9.9.2010
«Возможности информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации стандартов нового поколения».
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать. И.В. Гёте 2. В последнее время в сфере образования большое внимание уделяется вопросам информатизации, о чём говорится в документах «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа«» и «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ включает в себя новую цель образования, новое содержание, целепологание, новые требования к подготовке учителя, технологии и средства обучения. Возникает вопрос «А в чём же новизна?» 3. Образование сегодня невозможно представить без информационных технологий. Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учеников. Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны и, введение инноваций в плане информатизации в образование – это необходимый процесс. Пройдёт ещё немного времени, и в понятии традиционного обучения закрепятся такие инструменты, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний. Соответственно должна быть сформулирована новая цель образования. 4. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 5. Очевиден вопрос : «КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?» Вполне логично, что оно НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ, а ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6. Мы считаем, что ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАЦИОННО– ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС), которая включает в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса. 7. Хочется развеять миф о том, что Индивидуальная Образовательная Среда включает в себя только ВНЕДРЕНИЕ ИКТ–ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 8. Например, в лицее ведётся планомерная политика создания открытой педагогической системы, направленной на формирование творческой ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ 9. Так, СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИОС ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ: • Прежде всего ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Технологическую базу лицея составляют 66 компьютеров, единая локальная сеть с выделенным сервером, спутниковая установка для проведения внешней конференцсвязи в режиме on-line • Сегодня все школы города имеют компьютерные средства обучения, но в лицее возможности шире. Учащиеся могут слушать лекции учёных Санкт-Петербургского Государственного университета, а также обсуждать со сверстниками из других городов насущные проблемы. В прошлом году на базе лицея проводились дистанционные курсы по использованию артпедагогических технологий. Педагоги повысили свою квалификацию, общались с педагогами городов Тольятти, Омск, Горно-Алтайск, Мценск, Шарья. • Администрация лицея и Научно-методический совет осуществляют безбумажный документооборот, используют голосовую связь через Интернет. Городская школьная Дума, Городская общественная организация старшеклассников «Класс» проводили свои акции на базе лицея, среди них акция «Мирное небо». Приглашаем учащихся города для такого общения. • Одно из звеньев данной системы составляют ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Мы используем веб-сервера, гипертексты и сайты; электронную почту; форумы и блоги; теле- и видеоконференции; вики-энциклопедии; При использовании ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫ ПРИДАЁМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА и СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 10. Вследствие этого происходит изменение роли участников педагогического процесса. Наши ученики должны уметь осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации самостоятельно, а учитель только организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока. Благодаря ИОС мы видим явные результаты деятельности наших учеников: это и победы на олимпиадах, выступления на конференциях, представление работ на престижных форумах и проектах. 11. Так как изменились роли, меняются и принципы проектирования системы ресурсов индивидуальной образовательной среды. В лицее №11 делается упор на формирование ИОС по технологическому, тематическому и функциональному принципу, но мы видим перспективу и в дидактическом принципе. Так каждый учащийся старшей ступени лицея имеет возможность формирования образовательной траектории в рамках мультипрофильной школы. 12. Педагоги лицея участвуют в различных конкурсах и конференциях областного и всероссийского уровня с применением ИКТ технологий, среди них областная конференция «ИКТ-компетентность современного учителя», конкурс методических разработок «Европейский день иностранных языков», который проводился на сайте Сеть творческих учителей и другие. Материалы педагогов размещены на сайте Управления образования, на сайте ПОИПКРО, ПскоВики. 13. Любая деятельность достигает более высоких результатов, если она мотивирована, когда инициатива спускается не сверху, а исходит от самих участников образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что уровень компьютерной грамотности выше у старшеклассников, чем у учителей, поэтому педагоги лицея регулярно стремятся повысить свою грамотность. Со стороны Управления Образования проводятся различные курсы. В прошлом году по инициативе педагогов были проведены внутрилицейские курсы повышения квалификации «Основы компьютерной грамотности для педагогов», цель которого формирование у учителей умений и навыков применения ИКТ в образовательном процессе. По окончанию курсов 15 педагогов вышли на качественно новый уровень преподавания. Мы сделали вывод, что в школе психологически более комфортно, можно задать любой вопрос, не бояться сделать что-то не так. 14. Главным структурным элементом образовательной системы пока является урок и, поэтому применяя ИОС изменяется и модель урока. На экране вы видите схему, которую применяют педагоги лицея, в центре дидактический, текстовый и иллюстративный материал и набор ресурсов в соответствии с индивидуальными особенностями ученика. 15. Актуальным остаётся вопрос и о системе электронных журналов. В сети Интернет предлагается большой выбор электронных журналов. Лицей №11 выбрал для работы систему электронного журнала ballov.net. Хочется отметить, что как и всё новое этот процесс не всеми воспринят однозначно, так как требует дополнительной затраты времени для учителя и прозрачности успехов для ученика, ведь в электронном журнале выставляются не только оценки, но и пишутся рекомендации, похвала и в то же время замечания. Родители в свою очередь, ещё не совсем поняв суть предлагаемой открытости учебного процесса своего ребёнка, не являются активными посетителями журнала. Но это лишь первые шаги. Мы учитываем возникшие проблемы и противоречия для планирования нашего дальнейшего сетевого взаимодействия. Считаем, что электронный журнал - это удобный, мощный, а главное полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Мы обращаемся к Управлению образования с просьбой о помощи выбора одного вида электронного журнала для всех школ города для облегчения сетевого взаимодействия учитель-ученик-родитель. 16. Информационные технологии позволяют проектировать будущее. Мы считаем, что одним из перспективных направлений является модель смешанного очного и дистанционного обучения, которая сочетает в себе элементы основных Европейских образовательных моделей: • дистанционное обучение – distance learning • обучение в классе - face-to-face learning • обучение через Интернет – online learning 17. Смешанное обучение и есть та система, в которой составляющие её компоненты очного и дистанционного процесса гармонично взаимодействуют. Таким образом, модель смешанного обучения – это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся, модель смешанного обучения это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности учащихся выносится на дистанционную форму. Учитель осуществляет при этом консультацию, частично контролируя и направляя их деятельность. В центре процесса обучения при применении смешанной модели находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Применение данной модели позволяет обеспечить действительно индивидуальную траекторию обучения каждому учащемуся, что на практике соответствует принципу личностно-ориентированного подхода. Этот вид обучения мы планируем применить при изучении второго иностранного языка; а также при домашнем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Я являюсь учителем иностранных языков, и если рассматривать языковое образование, то здесь наибольшей продуктивностью будет отличаться как раз комбинированное обучение. Почему? Потому что язык – величина переменная, она требует обязательного элемента «живого» общения. Иначе возможен перекос в сторону пассивного восприятия, без выхода на активное владение. 18. Таким образом, программа формирования и развития ИКТ-компетентности должна представлять комплексную программу, направленную на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы: способность к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику. Исходя из всего сказанного мы предлагаем: • Создание личного кабинета учителя на сайте Управления образования • Применение интегрированного вида обучения при обучении второму иностранному языку; при домашнем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. • Введение электронного журнала в школах города по единым требованиям
скачать документ [2.43 Mb]
Архив »»
|