27.2.2007
Рекомендации к оформлению материалов учителя для проведения экспертизы по критериям отбора
Рекомендации к оформлению материалов учителя для проведения экспертизы по критериям отбора Согласно правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, основным документом, предъявляемым учителем на конкурс для проведения экспертизы по критериям отбора, является аналитическая справка. Опыт проведения конкурса в 2006 году показал, что информация о деятельности учителя в соответствии с критериями отбора представлялась в различных формах. Чаще всего встречаются два варианта: • аналитическая справка, которая представляет собой описание опыта учителя в той или иной форме; • аналитическая справка + информационная карта (или портфолио профессиональных достижений учителя) в виде таблицы, составленной в соответствии с критериями отбора. Следует отметить, что организаторами конкурса в некоторых регионах было принято решение о включении в перечень конкурсной документации дополнительных материалов, подтверждающих эффективность деятельности учителя. Можно назвать возможные формы представления дополнительных сведений: информационные карты учителя, составленные в соответствии с формализованными критериями отбора; дополнительная аналитическая информация (в структуре аналитической справки); портфолио профессиональных достижений кандидата; педагогическое эссе учителя; другие документы (кроме аналитической справки), представленные в конкурсную комиссию. Практика проведения конкурса в 2006 году показывает, что эксперты при проведении экспертизы на основании аналитических справок столкнулись с такими основными трудностями, как: • отсутствие в аналитической справке и других документах сведений, подтверждающих данные в соответствии с критериями отбора; • необоснованно большой объем подтверждающей документации (копии грамот, публикаций и т.д.). Изученный опыт проведения конкурса в разных субъектах федерации позволяет сделать вывод о том, что аналитическая справка должна составляться в строгом соответствии критериям отбора. Это позволит экспертам легко ориентироваться в тексте аналитической справки и соотносить представленную в ней информацию о деятельности учителя с критериями конкурсного отбора. Учитывая прогнозируемое увеличение количества участников конкурса в 2007 году и особенности проведения экспертизы, необходимо ориентироваться на принцип минимизации конкурсной документации. Одним из путей реализации данного принципа может стать сокращение объема подтверждающей документации. Опыт показывает, что чаще всего экспертиза представленных учителем документов основывается на информации, достоверность которой подтверждается выписками, справками, копиями грамот, свидетельств и т.д. Объем такого рода документации может доходить до 250 стр., что усложняет работу общественных экспертов. Считаем, что, поскольку результаты деятельности учителя всегда в той или иной степени являются достоянием гласности (как на уровне школы, так и на уровне района, города), значительная часть информации может не подтверждаться учителем документально, либо для определения достоверности этой информации достаточным является подтверждение Заявителя или руководителя образовательного учреждения (там, где он заверяет те или иные сведения). Так, не вполне оправданным представляется требование о подтверждении информации о победителях олимпиад, соревнований, конкурсов районного, муниципального, городского, регионального уровня, организаторами которых являются учреждения образования, поскольку результаты проведения мероприятий такого рода фиксируются в момент проведения и могут быть представлены в любое время по требованию экспертов. Достоверность представленных учителем сведений фактически подтверждается Заявителем, и он берет на себя полную ответственность за достоверность заверенных им данных. Подобное решение о принятии сведений без какой-либо подтверждающей документации, уже принималось в ряде регионов при проведении конкурса в 2006 году, когда представлялись результаты, демонстрирующие динамику качества знаний учащихся. Данные сведения заверялись администрацией школы, что являлось вполне достаточным. Уменьшение объема конкурсной документации может быть осуществлено также за счет сокращения текстов описательного характера, включенных в аналитическую справку. К примеру, значительный объем в аналитической справке, как правило, занимает описание используемой учителем образовательной технологии (или нескольких технологий). Чаще всего данный текст представляет собой миниреферат работ известных ученых. Порой для того чтобы эксперт мог понять сущность описываемой образовательной технологии, организаторы конкурса специально привлекали консультантов. В связи с этим следует сместить акценты с описания технологии на предъявление конкретных примеров работ, выполненных в рамках используемой образовательной технологии. Это может быть как сам проект учащегося (если он не велик по объему), так и просто темы и планы реализации используемых учебных проектов. Очевидно, что даже эксперту, не имеющему профессионального педагогического образования, такого рода данные помогут принять объективное решение.
скачать документ [36 Kb]
Архив »»
|