13.8.2007
Тезисы доклада А.Фурсенко
К заседанию Президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 24 апреля 2007 г. Тезисы доклада А.Фурсенко «О комплексных проектах модернизации образования, реализуемых субъектами Российской Федерации в 2007-2009 годах» 1. Почти месяц назад завершен конкурс среди регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На конкурс было подано 53 заявки. Двадцать одна из них по решению конкурсной комиссии получила поддержку из федерального бюджета. Кроме того, три региона получили статус победителей-консультантов, их опыт и возможности мы планируем широко использовать для поддержки победителей. Участвовали регионы из всех федеральных округов, и в каждом федеральном округе есть победители. 2. Мы проанализировали региональные заявки победителей; 13 апреля провели первый семинар-совещание с руководителями образования победивших регионов. Это позволило сформулировать основные результаты, которые будут получены во всех регионах по завершении трехлетнего проекта. 3. Мы выделяем два уровня ожидаемых результатов. Первый уровень - институциональный. Это системные изменения, новые механизмы управления образованием, которые изнутри и извне - со стороны потребителей - стимулируют систему к повышению результативности и качества образовательных услуг. Системные изменения будут осуществляться по пяти основным направлениям комплексных проектов. В первую очередь это изменения в оплате труда педагогов. В школьном фонде оплаты и в зарплате появятся две части - базовая и стимулирующая. Стимулирующая будет последовательно увеличиваться по мере повышения эффективности системы образования и к концу проекта составит до 40% в фонде оплаты труда каждой школы. Это позволит ощутимо поощрять учителей за высокие достигнутые результаты и востребованное гражданами современное качество педагогического труда. Распределение стимулирующей части - задача школьных управляющих советов. Подобные механизмы поощрения за качество отработаны во всех регионах при отборе инновационных школ и лучших учителей. Изменится и структура основной части зарплаты. Если раньше она зависела фактически только от количества проведенных уроков, то в новой системе будут прозрачно учтены и оплачены все виды деятельности учителя, их сложность и интенсивность. К чему это приведет? Чем рациональнее расписание, укомплектованность классов и штатов, тем больше зарплата учителей. Это, наряду с повышением оплаты труда, наконец, позволит решить проблему перегрузки школьников, корень которой заключался в устаревшей системе оплаты: чем больше уроков, тем больше получал учитель. 4. Наряду с совершенствованием оплаты труда учителей изменятся и принципы начисления зарплаты школьным административным работникам. Главный общий результат здесь - оптимизация соотношения между фондами зарплаты учителей и остальных работников, что будет вести к оптимизации управленческого аппарата учреждения. Зарплата руководителя будет зависеть от средней зарплаты педагогических работников школы. Это мотивирует директора на повышение доходов учителей. Для руководителей тоже будут устанавливаться стимулирующие надбавки, распределяемые с участием общественности. 5. Согласно заявкам, обязательство по 100%-му переходу школ на новую оплату труда взяли на себя почти все регионы-победители. Сегодня, начав конкретную совместную работу с регионами, я уверен, те регионы, которые пока не взяли на себя максимальное обязательство по этому ключевому направлению, смогут выйти на его достижение. 6. Новые принципы оплаты труда взаимосвязаны с изменением механизма финансирования школ. Финансовые средства на реализацию Госстандарта будут выделяться школе в расчете на каждого учащегося по установленному региональному нормативу. Основные результаты по этому направлению комплексных проектов: Во-первых, доведение средств подушевого норматива по числу учащихся до каждой школы. Этот механизм стимулирует школы к привлечению учащихся, а значит, к росту качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, он станет для школ и стимулом повышения эффективности расходования получаемых средств при условии финансовой самостоятельности школы. Норматив на реализацию Госстандарта помимо средств на зарплату включает средства на учебные расходы, на оснащение учебного процесса. По мере перехода на нормативное финансирование доля учебных расходов вырастет почти в 2 раза и составит во всех регионах около 10%. Это позволит своевременно обновлять учебное оборудование и оснащать учебный процесс. 7. Институциональные изменения запланированы и по всем остальным направлениям комплексных проектов. В том числе, внешняя объективная итоговая аттестация выпускников и 9-х, и 11-х классов; ресурсная поддержка позитивных изменений, происходящих в сети образовательных учреждений; общественные советы, участвующие в принятии управленческих решений в школах и муниципальных образовательных системах. Анализ региональных проектов показал, что основными ориентирами для регионов при планировании системных изменений стали модельные методики подушевого финансирования и оплаты труда, а также механизмы и регламенты приоритетного национального проекта «Образование». 8. Комплекс институциональных изменений запустит механизмы саморегулирования и в результате приведет к существенному улучшению условий предоставления образования. 9. Второй уровень - социальные эффекты производимых системных изменений; результаты, которые непосредственно почувствуют граждане. Это улучшение качества образования и условий его предоставления. По окончании проекта в регионах победителях не менее 70% школьников (в три раза больше, чем сейчас) смогут учиться в современных здоровьесберегающих и развивающих условиях независимо от места жительства. Причем создание нормальных условий в школе - это не только хорошие компьютеры и оснащенные кабинеты. Не менее важно решение социальных вопросов для детей. В частности, организация горячего питания и медицинского обслуживания, теплые туалеты, просторные спортзалы и библиотеки. Это обеспечит высокие равные социальные возможности, социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность выпускников. 10. Регионы проработали планы мероприятий по реализации основных направлений проекта. На слайде представлены основные действия, которые будут осуществлены в 2007 году. На этапе подготовки конкурсных заявок регионы разработали и представили на конкурс концепции ключевых системных изменений. В начале проекта предстоит эти концепции развернуть до уровня нормативных актов - разработать и принять региональные законы и постановления, раскрывающие и реализующие их; разработать на их основе инструктивные и методические материалы, подготовить исполнителей к запуску новых механизмов управления. С первого сентября ключевые системные изменения начнут осуществляться на уровне апробации. На федеральном уровне предусмотрены мониторинг, консультационная и методическая поддержка этих процессов, которые позволят выйти на достижение заявленных на 2007 год обязательств. 9. В течение всего срока реализации проектов будет также осуществляться контроль выполнения мероприятий в соответствии с региональными планами, по окончании года - контроль достижения заявленных показателей. В настоящее время завершается работа по заключению соглашений с регионами о предоставлении субсидий. Согласно бюджетной росписи средства субсидий на реализацию комплексных проектов будут перечисляться в регионы ежеквартально. В соответствии с соглашением при обнаружении нецелевого расходования средств или их нерасходования Рособразование вправе скорректировать объем предоставляемых субсидий, а конкурсная комиссия при необходимости - собраться и принять решения по отдельным регионам. 10. Осуществление основных системных изменений, в первую очередь, изменения системы оплаты труда учителей, в ходе реализации комплексных проектов позволит: качественно обновить порядок аттестации педагогов и руководителей школ, выработать более адекватные современному представлению об образовательном процессе нормы педагогического труда. 11. Реализация системных изменений не ограничится рамками отобранных регионов. Регионам, подавшим заявки, но не ставшим победителями будет доступен весь методический материал, по желанию они смогут его применить в своих комплексных проектах и, вполне возможно, победить и получить поддержку в последующие годы. 12. В завершение позвольте выразить благодарность аппарату президиума Совета, лично Александре Юрьевне Левицкой, Экспертному управлению за серьезное внимание к данному вопросу и ценную помощь при подготовке материалов к сегодняшнему рассмотрению.
Архив »»
|