16.11.2010
«Моё видение новых образовательных стандартов»
Каждый учебный год для нас на самом деле новый: мы работаем на завтрашний день, мир меняется стремительно. Изменения приходят извне, а образовательная система реагирует. Нынче нам предстоит внедрять Новый стандарт образования. Не могу сказать, что все в нем для нас ново – ведь мы давно пришли к выводу, что миссия школы – объединить детей, учителей и родителей. Особенно это важно в начальной школе, когда ребенку еще только предстоит адаптироваться к образовательной среде. На мой взгляд, Новые стандарты, как раз, и предусматривают такое взаимодействие, создают условия для его реализации. Внимательно изучая стандарты, я обратила внимание, что содержание образования не сводится только к учебному материалу. Это еще и ключевые универсальные учебные действия. Мы же понимаем, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Именно здесь закладывается фундамент всего последующего обучения, именно здесь мы учим ребенка учиться. Важно, чтобы это процесс был интересным и радостным. А как этого достичь? Согласитесь, что урок в традиционной форме зачастую не позволяет ученику в полной мере использовать свой внутренний потенциал, а учителю организовать учебный процесс более плодотворно. Урок должен стать другим. Учителя начальных классов лицея, например, плодотворно используют поисковую и проектную формы работы. Ещё семь лет назад мы пришли к необходимости введения учебного исследования в образовательный процесс. Как важно научить ребенка ставить проблему, познакомить с приемами ее решения! Тогда он учится видеть себя частью большого мира и нести ответственность за этот мир. Организация исследовательской работы ставит ученика на более высокий уровень обучения, самостоятельного приобретения знаний, расширяется его информационное поле. Эта работа потребовала более детального изучения и применения учениками компьютерных технологий. Параллельно обсуждались вопросы грамотного общения с компьютером, проверялось самими школьниками его влияние на организм, что способствует формированию культуры использования ИКТ. С 2007 года мы активно и успешно сотрудничаем с Малой академией наук «Интеллект будущего». Участие в заочных олимпиадах готовит ребят в дальнейшем к правильной организации самостоятельного получения и применения знаний, формирует интерес к учебному труду. Не говоря о том, что развивает их интеллектуально и творчески. А новый стандарт среди планируемых результатов образования одним из важнейших считает воспитание умения учиться, индивидуальный прогресс ребёнка в основных сферах личностного развития. Структура планируемых Стандартом результатов в целом традиционна, потому что содержание начального образования в принципе сложилось и довольно устойчиво. Новые элементы, которые я вижу, это работа с моделями, элементы стереометрии, работа с текстом – устным и письменным – в курсах русского языка и чтения, методология познания – в курсе окружающего мира. Для меня важно, что планируемые результаты разрабатываются не изолированно. Параллельно идет разработка педагогических методов, приемов, технологий их достижения. Особая ответственность возлагается на нас, учителей. Как мы видим себя, свою задачу – рассказать детям то, что написано в программах, учебниках, и затем оценить то, что у них отложилось, или организовать такую деятельность, которая позволит каждому научиться правильно действовать в той или иной учебной ситуации. Нас надо учить! На выездных курсах, дистанционно, в процессе обмена опытом. Лицей включили в эксперимент по внедрению Стандартов. Мы, в общем-то, готовы кадрово, содержательно и процессуально. Понимаем ответственность – не навреди ребенку! Понимаем, что за нами пойдут остальные. И будем очень стараться. Новый стандарт действительно нужен!!!
скачать документ [6.03 Mb]
Архив »»
|