182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

открыть картинку в новом окне 13.8.2008
ДОРОГА С БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Мои воспоминания о своей школе, особенно о начальной, до сих пор самые теплые. Она была одноэтажной,

маленькой и деревянной. В ней училось не больше сотни ребятишек с первого по десятый класс. После занятий была продленка для желающих. Все очень уютно, по-домашнему. Учителя звали детей по имени, и уж если и наказывали, то до искреннего раскаивания и взаимных объятий со слезами.

А после четвертого класса была другая школа – большая, трехэтажная, стоящая в пятистах метрах от начальной. Потом в моей жизни было много школ – работа отца-военного требовала частых переездов с места на место. Я

ной. Переход туда, в пятый класс, для каждого был чем-то торжественным и престижным.

помню волнение родителей за то, как я – их любимое чадо – поладит с новым коллективом. Слава Богу, все всегда было нормально. Дети, за редким исключением, гораздо проще адаптируются к новым условиям, чем взрослые, и общий язык между собой тоже находят быстрее.

Эти мои детские воспоминания навеяло событие, которое практически все лето горячо обсуждается и в коллективах городской системы образования, и на страницах местных СМИ. Речь идет о действиях органов местного самоуправления и о вынесенном решении Великолукской городской Думы по поводу реорганизации средней школы № 6 путем присоединения к ней средней школы № 18 и не согласиях отдельных родителей и членов педколлектива последней с данным решением.

Нам уже практически стало привычно, что любое новое дело сталкивается с трудностями. Но ведь в деле реорганизации системы образования есть уже большой и положительный опыт. Вспомните хотя бы, каким пугающим вначале был перевод школ на одиннадцати летку во времена «хрущевской оттепели», а все получи лось не плохо. Сколько пустых опасений и споров было хотя бы с переходом на программу 14, по которой сегодня уже занимается вся страна. Да и вопросы слияния школ города, которые периодически возникали и в Великих Луках, решались в конечном итоге благополучно и с обоюдной выгодой.

То, что реформы необходимы, сегодня понимают все. Однако реорганизация, коснувшаяся школ № 6 и № 18, какие бы благие цели она не преследовала, оказалась процессом очень болезненным, породившим не только массу вопросов, но и заявление в суд.

ИЗ ЧЕГО СЛОЖЕНА ПРОБЛЕМА

Рассмотрим позицию заявителей, коими оказались трое родителей детей из школы №18. Их аргументы лично мне, да и тем, кто внимательно следил за развитием событий вокруг реорганизации школы, сразу показались надуманными. Тесто, из которых они «лепились», было замешено на горячности эмоций, которые, как известно, разуму плохие друзья.

На протяжении всех 18-ти заседаний суда по подан ному ими заявлению об оспаривании действий органов местного самоуправления родители, поддерживаемые определенной группой педагогов школы №18, пытались обвинить власть в том, что своими действия ми, то есть реорганизацией, были попраны честь и достоинство родителей, педагогов и нарушены все возможные нормы и законы, защищающие права их детей. Упор делался и на недостаточную информированность по рассматриваемому вопросу, и на то, что ни они сами, ни их дети не давали согласие на ре

организацию. Возражений по проблеме судом было приобщено к делу достаточно много. Человеческое мышление устроено таким образом, что всякий раз, когда мы находим ответ на один занимающий нас вопрос, мы получаем целую гамму новых, еще более сложных и потому более захватывающих вопросов.

Поэтому целесообразно рассмотреть и позицию так называемых в деле заинтересованных лиц, какими являются представители власти обеих структур и лиц третьих – педагогов, выразивших позицию «за». Так вот, реорганизация школы путем присоединения одной к другой была не самоцелью управления образования и Администрации города. Это объективное требование дня. Наше общество, а, следователь но, и власть, в первую очередь должны думать о судьбах наших детей, о тех возможностях, которые им создаются сегодня и какими им быть в будущем. В комплекс качества образования входит не только наличие в школе квалифицированных кадров, но и сов ременной учебной материальной базы. А таковая в данных школах возможна в дальнейшем будет только на предложенных реорганизацией условиях. Ведь по стране сейчас широко «шагает» система подушевого финансирования. На новые рельсы переходят все школы регионов. По мнению правительства РФ, новые механизмы финансирования и оплаты труда позволяют добиться повышения качества образовательных услуг.

Школа №18 на сегодняшний день, к сожалению, по всем своим показателям приближается к малокомплектной и по тому не вписывается в перспективное нормативное финансирование. Решение о присоединении ее к школе №6, находящейся в четырехстах метрах от школы №18, принято для того, чтобы она могла нормально функционировать.

Да и в любом случае детям лучше учиться не в полупустых классах. Если же говорить о перспективах, то на несколько лет вперед управлением образования просчитано, что число детей в этом микрорайоне не будет увеличиваться. Городской отдел образования продумал данное мероприятие и всячески моделировал ситуацию. Ведь с потерей учащихся в образовательном учреждении перестает эффективно действовать система финансирования по методу «корзинки учащихся». Это само собой повлечет снижение качества обучения, так как в школе начнется политика выживания. Тем самым произойдет невольное отвлечение внимания педагогического коллектива от основных задач школы. Нехватка средств не только не предоставит возможности обеспечения новыми современными учебными средства ми, но и не будет обновлять содержание обучения.

Во избежание конфликтных ситуаций в ходе процесса ре организации двух школ управление образования при личных встречах и в местных СМИ в различных формах активно и очень подробно разъясняло педколлективу, школьной общественности, родителям и всем следящим за процессом лицам необходимость данного мероприятия, его преимущества и перспективы.

К сказанному выше целесообразно добавить одно важное и решающее обстоятельство. Школы, участвующие в процессе реорганизации, являются муниципальными, и, следовательно, ответственность за них лежит на муниципалитете, поэтому решение о реорганизации было абсолютно обоснованным. Что и было признано в конечном итоге решением суда.

ЧТО БУДЕТ ТЕПЕРЬ?

Принять разумное и правильное решение суду было не просто – у каждой стороны имелась своя правда. Управление образование в эти дни старалось, чтобы личные амбиции участников конфликта не были выше интересов детей и в конечном результате дали последним возможность получить качественное образование. При этом логично заметить, что в какой по номеру школе юные жители микрорайона приобретут все необходимые для успешного будущего знания и навыки, не так уж и важно. Главное, чтобы дети были здоровы ми и умеющими думать. Участникам процесса доходчиво разъяснялось, что ни дети, ни педагоги при реорганизации школы не будут ущемлены. Оба здания будут функционировать. В одном разместят нуле вые и младшие, а в другом – старшие классы. В чем ущемление прав ребенка, о котором на суде говорили заявители? В том, что малыши изымаются из-под влияния старшеклассников, которое, увы, в наше время, не всегда бывает благотворным? В том, что дети освобождаются от школьной «дедовщины», от раннего знакомства с далеко не детскими социальными пороками, от многих иных знаний, которые им пока что ни к чему. Предвижу рассуждения некоторых несогласных о необходимости «закалять» малышей для неизбежной встречи с суровой жизненной реальностью. Но, чем дольше вам, уважаемые родители, удастся уберечь пусть и в оранжерейной атмосфере школы только для малышей впечатлительные детские души от прилипчивых социальных инфекций, тем легче будет им, повзрослевшим, сохранить душевное здоровье в реалиях жизни. Кроме того, при реорганизации обещано сохранить и весь педколлектив присоединяемой школы, и состав классов, с которыми они работали и часы учителям. Но…

«НЕ ХОТИМ В ОБЩИЙ КОЛХОЗ!»

К этому сводятся до сих пор все доводы по вопросу реорганизации не только у отдельных родителей, но и у многих учителей школы №18. С одной стороны, их можно было бы и понять: они не так давно сменили своего учредителя, став из ведомственного муниципальным образовательным учреждением. И, видно, не совсем улеглись еще переживания от того, что педагоги, привыкшие в этой школе работать на свой лад (надо отметить, что достаточно интересно) и не знавшие в таком положении в Великих Луках себе ни соперников, ни компетентных критиков, ста ли одной школой из многих.

Да, великий Ломоносов пришел когда-то в Петербург без ноутбука в холщовой сумке. Но это не значит, что мы должны признать не позицию педагогов двигаться вперед, а желание их вариться в собственном соку, не показывая носа из хоть и созданного многими усилиями, устоявшегося, до сердечной боли привычного, но тесного мирка. И доводы троих родителей на суде о том, что никакие высокотехнологичные «игрушки» и предлагаемые в дальнейшем новой школе программы развития их детей не заменят теплоту атмосферы и особой обласканности, на заинтересованных лиц впечатления, слава Богу, не произвели.

НАБЛЮДАЯ СО СТОРОНЫ

Дело судом

рассмотрено. Но точку ставить, похоже, рано. Столь бушевавшие страсти так просто не укладываются. Поэтому позволю себе еще несколько мыслей наблюдателя. Понятно, что для родителей

переход детей в стены другой школы – это сложный психологический момент. Я умышленно не добавляю в данное предложение фразу «и для детей». Потому что детский организм представляет собой хоть и хрупкий механизм, но с более легкой системой адаптации. Однако достаточно зависимой от нашей родительской позиции и фантазии. Фор мула: плачет мать – заплачет и ребенок, знакома каждому.

С одной стороны, может быть и не плохо, когда родители активно проявляют свою гражданскую позицию. Другое дело, каковы цели такой активности. Из услышанного в их выступлениях на суде явно прослеживалось не желание отстоять свою школу для всех, а лишь забота о своем личном, с годами устоявшемся. Уместно отметить, что дети заявите лей (и это неоднократно подчеркивалось ими же на суде) – круглые отличники. Так что же так боятся за них родители? Не уверены в их способностях? Или боятся в новой школе не донести корзинку с пятерочками до аттестата? Разве в этом могут стать помехой новые стены другой школы? Программа то остается прежней. А как же в таком случае они через год-два поедут учиться в вузы, ведь это тоже новые стены. Или вы будете снова через суды требовать для себя, любимых, подать вуз в микрорайон? Вот такой абсурд получается…

В общем, резон у каждого, и у заявителей-родителей, и поддерживающих их требования педагогов был свой, но все вместе они были категорически против решения властей. А у Администрации и депутатов городской Думы, управления образования и педколлектива школы №6, к которой должно произойти присоединение, да

же у директора этой самой школы №18, вовремя понявшей все грядущие для школьников и коллектива перспективы и не побоявшейся пойти в данном споре вразрез с мнением группы своих подопечных, были свои резоны. Они хотели продлить ребятам детство, создать школу (а далее по плану социально-культурный центр) радости и творческого развития. В который раз уже теперь я, обычный родитель, объясняю это тем мамочкам и папочкам,

которые поставили под сомнение действие администрации, гордумы и управления образования.

О ВТОРОЙ СТОРОНЕ «МЕДАЛИ». МОРАЛЬНО –

ЭТИЧЕСКОЙ

Именно учитывая ее существование в своих рассуждениях и высказываниях по результатам наблюдений, я не называю ни имен, ни фамилий участников конфликта, а лишь хочу показать его последствия.

Разрушительная сила конфликта такова, что пока стороны бьются в его разрешении, практически полностью оказывается парализованным дело. Конфликт уменьшает работоспособность, приводит к явным потерям и напряженности в коллективе. Он сродни эпидемии. То, что «заварила» несогласная с реорганизацией школы сторона, зовет лишь на конкретную борьбу. Но с кем? Изучив и поняв детали, я не могу охарактеризовать происходившее в суде иначе, как жесткую, психологическую атаку и на органы власти, и на других членов родительского коллектива, и в итоге на собственных детей. А что вы думаете, если в зале суда звучали столь бурные эмоциональные возражения со стороны заявителей, то можно предположить, какими нелицеприятными они были в «закулисье» или в семьях этих самых родителей. В каких страшных картинах, похоже, детям рисовалось их будущее в школе №6. Странно, что на возмущения, выражения всяческих несогласий, приведение многочисленных доводов в свою пользу и сказочных домыслов, в очернение проекта реорганизаций, у троих заявителей сил хватало. А спокойно разъяснить своим чадам истинную суть проблемы, помочь правильно понять момент, да просто подбодрить или успокоить – они иссякли. И все грядущее рукой взрослых накрывалось лишь траурной черной вуалью. А разве не мы, родители, обязаны и в горе, и в радости быть рядом со своими детьми, помогать им? Но для отдельных родителей поднимаемая проблема оказалась лишь возможностью выделиться красивым словесным пиаром. Правда, души своих детей они в одном поберегли. Потому что в качестве свидетелей в суд привели вместе с так любящими школьников педагога ми не своих, защищаемых в дни судебного разбирательства, а чьих-то других детей. Резонно стоит вопрос: а знают ли родители этих разволновавшихся и расплакавшихся тогда в зале суда юных свидетелей, что их детей использовали для защиты своих доводов взрослые тети и дяди. Что их психику они первую же не пощадили, что их горючими слезами спекулятивно прикрылись и педагоги, присутствующие на этом спектакле цинизма. Я очень хочу думать, что родители этих детей не знали, куда их чада водились. И что рекомендовали сказать суду. Я бы лично ни когда своего ребенка не пустила бы в суд, пощадила бы его душу. Так как в сравнении с предлагаемым переходом в классные помещения другой школы, участие детей в данном мероприятии для меня не укладывается ни в рамки мора ли, ни в рамки элементарной порядочности.

И ЕЩЕ…

Меня всегда поражала из лишняя напористость лиц с гуманитарными степенями, их готовность научно обосновать превращение белого в черное и наоборот вплоть до бесцветного, но с обязательным показом в виде доказательств всего своего личного интеллектуального потенциала в различных областях и сферах. Слушая каждое выступление представителя заявителей со всевозможными обоснованиями и возражениями, мне показалось, что не помочь этим, несколько «заблудившимся» в проблеме людям, пришел представитель, не отстоять желаемую правоту заявите лей, а распахать многие темы явно (по ее мнению) не трону того на территории данного муниципалитета поля. Можно долго спорить о возможностях, нюансах и эмоциях ораторского искусства выступающего, но в данном случае на суде оно явно сыграло далеко не в пользу заявителей. Казалось, словно весь наработанный опыт этого кандидата педагогических наук копился годами именно для этого выступления. Но опять же он защищал не хрупкие души детей, а систему с концепциями и всевозможными статьями законов. Даже семейный кодекс, якобы нарушенный властями, но как признал суд не являющийся предметом данного судебно го разбирательства, не единожды вплетался в речь представителя заявителей. В очень эмоциональной, порой безыпиляционной, сотканной, как часто казалось, из громких клишированных фраз и акцентов в сторону высоты своего управленческого образования, речи, потонула суть вопроса. Не возымели на суд действия и приведенные многочисленные цитаты из произведений великих педагогов о хрупкости детства. И, к счастью, у нас оказался действительно «самый справедливый суд в мире», который не позволил заявителям ограничить органы местного самоуправления в своих правах и отказал в иске.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА.

До начала учебного года времени остается совсем не много. Уже сегодня ясно, что он будет не простым и для школы №6, и для коллектива бывшей школы №18. Конечно, проблемы при проведении мероприятий реорганизации еще будут. Их нет, пожалуй, у тех, кто не работает или халатно относится к своей педагогической миссии. Психологи утверждают так: если ты проснулся и понял, что у тебя нет проблем, – значит, ты умер. Проблемы – это не так уж и плохо. Только надо относиться к ним правильно. Не заламывать руки, строя из себя жертву обстоятельств, а принимать проблему как возможность стимулирования поиска наивернейших ее решений. Так к проблеме дальнейшего существования школы №18 и подходило управление образования. А те, кто привык «вариться в собственном соку», этого, увы, пока не поняли. А ведь их школу реорганизацией ничуть не понизили в ранге, лишь да ли возможность искать новые подходы к ученику, внедрять инновационные системы обучения и, в конечном итоге, сохранили за ней ключевое звено в образовательной системе города. Как хочется, чтобы первое сентября в школу №6 все пришли с хорошим настроением, с радостью от встречи с коллегами и детьми. Пришли с запасом терпения, пони мания и обязательной мягкости в общении с ребятами. Что бы ни было, но обеим школам надо жить одним дружным коллективом, и тог да у него все получится!

Ф. ПЕТРОВИЧ


открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.