9.9.2010
«Как научить быть здоровым?».
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью. Оно - основа счастья и радости, благополучия и активной творческой жизни. Томас Мор подчеркивал: «Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту» - так писал. Ну а в современном обществе оно становится еще и условием выживания. Сегодня проблема здоровья детей актуальна как никогда, она у всех на слуху, так как здоровые дети – это благополучие общества, без здорового подрастающего поколения у нас нет будущего. Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием многих факторов, в первую очередь биологических (включая наследственность). Но роль других факторов: экологических, социальных и так называемых «управляемых факторов» - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий также велика. При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходятся на школьную среду, ведь большую часть дня времени дети проводят в стенах школы. Поэтому задача учителя не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним ничего плохого не случилось, а создать такую здоровьесберегающую среду, которая находилось бы в гармонии с детским организмом. Педагогика оздоровления выделяет две среды, в пределах которых работает учитель: «тренирующая здоровье среда», основанная на активной педагогике, и «сохраняющая здоровье», которая опирается на факторы психологического комфорта и санитарно-гигиенические требования. Для создания «тренирующей и сохраняющей здоровья среды» ребенка я использую в своей работе следующие направления: Каждый новый учебный год я начинаю в своем уютном кабинете, который стал для меня творческой мастерской и представляет собой здоровьесберегающее пространство. Всеми силами я стараюсь создать в нем уют, чтобы, заходя в кабинет ученики ощущали комфорт, перед ними распахивался мир тайн и открытий. На уроках и внеклассных мероприятиях использую не только словесный вид преподавания, но и наглядный. Через аудио- и видеоаппаратуру демонстрирую увлекательные материалы. на Стараюсь на уроке создать благоприятный психологический климат и часто меняю виды деятельности, ведь ничто так не утомляет, как однообразие. На своих уроках максимально использую активные методы и формы обучения: разработка проектов, творческих заданий, образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Воспитываю у учащихся культуру здоровья, под которой я понимаю не только грамотность в этом вопросе, но и потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии. Они повышают эмоциональность. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц. Все это благотворно влияет на здоровье. Сочетаю все формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную и групповую, а среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Создаю и использую на уроке физкультминутки. Они снижают утомление и повышают умственную работоспособность учащихся. Такие активные формы отдыха, как: путешествия, экскурсии и туризм полезны всем детям, каждому учащемуся, любой развивающейся личности. Традицией стали ежегодные походы и экскурсии, участие в туристических соревнованиях, Днях Здоровья. Уже на протяжении многих лет ученики нашей школы с нетерпением ждут сентябрь и май. Ведь именно в это время проходят традиционные «Дни здоровья», где ребята соревнуются в ловкости, скорости, преодолении этапов полосы препятствий. В этом соревновании нет проигравших и выигравших. Все получают необыкновенный заряд бодрости, энергии и здоровья. Наша школа на протяжении многих лет внедряет в учебный процесс модель здоровьесберегающего обучения и воспитания и, работая в этом направлении, достигла хороших результатов. По итогам прошлого учебного года школа вновь стала победителем общественного смотра общеобразовательных учреждений города в номинации «Здоровье и спорт» Таким образом, школьная среда - мощный фактор, который влияет на здоровье детей. Станет ли она фактором, наносящим вред его здоровью, или средой, которая способствует раскрытию возможностей и талантов, во многом зависит от нас. Задача учителя сделать так, чтобы наши дети были здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их встретят такие же здоровые, жизнерадостные, творческие и, давайте помечтаем, материально обеспеченные педагоги. Заканчивая свое выступление, я желаю всем присутствующим - больше улыбайтесь на уроках, привносите в работу творчество, используйте шутки и избегайте конфликтов – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам!
скачать документ [1.8 Mb]
Архив »»
|