, что было очень важно для более качественной работы экспертов.

Позитивно можно оценить такую формализацию, которая обеспечивала применение машинной обработки результатов конкурса, особенно в случае большого числа экспертов и школ.

Наиболее качественной оказалась оценка в регионах, которые использовали в общественной экспертизе данные текущего и рубежного мониторинга работы школ, результаты аттестации, а также сопоставимые данные о состоянии образования в регионе и Российской Федерации в целом. В этом случае при выставлении оценок эксперты имели возможность соотносить показатели школы со средними показателями региона или Российской Федерации в целом, благодаря чему выставляемая экспертами оценка приобретала более обоснованный характер. Однако в 2006 году такие подходы к разработке критериальной базы использовались недостаточно: не по всем критериям и только в некоторых регионах.

Поскольку существующий критериальный аппарат сохранен для конкурса текущего года, а, следовательно, его основные недостатки никуда не исчезли, то организаторам конкуров имеет смысл обратить внимание на позитивный опыт их преодоления при выработке общих подходов к процедуре оценивания и конкретных алгоритмов. Ниже мы рассмотрим особенности оценивания по каждому из десяти критериев.

Критерий «Высокое качество результатов обучения

и воспитания»

Содержание критерия

Под «высоким качеством результатов обучения и воспитания», как правило, понимается полнота реализацией учащимися школы действующих требования Государственного образовательного стандарта. Но поскольку экспертам предстоит отобрать школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, особое внимание следует обратить не только на степень достижения школой обязательных образовательных результатов, но и на постановку, а также успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования.

Особенно важно обратить внимание, насколько успешно школа реализует новые цели, определенные Федеральной программой развития образования, такие как: реализацию компетентностного подхода в образовании и, в частности, формирование информационно-коммуникативной и социальной компетентности учащихся; формирование готовности школьников к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования; обеспечение преемственности результатов по ступеням образования; сохранение и укрепление психического и физического здоровья школьников и др.

Содержательно высоким в современной науке и практике считается то качество обучения и воспитания, которое способствует личностному развитию школьников. Это, например, цели развития личности как субъекта деятельности, реализуемые школами в рамках программ развивающего обучения дидактической концепции В. В. Давыдова, развития творческих способностей.

Измерения и способ подтверждения критерия

Результаты обучения и воспитания школьников, то есть, реализация целей общего образования, обычно измеряются количеством учащихся, успешно освоивших учебные программы. Как правило, в 2006 году регионы включали в состав этого критерия показатели успешности сдачи ЕГЭ. Иногда это был практически единственный показатель качества обучения, достигаемого школой. Основным недостатком такой критериальной базы является то, что в неравных условиях оказываются основные и полные средние школы. Оказывается скрытым качество обучения на начальной и средней ступенях образования. Использование ЕГЭ как внешней, независимой от школы, системы контроля качества обучения является вполне оправданным, однако ограниченным. Более адекватным целям конкурса выступает использование данных любой независимой процедуры контроля успешности освоения образовательных программ – ЕГЭ, международного тестирования ПИЗА и др., единого муниципального тестирования и т.д.

Кроме того, результаты Единого государственного экзамена или любого другого независимого тестирования не могут быть единственным источников информации об успешности обучения, поскольку представляют собой данные о выполнении школами лишь действующего образовательного стандарта, что для оценки инновационной активности и результативности школ может оказаться недостаточным.

В связи с этим Учреждениям рекомендуется представить, а экспертам оценить достижение школой высоких результатов по критерию «качество образования» и по другим показателям. Ими могут быть данные об успешности освоения школьниками инновационных образовательных программ (например, развивающего обучения), об уровне сформированных компетентностей, умений и навыков проектной деятельности, о творческих результатах, полученные на основе внутришкольного и внешнего контроля, в том числе, с помощью системы накопительных оценок в форме портфолио. При этом школами может быть использована как пятибалльная оценочная шкала, так и другие системы оценивания учебных достижений.

Помимо них, школы могут использовать различные, так называемые, косвенные показатели высокого уровня образования учащихся, такие как:

• количество учащихся, победивших в различного уровня конкурсах и олимпиадах;

• число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др.

Важным внешним показателем высоких результатов образования выпускников школы является также показатель поступления учащихся в вузы, главным образом – на бюджетные отделения учреждений профессионального образования, а также показатель успешности обучения выпускников в избранных учреждениях, если такие данные могут быть получены школой.


Оценивание

Высокой оценки будут заслуживать Учреждения:

• показывающие наиболее высокие результаты в реализации требований государственных образовательных стандартов;

• демонстрирующие позитивные результаты в достижении новых образовательных целей;

• имеющие и представляющие результаты независимой (от школы) оценки по всем ступеням обучения;

• имеющие положительную за три года динамику по критерию « высокое качество результатов обучения и воспитания», состоящую, либо в увеличении количества учащихся, успешно усваивающих прежние программы, либо в увеличении числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы.

При этом наиболее высокой оценки заслуживают те Учреждения, в программах развития которых определяются и в практике которых успешно реализуются качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные.

Критерий «Эффективное использование современных

образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».
.

Содержание критерия

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• развивающее обучение;

• проблемное обучение;

• разноуровневое обучение;

• коллективную систему обучения (КСО)
;

• технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);

• исследовательские методы в обучении;

• проектные методы обучения;

• технологию «дебаты»;

• технологию модульного и блочно-модульного обучения;

• лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;

• технологию развития «критического мышления»;

• технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

• обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии;

• систему инновационной оценки «портфолио»;

• технологию дистанционного обучения и др.

Измерения и способ подтверждения критерия

При оценке образовательного учреждения по этому критерию можно выделить:

- общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждении в целом и по ступеням образования;

- долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;

- динамику этих показателей.

О реальном уровне использование информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер), готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доле преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).

В программе развития Учреждения данные об использовании современных образовательных технологий могут содержаться в аналитической части программы и в описании концепции развития школы, а также в стратегических и тактических планах с указанием конкретных сроков их введения в массовую практику работы для разных групп учителей.

Оценивание

При оценке работы Учреждения по критерию «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе» общественным экспертам следует уделить внимание не только количественным показателям их реализации в практике, но в большей степени тому эффекту, который получен Учреждением от их внедрения. Данные о результативности освоения новых технологий могут содержаться в аналитической части программы или в специально подготовленной Учреждением информационной справке-приложению к программе. Таким образом, экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию: «высокое качество результатов обучения и воспитания».

Критерий «Обеспечение доступности

качественного образования»

Содержание критерия

Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.

Следовательно, об уровне доступности качественного образования, созданного в Учреждении, можно судить по:

• характеру реализуемых им образовательных программ (содержанию и технологиям);

• наличию вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов;

• качеству реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания.

Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализации школьных образовательных программ, является также их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии.

Таким образом, чем более дифференцированной и вариативной будет система образования Учреждения, целостнее и завершение реализуемые в ней программы, выше квалификация, а также заинтересованность в качественной работе его учителей, тем выше будет вероятность того, что обучающиеся в нем дети получат качественное образование.

Доступность качественных образовательных программ, или «образовательных траекторий», обеспечивается также выполнением школой Закона об образовании Российской Федерации, гарантирующего ребенку право на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. В связи с этим доступность обеспечивается наличием в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы, согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной программы.

Кроме этого, в содержание критерия «доступность качественного образования» включается понятие финансовой доступности образовательных услуг учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников.

Критерием финансовой доступности служит бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающим ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образование без ущерба для своего семейного бюджета. Естественно, что в различных муниципальных образованиях и регионах эти суммы различны и выявляются при помощи специальных исследований. Желательно, чтобы общественные эксперты владели данной информацией.

Измерения и способ подтверждения

Для анализа степени доступности качественного образования в Учреждении экспертам необходимо будет проанализировать:

• потенциальный контингент учащихся Учреждения, определяемый в информационной справке программы развития школы;

• механизмы набора и комплектования классов, содержащиеся в Уставе школы;

• движение контингента учащихся, количество и причины выбывания школьников, не достигших 15 летнего возраста, на основании информации, содержащейся в информационной справке программы развития школы;

• состав, полноту и вариативность реализуемых школой образовательных программ, содержащихся в концепции и планах программы развития школы;

• соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым школой образовательным программам;

• размер платы за дополнительные образовательные услуги;

О полноте образовательных программ, предлагаемых образовательным учреждением с целью удовлетворения разнообразных запросов школьников, общественные эксперты могут судить по тому, реализуются ли в школе:

• программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающее доступным качественное обучение на первой ступени;

• программы предпрофильной подготовки для девятиклассников;

• программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе федерального базисного учебного плана 2004 года;

• программы углубленного изучения отдельных предметов;

• блок программ дополнительного образования;

• программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке и др.

О степени индивидуализации обучения эксперты могут судить по использованию:

• разноуровневых учебных программ;

• индивидуальных учебных планов;

• различных форм освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение, и др.);

• личностно ориентированных педагогических технологий;

• тьюторской деятельности, обеспечивающей сопровождение индивидуального выбора ребенка.

Оценивание

При оценке числа выбывших учащихся до достижения ими 15-тилетнего возраста высокие оценки могут получить те Учреждения, в которых процент выбывших по сравнению региональными показателями является минимальным.

Наиболее высокие баллы должны получить учреждения, реализующие наиболее полный для удовлетворения образовательных запросов обучающихся перечень образовательных программ, предлагающие максимально возможный спектр форм освоения образовательных программ, обладающие необходимыми для индивидуализации обучения высококвалифицированными педагогическими кадрами, владеющими современными педагогическими технологиями, а также те школы, в программе развития которых существует такое направление инновационной деятельности, которое увеличивает перечисленный выше потенциал педагогической системы.

Критерий «Продуктивность реализации программы развития учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системыРоссийской Федерации на период до 2010 года»

Содержание критерия

Под продуктивностью реализации программы развития Учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.

Опыт первого года реализации ПНПО показал, что оценка программы развития школы является наиболее сложной, поскольку отсутствуют единое понимание сущности и назначения программ развития образовательных учреждений, представления о ее структуре и содержании, а также проработанные подходы к оцениванию такого рода документа.

Для достижения большей объективности в оценке необходимо исходить из того, что Программа развития школы является своего рода моделью инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития школы.

Назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления, состоит в том, что она должна выполнять следующие взаимосвязанные задачи:

1) выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть, в большей системе), актуальные проблемы дальнейшего развития;

2) построить и описать (в виде некоторого концептуального проекта) образ желаемого будущего состояния школы как целостной системы;

3) определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, то есть, установить приоритеты в инновациях;

4) сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода школы из наличного состояния - в желаемое.

Чтобы успешно выполнять свои функции программа развития, как целостный документ, должна обладать соответствующими качествами.

Актуальность – ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект в развитии.

Прогностичность - отражение в целях программы и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменения в условиях ее деятельности.

Рациональность – наличие в программе таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.

Реалистичность - соответствие между целями программы и необходимыми для их достижения средствами.

Целостность - полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

Контролируемость – операциональность определения конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), позволяющая проверять реально полученные результаты на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям - это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

В структуру программы развития школы как организационной основы управления инновационными процессами входят:

• раздел, содержащий информацию об исходном состоянии школы;

• проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития;

• концепция (концептуальный проект) новой школы;

• стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам;

• цели реализации программы;

• план действий по достижению поставленных целей;

• ресурсное обеспечение программы развития;

• организационный механизм управления реализацией программы

Все эти разделы взаимосвязаны и отражают последовательность логических шагов по разработке программы развития школы, при которой каждый предыдущий этап является основанием для разработки последующего.

Измерения и способ подтверждения

Для оценки деятельности Учреждений по критерию «продуктивность реализации программы развития» рекомендуется использовать три вида показателей: по одному из них рекомендуется оценить уровень реализации программы развития школы с точки зрения достижения тех целей, которые были поставлены в программе на определенный период времени; по второму - содержание программы развития с точки зрения соответствия приоритетным направлениям модернизации системы общего образования в России, а по третьему - рекомендуется оценить качество программы как документа, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса развития.

Оценка содержания программы может проводиться экспертами на основе его соотнесения с основными целями и приоритетными направлениями развития системы общего образования в России. При оценке содержания программы развития школы экспертам можно предложить ответить, например, на следующие вопросы.

1. Включает ли программа развития меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста?

2. Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода?

3. Расширяются ли в Учреждении программы дополнительного образования?

4. Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся старших классов и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам?

5. Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья?

6. Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования?

7. Будет ли совершенствоваться в школе система общественно-государственного управления? Какие органы общественно-государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы?

Приведенные выше требования к программе развития школы фактически являются критериями, по которым необходимо в первую очередь ее оценивать как целостный документ и как инструмент управления процессом развития, поскольку отсутствие какого-либо из перечисленных выше качеств (или их низкая оценка) будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и с большими, чем планировалось, затратами.

Помимо целостной оценки программы развития школы по выше перечисленным критериям, оценка должна проводиться, на наш взгляд, с точки зрения полноты ее структуры, взаимосвязи и преемственности разделов, а также качеств каждого из структурных элементов в отдельности, поскольку они дают основания для целостной оценки программы.

Поскольку оценку программ развития проводить силами общественных экспертов сложно, целесообразно сформулировать для проведения экспертизы ряд вопросов, направленных на выявление и оценку качественных характеристик программы с предложенных позиций и, соответственно, ее продуктивности.

Например, это могут быть следующие вопросы:

1. Обосновано ли в программе развития, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными?

2. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?

3. Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?

4. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?

5. Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности Учреждения; спонсорские средства – родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др.

6. Насколько полно Учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели?

7. Является ли программа развития школы, с точки зрения экспертов, тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?

Оценивание

Оценка программы развития школы должна быть обязательно комплексной и складываться из оценок ее целостных функциональных качеств как определенного инструмента управления, полноты ее структуры, а также качества отдельных разделов.

Наивысший балл рекомендуется выставлять Учреждениям, имеющим программы, которые являются действенными инструментами их развития, что подтверждается наличием у школ положительного опыта реализации аналогичных программ ранее и успешным опытом выполнения действующей программы.

При условии использования идентичной шкалы оценивания на основе всех этих отдельных оценок могут быть выставлены итоговые суммарные оценки программы развития в целом, позволяющие сравнивать между собой разные их варианты, а также выделять и анализировать недостатки.

Критерий «Сочетание принципов единоначалия и самоуправления»

Содержание критерия

Сочетание принципов единоначалия и самоуправления направлено на то, чтобы повысить эффективность управления школой как организацией, обеспечить безусловную ответственность за принятие управленческих решений при том, что эти решения принимаются в интересах всех участников образовательного процесса.

Еще одной целью использования принципов единоначалия и самоуправления является реализация базовых демократических ценностей через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса; через поддержку базовых ценностей демократического уклада школьной жизни - таких, как равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, терпимость, плюрализм и др.

Основными формами, через которые в настоящее время реализуется школьное самоуправление, является совет школы (существуют несколько вариантов моделей совета школы, включая управляющий совет) и попечительский совет, созданный либо как орган, не имеющий статуса юридического лица, либо оформленный как самостоятельное юридическое лицо в виде некоммерческой организации — АНК, фонда, некоммерческого партнёрства и др. Несмотря на то, что попечительские советы не являются в строгом смысле органами школьного самоуправления, в законодательной базе и на практике они так квалифицируются, поэтому целесообразно и при оценке общеобразовательных учреждений по данному критерию учитывать эти органы.

Совет общеобразовательной школы — это внутришкольный уставной орган, осуществляющий государственно-общественное управление школой. Школьный совет не является самостоятельным юридическим лицом. В зависимости от характера полномочий и широты состава членов можно выделить четыре варианта школьных советов: классический школьный совет, классический совет с полномочиями, совет с широким общественным представительством и управляющий совет.

Различные модели школьных советов различаются наличием властных либо совещательных полномочий, а также широтой состава членов совета.

Можно выделить 4 основных модели:

Классический совет

• Совет имеет совещательные права

• Директор не подчинен совету

• Совет состоит из участников образовательного процесса

Классический совет с полномочиями

• Имеет управленческие полномочия

• Директор обязан подчиняться решениям совета, совет имеет властные полномочия

• Совет состоит из участников образовательного процесса

Совет с широким общественным представительством

• Совет имеет совещательные права

• Директор не подчинен совету

• Совет состоит из участников образовательного процесса и кооптированных представителей гражданского сообщества

Управляющий совет

• Имеет управленческие полномочия

• Директор обязан подчиняться решениям совета, совет имеет властные полномочия

• Совет состоит из участников образовательного процесса и кооптированных представителей гражданского сообщества.

Как видно из представленных моделей развитие общественного характера управления происходит преимущественно в двух направлениях: путем расширения представителей от различных общественных групп и через изменение характера полномочий: замены представительских и совещательных - на властные. Двумя основным формами осуществления ГОУ является классический и управляющий школьный совет, две другие формы можно считать промежуточными.

Данные модели являются моделями развития школьной демократии, но они не решает финансовых проблем школы. Другим вариантом является модель, в которой основным органом общественного управления является Попечительский совет. Эта модель будут в большей степени ориентирована на решение финансовых вопросов школы. Попечительский совет при этом может быть представлен в различных формах: без образования и с образованием юридического лица.

Кроме того, в школе может быть создана смешанная модель, включающая один из вариантов Школьного совета (классический, управляющий или др.) как внутреннего органа общественного управления, и Попечительский совет как его внешний орган.

Измерения и способ подтверждения

О развитии общественно-государственного управления в общеобразовательном учреждении можно судить, прежде всего, по наличию и составу органов общественного управления, а также по переданным им полномочиям.

Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов. Соответственно, целесообразно оценивать:

• наличие разных органов общественного управления, отражающих интересы каждой из этих групп, а также наличие единого Совета образовательного учреждения.

• наличие управляющего совета;

• наличие попечительского совета;

• наличие и область полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.);

• динамику развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;

• наличие нормативной базы по общественному самоуправлению в школе;

• формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);

• наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;

• наличие раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.

В качестве количественных измерителей данного критерия могут быть использованы показатели численности участия представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления.

Показателем эффективности системы общественно-государственного управления школой могут являться также данные о результатах работы органов общественного управления и системы в целом:

• решение реальных проблем образовательного учреждения;

• улучшение материально-технических условий работы школы,

• финансовая и кадровая поддержка учреждения образования;

• количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.

Информация об укладе школьной жизни и характере управления может содержаться в аналитической части программы, в концепции развития школы или в специальном разделе по мерам демократизации системы внутришкольного управления, а также в разделе, описывающем организационную структуру управления реализацией программы развития.

Оценивание

В результате проведения общественной экспертизы должны быть поддержаны школы, активно реализующие демократические принципы управления школой: переходящие к общественно-государственному управлению, имеющие децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекающие к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров. Низкие баллы выставляются школам, имеющим централизованную организационную структуру управления и являющимися по существу закрытыми организациями с авторитарным стилем управления; использующим традиционные технологии обучения, где учителя сохраняют большую властную дистанцию и авторитарный стиль взаимодействия учеником.

Критерий «Создание условий для сохранения здоровья обучающихся»

Содержание критерия

Состояние здоровья обучающихся – один из ключевых показателей эффективности образовательной программы, реализуемой Учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обусловливает результативность целостного образовательного процесса. Особенно важно проанализировать статистику заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, то есть несбалансированным сочетанием труда и отдыха школьников, некачественным питанием, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения. К таким могут быть отнесены многие виды заболеваний: простудные, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса; школьная дезадаптация и др.

При оценке образовательного учреждения по этому критерию целесообразно использовать данные о состоянии тех факторов, которые, в первую очередь, отрицательным образом отражаются на здоровье школьников. К ним относятся:

• Устаревшие технологии обучения, ведущие к утомлению школьников на уроке, перегрузкам и увеличению объема домашних заданий.

• Авторитарный стиль взаимодействия учителя с учащимися, не допускающий проявления эмоциональной свободы, вызывающий повышенное нервное напряжение, утомляемость и дискомфорт.

• Невыполнение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения учителями занятий, следствием чего являются простудные и другие заболевания.

• Недостаток двигательной активности и физических упражнений во время длительного пребывания учащихся в школе.

• Травматизм на занятиях по физкультуре, техническому труду, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий со школьниками вследствие нарушения норм техники безопасности, халатности и неисполнения своих обязанностей педагогом.

• Несоблюдение в школах режима рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы: минимизация школьных перемен, непродуманность составления школьного расписания и т.д.

• Отсутствие у учащихся мотиваций к ведению здорового образа жизни и использование недостаточно эффективных средств для их формирования со стороны школы.

Измерения и способ подтверждения

При оценке образовательного учреждения по этому критерию целесообразно использовать данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников, которые могут быть представлены в аналитической части программы или в информационной справке.

Оценка работы школы по данному критерию может быть также сделана экспертами по наличию в программе развития школы целей и разделов, содержащих меры поддержания и улучшения здоровья школьников.

Оценивание

Высокими баллами рекомендуется оценивать деятельность Учреждений, эффективно работающих над созданием вышеперечисленных условий. Данные об этом могут быть собраны в результате оценки их работы по другим критериям.

Критерий «Позитивное отношение родителей

(законных представителей), выпускников

и местного сообщества к учреждению».

Содержание критерия

Достаточно сложным для экспертизы является вопрос выявления отношений школы с партнерами, прежде всего, с родителями. Между тем именно этот показатель является одним из самых важных в установления того, как развивается общественная составляющая управления школой. Наличие таких признаков как доверие со стороны родителей школе в вопросах обучения и воспитания ребенка, интерес к жизни школы в целом, информированность по основным вопросам, желание родителей помочь в решении возникающих проблем - все это подтверждает, что отношения между родителями и школой развиваются нормально в рамках демократических сотрудничающих отношений.

Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе. Социологические опросы показывают, что оно формируется на основе оценок:

• качества обучения (по предметам и ступеням обучения);

• степени подготовленности выпускников школы к поступлению в престижные вузы;

• качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров;

• отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников, комфортности психологического климата в школе;

• уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в школе для жизни и здоровья ребенка;

• наличия условий для дополнительного образования;

• организации питания.

В связи с этим и программа развития, и инновационные образовательные программы, и создание института общественных управляющих, и все другие подобные инициативы, затрагивающие интересы родителей и учащихся, неминуемо вызовут активную реакцию родителей и общественности – позитивную или негативную. Что же касается выпускников, то их отношение к родной школе в еще большей степени зависит от школьного уклада, от того, насколько востребован был человек не только как ученик, но – главное – как личность.

Измерения и способ подтверждения

Прямым способом выявления и анализа отношения родителей, выпускников и общественности к школе является специальный опрос, желательно с помощью формализованной анкеты. Регулярное анкетирование дает возможность выявления как самой направленности отношения, так и динамики его изменения.

Отношение к школе родителей, выпускников и местного сообщества проявляется также через активность их участия в жизни школы.

Другим показателем отношения к школе может являться количество жалоб на учителей и руководителей школы и, наоборот, благодарностей и обращений за помощью к администрации, учителям, психологам, регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся.

Косвенным показателем хорошего отношения к школе со стороны социума может являться ее социальная активность (например, если она выступает в роли культурно-образовательного центра местного сообщества).

Показателями отношения сообщества могут служить публикации в СМИ, обучение в данном учебном заведении детей из отдаленных районов, наличие общественной организации выпускников школы, деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности образовательного учреждения, возможны также специально организованные школой исследования (опросы, анкетирования) на данную тему.

Информация о работе школы с родителями и членами местного сообщества может также содержаться в разделах программы развития Учреждения.

Оценивание

Примеры положительного отношения к школе должны особенно тщательно выявляться и положительно оцениваться экспертами как один из главных критериев высокого качества работы образовательного учреждения.

Высокими баллами следует оценивать Учреждения по данному критерию, если позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества подтверждено с помощью различных источников (публикации, данные опросов, участие в жизни школы и др.).

Критерий «Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении»

Содержание критерия

Под безопасностью предлагается понимать общую совокупность безопасных для жизни и здоровья учащихся условий в образовательном учреждении и усилия школы по формированию культуры безопасности в образовательной среде и социуме.

Условиями, при которых в школе может быть обеспечена безопасность учащихся, являются соблюдение правил противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил по охране труда.

Измерения и способ подтверждения

Исходя из такого понимания при оценке школы по данному критерию общественными экспертами, прежде всего, должны анализироваться:

• данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в ОУ (общее количество и динамику (за последние три года) травматизма детей во время пребывания в школе; общее количество и динамику пищевых отравлений детей в школьных столовых и др.)

• общее количество и динамику чрезвычайных ситуаций (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения – отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения);

• количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда и др. за последние 3-5 лет;

• доступность медицинской помощи в образовательном учреждении;

• уровень материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде;

• нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства;

• проведение практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.

Необходимая для проведения экспертизы информация может содержаться в информационной справке, проблемно-ориентированном анализе работы школы, а также в разделах программы, содержание которых посвящено решению проблемы усиления «безопасности». Дополнительную информацию эксперты смогут извлечь из Устава школы и других правоустанавливающих документов, представляемых на конкурс.

Оценивание

Наивысших баллов заслуживают Учреждения, имеющие минимальное в сравнении со средними по региону количество чрезвычайных ситуаций, случаев травматизма и др., проявившие активность в формировании способностей учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях, комплексно решающие проблемы безопасности, а также имеющие положительную динамику изменения показателей по данному критерию.

Критерий «Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах»

Содержание критерия

С учетом сути проводимого конкурса необходимо, на наш взгляд, рассматривать все виды конкурсной активности (конкурсы, олимпиады, гранты, фестивали, смотры, соревнования и др.), которые реализуются Учреждением, поскольку именно в совокупности они могут подтвердить важнейшие результаты инновационной деятельности - повышение качества образования, рост профессионального мастерства педагогов, организационное развитие школы, формирование лидерских качеств у учащихся и педагогов.

Измерения и способ подтверждения

При оценке Учреждения по этому критерию можно выделить:

- общее количество конкурсных мероприятий и т.д., в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся;

- динамику количества конкурсов за последние три года;

- уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный, вузовский, корпоративный и др.) и динамика изменений участия в конкурсах разного уровня;

- охват участием в конкурсах педагогов и динамика за последние 3 года;

- охват участием в конкурсах учащихся и динамика за последние 3 года.

Комиссия вправе попросить претендента предоставить копии документов, свидетельствующих о том, что он участвовал или побеждал в муниципальных, региональных или общероссийских конкурсах.

Оценивание

При оценке работы Учреждения по критерию «участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах» экспертам важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, свидетельствами и др. документами, свидетельствующие о победах, а, в первую очередь, и на разнообразие конкурсных форм, массовость этих мероприятий, а также динамику этих процессов.

На получение наивысших баллов могут претендовать те учреждения, которые имеют:

• положительную динамику по всем перечисленным показателям за последние три года;

• широкий спектр конкурсных мероприятий;

• уровень конкурсов, в которых участвует Учреждение.

Критерий «Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования»

Содержание критерия

Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями полнокомпонентного образовательного процесса в школе, обеспечивающего личностное развитие детей. При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие предлагаемых образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.

В рамках данного проекта мы считаем целесообразным рассматривать внеурочную деятельность, прежде всего, с точки зрения ее направленности на формирование социальной и коммуникативной компетентности учащихся, профессионального самоопределения, развитие их творческого потенциала, поскольку именно эти образовательные результаты наиболее сложно обеспечить в рамках классно-урочной организации учебного процесса.

Измерения и способ подтверждения

Для оценки общеобразовательного учреждения по критерию «создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования» рекомендуется использовать три группы показателей.

Первая группа характеризует результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Вторая – основные условия для их реализации.

Третья – наличие условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Оценка результатов может проводиться по показателям:

• охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности);

• охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях в своей школе в целом (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности);

• охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе (в целом по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности).

Оценка основных условий для дополнительного образования и внеурочной деятельности может проводиться по показателям:

• количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся);

• финансовая доступность для учащихся;

• наличие квалифицированных преподавателей.

Оценка условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности осуществляется по наличию программы развития дополнительного образования (как часть общей программы развития образовательного учреждения) или мероприятий в рамках общей программы развития учреждения.

Оценивание

При оценивании важно рассматривать все выделенные группы показателей во взаимосвязи. Высокие баллы выставляются, если общеобразовательное учреждение имеет высокие результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования по выше перечисленным показателям, а также если в программе развития учреждения присутствует раздел или мероприятия по развитию блока дополнительного образования и внеурочной деятельности. Кроме того, должно быть обеспечено разнообразие программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, охвачены все возрастные группы учащихся.


скачать документ [193.5 Kb]


Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.