15.9.2010
«Ваши дети – наши дети». /Воспитательный потенциал городского учреждения дополнительного образования/.
«Воспитательный потенциал городского учреждения дополнительного образования детей» (Ваши дети – наши дети) Соусова Л.П., директор МОУДОД «ЦДЮТТ» План выступления: О миссии дополнительного образования в воспитании. Коллектив энтузиастов и единомышленников.( Об учреждении, пед. коллективе) Воспитательное пространство ЦДЮТТ (Об интегративных связях учреждения) Творчество, мастерство, трудолюбие и общение – наш воспитательный потенциал. Наши планы и проекты (и о том, что мешает их реализации.) Ваши дети – наши дети (приглашаем к сотрудничеству в решении общих задач воспитания). Добрый день, уважаемые коллеги! Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как социально-педагогическое явление и одновременно, как особая среда воспитания. Являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, оно выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности. Российское общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей системной работы, направленной на духовно-нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, становления у подростков системы ценностных ориентаций, подготовки школьников к жизненному самоопределению. Сегодня каждый педагогический коллектив должен владеть широким арсеналом форм и методов организации воспитательной работы и быть готовым к изменению подходов в решении огромного спектра воспитательных задач. Благодаря поддержке Администрации города, Управления образования, неиссякаемой энергии и энтузиазму педагогов в Великих Луках сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей. (слайд с перечнем учреждений доп. образования города) Достойное место в системе учреждений доп. образования города Великие Луки и Псковской области занимает Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества». Ежегодно в различных кружках, клубах, и секциях нашего Центра занимается более 1 000 детей и подростков разного возраста, разных интересов и стартовых возможностей – все они учатся в школах нашего города, воспитываются в дошкольных учреждениях, а под крышей нашего учреждения объединяются в творческие группы по интересам. Это большая семья любознательных, трудолюбивых и не очень, аккуратных и нетерпеливых, уверенных и нерешительных, тех - кто делает свои первые шаги и первые, пусть совсем маленькие победы на личном творческом маршруте, и тех, кто уже покоряет высокие пьедесталы. А это значит, что нам есть для кого работать и ради кого обсуждать проблемы воспитания. (слайд с детскими фотографиями) Наш Центр сегодня – это учреждение высшей категории, успешно прошедшее процедуру лицензирования, аккредитацию и аттестацию. Более 80 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию; около 70% - высшее образование. ( слайд с динамикой роста квалифик. педаг. состава, информация с сайта ЦДЮТТ – это…) Это коллектив единомышленников, энтузиастов технического творчества, где каждый вносит весомую лепту в жизнедеятельность учреждения, создание единого воспитательного пространства. Работу ЦДЮТТ сегодня невозможно представить без тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, учреждениями культуры и социальной сферы. На протяжении ряда лет творческие контакты связывают нас со школами города. Это прежде всего лицеи №10,11,школы № 1,2,6,7,9 ,школа-интернат №1, 5 коррекционная школа. Мы сотрудничаем с детской библиотекой им. А.П.Гайдара, социальным приютом. Учащиеся вышеперечисленных образовательных учреждений не только воспитанники наших творческих объединений, но и активные участники, проводимых в Центре мероприятий. Особенно хочется отметить и поблагодарить коллектив детей и учителей начальной школы лицея № 10. Только вместе, общими усилиями можно решать задачи воспитания и творческого развития детей и подростков. (слайд « зона творческой технической деятельности»). За последние годы нашему коллективу удалось систематизировать воспитательную деятельность и поднять ее на более высокий уровень. Эффективно используется накопленный опыт, традиции, внедряются новые востребованные формы воспитательной работы. Воспитательный процесс в нашем учреждении неразрывно связан с образовательной деятельностью. Большой воспитательный потенциал заложен и в образовательных программах научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической и социально-педагогической направленности. Уже изначально эти программы являются профессионально ориентированными. Необходимо отметить тот факт, что только в этом году два выпускника радиотехнического объединения поступили в престижные высшие учебные заведения г. Москвы: М. автодорожный и М. авиационный институты. Процесс обучения и воспитания в нашем Центре строится на основе совместного труда, творчества и общения. ( слайд с названиями программ). Занятия в детских творческих объединениях наполнены практико-деятельностным содержанием. И здесь важным фактором воспитания является личность педагога. От умения заинтересовать детей (в том числе и личным примером), создать благоприятный микроклимат, творческую созидательную атмосферу, демократическую систему взаимоотношений в детском коллективе, зависит результативность работы объединения, процесс личностного развития воспитанников, их социального становления и самоопределения. Заслуживает внимания опыт работы таких педагогов как: Зуев Н.С., Логвинов В.П., Котов В.А., Цветкоа А.С.,Беляков П.Л.,Кротов А.Э.,Смирнов И.И. (слайд с фото педагогов) Воспитательные технологии в практике работы ЦДЮТТ. Одной из форм реализации личностно - деятельностного подхода в дополнительном образовании являются проекты. Проектные методы позволяют строить процесс обучения и воспитания на основе сотрудничества всех участников, привлекая образовательные ресурсы общества, обеспечивая включение ребенка в социальное взаимодействие уже на этапе школьного обучения. В педагогическом коллективе ЦДЮТТ успешно апробировано несколько социально-образовательных проектов. Наиболее интересными можно назвать такие проекты как: «Техноэкскурс», «От сердца – к сердцу» «Юность России – старшему поколению», «Шаг в профессию», «Наша газета – «Техносфера», «Час творчества», «Школа творчества», «Когда оживает история», «Великое слово - Победа». Все они имеют разную направленность, но служат успешной социализации и социальной адаптации воспитанников. (слайд с фото по ремонту электроприборов и др.Грамота ФЦТТУ за проект Техноэкскурс) Большое значение в системе воспитания детей и подростков в нашем Центре отводится массовым мероприятиям. Ежегодно мы проводим свыше 50–ти мероприятий, большая их часть является социально-ориентированными. Сложившаяся система воспитательных мероприятий включает: организацию мероприятий внутри отдельных творческих объединений, внутриучрежденческих мероприятий, городских, открытых мероприятий , организацию участия в областных и всероссийских мероприятиях. (слайд традиционные мероприятия , проводимые в ЦДЮТТ, формы) В последние годы значительно увеличилось количество участников городских и открытых мероприятий. Их участниками в прошедшем учебном году стало свыше 1500 детей и подростков, из них более 600 были отмечены как победители и призеры. Этот факт является ярким подтверждением того, что у детей и подростков возросла потребность в реализации своих творческих способностей, презентации собственных достижений через различные массовые мероприятия. Продуманным является каждый этап проведения мероприятий: от разработки Положения, методического сопровождения - до подведения итогов и награждения. Мы стараемся наградить, отметить максимальное количество участников наших конкурсных, выставочных мероприятий, олимпиад, соревнований, показательных выступлений. Для этого мы активно привлекаем наших социальных партнеров и находим в их лице понимание и поддержку. (слайд «Спасибо спонсорам!», перечислить самых-самых) В нашем учреждении большое внимание уделяется организации участия юных великолучан в областных и всероссийских мероприятиях. Осуществляя своего рода посредническую деятельность, мы открываем детям новые возможности для реализации творческих планов, демонстрации достижений в том, или ином виде творчества. Ощутимыми стали такие победные результаты, как: Победа во Всероссийском конкурсе социальной рекламы, Победа во Всероссийском фотоконкурсе « Дети. Техника. Творчество», Всероссийском конкурсе рисунков «Корабли будущего» Всероссийском литературном конкурсе «Гагарин в судьбе моей страны» Всероссийском конкурсе «Наследники Ю.Гагарина» Большой воспитательный потенциал заложен в элективных курсах, в использовании игровых, информационных технологий, технологий развития творческой познавательной деятельности детей. В практике работы ЦДЮТТ активно применяются информационно-компьютерные, мультимедийные технологии; почти год работает и развивается сайт нашего учреждения. Презентации, виртуальные экскурсии, видео мастер-классы, интернет-викторины в значительной мере обогащают учебный и воспитательный процесс, делают наиболее привлекательными для детей проводимые в Центре мероприятия. В новой национальной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что образование 21 века должно быть направлено не только на изучение достижений прошлого, но и технологий, рассчитанных на будущее. Оно должно вовлекать учеников в исследовательские проекты, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Несмотря на достижения современной науки и практики в области воспитания имеются и нерешенные проблемы. Практика показывает, что усилению воспитательного потенциала УДО и общего образования способствует: - единение педагогического потенциала учреждений; - открытие и финансовая поддержка новых, востребованных направлений деятельности;(Юные великолучане хотят иметь свое (детское) телевидение, свою (детскую) газету и многое другое) - разработка и реализация социальных, социально-образовательных проектов, программ; - развитие инфраструктуры учреждений дополнительного образования (Нам нужен кордодром !!! Нам негде демонстрировать работу спортивно-технических объединений!); - современное материально- техническое оснащение учреждений ( Налицо отставание темпов развития МТБ в учреждении технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технических процессов); -приток молодых педагогов; - повышение статуса педагога дополнительного образования, социальные гарантии, стимулирование деятельности педагогов и учреждений дополнительного образования (Почему педагог дополнительного образования, выполняя такую важную миссию, до сих пор должен в суде доказывать право на пенсию по выслуге лет?)… и многое другое. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования, и нашего Центра в том числе, неисчерпаем. Наш педагогический коллектив готов предложить для совместной реализации новые проекты, досуговые программы, интересные конкурсные и выставочные мероприятия, позволяющие значительно расширить воспитательное пространство города Великие Луки. ( слайд «Приглашаем принять участие») Мы готовы развивать клубную деятельность, работу по военно-патриотическому воспитанию и предпрофильной подготовке. (Необходимо отметить, что из 1000 воспитанников, около 700 мальчиков) Учреждения дополнительного образования детей сегодня образно называют «территорией успеха», «пространством детского благополучия», «страной добра и творчества». За этими красивыми словами кроется огромный труд педагогов дополнительного образования и понимание его необходимости на благо будущих поколений. С таких позиций мы видим наше учреждение, как школу трудолюбия, мастерства и творчества, открытую для школьников и дошколят нашего города, ведь ваши дети – наши дети. В процессе воспитания детей и подростков мы сеем зерно знаний, доброты, творчества, всестороннего развития и очень важно, чтобы эти зерна упали на благодатную почву. Создать эту почву можем только мы –взрослые, и только при консолидированном участии в решении задач развития дополнительного образования всех заинтересованных в этом членов социума - от рядовых граждан до государственных и муниципальных органов власти, предприятий и организаций. В преддверии нового учебного года, мы говорим, что Центр детского (юношеского) технического творчества вновь гостеприимно распахивает двери для тех, кто любит трудиться, кому интересен мир технического творчества, кто любит неформальное общение и желает публично продемонстрировать свои творческие достижения. И по спортивно-технической традиции желаем всем участникам образовательного процесса удачных стартов во всех делах и только победных финишей!
скачать документ [2.75 Mb]
Архив »»
|