27.2.2007
Использование современных образовательных технологий
Критерий «использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе» Содержание критерия Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель. При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели: 1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету. 2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе. 3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов. 4. Результативность использования современных образовательных технологий. Способ оценивания Будем исходить из того, что максимально возможный балл по данному критерию – 8. В случае если имеется достоверное обоснование показателя № 4 (на уровне грамотно проведенного педагогического эксперимента, диссертационного исследования), целесообразно исходить из максимального балла по данному критерию, что позволяет иметь итоговую оценку по критерию 7-8 баллов. Здесь при определении оценки фактически работает принцип «поглощения» (см. выше), по крайней мере, по отношению к показателям №1 и/или 2. То же касается и показателя № 3. Его обоснованное наличие также позволяет исходить из максимального балла по данному критерию. Наличие только двух первых показателей позволяет давать оценку, исходя из максимального балла 6. Наличие только одного из первых двух показателей позволяет исходить из максимального балла 3. Комментарий по итогам первого года ПНПО Оценка работы учителя по данному критерию представляется очень сложной, так как отсутствует механизм оценки эффективности использования образовательных технологий в учебном процессе. Большинство регионов ограничиваются требованием перечислить используемые учителем образовательные технологии, хотя такое перечисление не позволяет оценить качество работы. Попытка оценивать уровень использования современных образовательных технологий по открытым урокам также вряд ли может быть результативной, так как использование любой из образовательных технологий эффективно лишь тогда, когда оно системно. Перечисление в аналитической справке многих из используемых в современной школе образовательных технологий, среди которых учитель должен отметить те, которые он использует, тоже представляется неоднозначным решением, поскольку даже такой подробный список может быть неполон. Кроме того, механизм оценки эффективности использования образовательных технологий при таком подходе тоже отсутствует. Оценить использование метода проектов, например, можно по представленным темам учебных проектов, реализуемых учениками у данного учителя. Порой одного названия темы достаточно, чтобы сделать вывод проект это или не проект. То же касается и подтверждения того, что учитель использует исследовательский метод обучения. Если учитель заявляет, что использует дискуссионные формы работы на уроках, то он может представить модель урока и т.д. Но в целом, даже одна приложенная к аналитической справке работа ученика, выполненная в русле той или иной заявленной технологии (проект, учебное исследование и др.) чаще всего является достаточным подтверждением того, что данная образовательная технология учителем действительно применяется. В число показателей по данному критерию может быть включен факт разработки программы элективного курса и преподавание учителем такого курса. Хотя элективные курсы и образовательные технологии – это, безусловно, разные вещи, уместно всё же рассматривать такую работу учителя именно в рамках данного критерия. Обоснование состоит в том, что, во-первых, преподавание элективных курсов еще труднее отнести к какому-либо другому критерию, а во-вторых, именно элективные курсы дают широкие возможности для использования современных образовательных технологий и предполагают их обязательное применение. Использование ИКТ в процессе обучения предмету тоже в большинстве случаев оценивается на уровне констатации факта, при этом не указывается, что именно следует оценивать: создание компьютерных презентаций учителем и учащимися, использование обучающих программ, электронных изданий, участие в Интернет-проектах и т.д. Стоит обратить внимание на то, что критерий сформулирован как «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе», т.е. информационно-коммуникационные технологии являются лишь одной из образовательных технологий, но не обязательным условием оценки по данному критерию. Возможно, использование ИКТ в процессе педагогической деятельности не следует оценивать отдельным показателем или ввести различную балльную оценку по этому показателю для учителей разных предметов, так как, например, учителя физкультуры оказываются ущемленными по этому показателю.
скачать документ [35.5 Kb]
Архив »»
|