9.9.2010
«В чьих руках здоровье детей?»
В чьих руках здоровье детей? Баскетбольный мяч в моих руках стоит примерно 600 рублей. Баскетбольный мяч в руках Майкла Джордана стоит около 33 миллионов долларов. Все зависит от того, в чьих он руках. Палка в моих руках отпугивает диких животных. Палка в руках Моисея разделяет море. Все зависит от того, в чьих она руках. Немаловажно, в чьих руках находится что-то. Так давайте же возьмем ответственность за здоровье наших детей в наши руки и научим их заботиться о нем. Здоровье дошкольников – важный вопрос. Именно в этом возрасте внимание врачей, педагогов и, разумеется, родителей, должно быть сосредоточено на любых отклонениях в физическом и психическом состоянии детей. Но этот вопрос должен волновать не только родителей, в общенациональном плане это стратегическая задача государства. По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, окружающей среды, наследственности, состояния здравоохранения в государстве, в целом от общества, а самое главное от нас самих. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье детей, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести. Мы призваны воспитать у детей уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье подрастающего поколения не только в руках государства, но и родителей, педагогов, врачей. Органы образования и здравоохранения разрабатывает и принимает новые проекты, программы и инициативы. Родители и педагоги совместно воспитывают в детях любовь к спорту, здоровому образу жизни. В дошкольных образовании основными направлениями работы по улучшению состояния здоровья детей являются: 1. Создание и развитие вариативной сети дошкольных образовательных учреждений с учетом интересов и потребностей детей и родителей (коррекционные сады, сады компенсирующего и комбинированного видов). 2. Улучшение медико-социальных условий, совершенствование развивающей среды (коммуникации, бассейны, физиотерапевтические кабинеты, сенсорные комнаты, кабинеты «психологической разгрузки», сауны, оранжереи, зимние сады, мини-театры и т.д.). 3. Рациональное комплектование групп детьми («семейные» детские коллективы, уже знакомые дети и т.д.) 4. Совершенствование содержания дошкольного образования (расширяется круг программ, используются новые технологии). 5. Кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений в последние годы (высококвалифицированные педагоги, новые единицы, введение специалистов – предметников и т.д.) Так кто же в ответе за здоровье детей? Государство Медицинский персонал Педагоги Родители Сами дети и в целом общество Государство: Радует, что сейчас одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. Государственная политика делает все, что может, чтобы здоровье детей было крепким, а именно: все дети могли бы в любое время получить медицинскую помощь, имели бы возможность активно заниматься спортом. Государство обеспечивает занятия спортом любому желающему ребенку, разрабатывает и принимает новые образовательные проекты, программы и инициативы. Медицинский персонал: Задача именно сегодняшнего дня — сформировать у детей сознательное стремление к здоровому образу жизни. А педагоги воплощают эти инновации на практике. Совершенствуется медицинское обслуживание, прежде всего по оказанию лечебно-профилактической помощи воспитанникам. Медицинским персоналом систематически проводятся различные оздоровительные мероприятия: занятия по ЛФК, массаж, физиопроцедуры, гидрованны, закаливание детей с использованием природных факторов в разных модификациях, витаминизация, ароматерапия, фитотерапия, минерализация и др. Вводятся охранительные щадящие режимы для ослабленных, часто болеющих детей. При этом особое внимание обращается на оптимальное сочетание соотношения специальных лечебно-профилактических мероприятий и повседневных оздоровительно-воспитательных форм. Педагоги: Дети проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, врачей, специалистов, но и педагогов. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В дошкольных образовательных учреждениях мероприятия по оздоровлению детей включают в себя: валеологические беседы, динамические паузы, учебные занятия по ОБЖ, специальные занятия в сенсорных комнатах, тренажерных залах, организуются дни и недели здоровья, досуги, экскурсии и т.д. Мне как хореографу, хотелось бы отметить, положительные результаты после занятий хореографией в показателях здоровья детей: формируется правильная осанка, корректируются имеющиеся дефекты, повышается уровень функциональных показателей, развиваются физические качества, Занятия с детьми хореографией имеют огромное оздоровительное значение, так как включают в себя комплексы корригирующей гимнастики, ритмические упражнения, стретчинг, партерную хореографию, классические экзерсисы у станка и на середине, йогу, фитбол гимнастику и многое др. Одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения по оздоровлению является организация режима: правильно организованные прогулки, оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание и т.д. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение детей к культуре здоровья. Очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в обучении, выборе секций, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Родители: Современная медицинская наука утверждает: «Проблемы детей до семилетнего возраста - это проблемы их родителей.» Если ребенок часто болеет, то причину болезни следует искать и устранять и в состоянии здоровья семьи. Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым. Но им необходимо знать, что здоровье ребенка в их руках. Надо правильно ухаживать за ним: обеспечить рациональным питанием, следить за гигиеной малыша, установить режим сна. Все это очень важно, но не достаточно, чтобы воспитать и вырастить гармонично развитого ребенка. Родителям важно прислушиваться к детям, чаще обращать внимание на их состояние, перемены настроения, советоваться со специалистами, периодически обследовать даже вполне здоровых детей, систематизировать информацию. Полезно обращаться к литературе (специальной и публицистической), участвовать в тематических обсуждениях, посещать занятия. И, получая знания, делать все возможное, чтобы сохранить здоровье своих детей. Кто в ответе за наше здоровье? – Этот вопрос волнует всех. Медики утверждают, что если детей не будут оберегать родители и педагоги, желания самих ребят сохранить свое здоровье будет недостаточно. На родительских собраниях, когда педагог начинает говорить о плохой успеваемости ребенка, обязательно находится какой-нибудь папа, который кричит: «А вы-то за что зарплату получаете?! Вы же учите моего ребенка! Это я у вас должен спрашивать, почему он получает двойки!» Точно так же, как педагоги (а никак не родители!) отвечают у нас за образование детей, свое здоровье мы целиком и полностью «повесили» на докторов – такова психология обывателя. В общем, хочется сказать, что каждый участник процесса оздоровления детей перекладывает ответственность друг на друга. Почему-то у нас принято, что больные считают: от них ничего не зависит. За все должны отвечать доктора – оттого столь потребительское отношение к медицине. Оттого и столько жалоб: это врачи плохо лечат, это врачи не заставляют проходить профилактику, это врачи упустили развившееся заболевание. Такое отношение нужно менять и менять всем вместе: государству, врачам, педагогам и конечно же родителям. В направлении обеспечения здоровья детей необходимо разрабатывать новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания детей. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка. Активное коллективная работа государства, педагогов, врачей, родителей и детей – непременное условие успешности формирования культуры здоровья. Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем все звенья этой системы и если хоть одно выпадет, то путь к здоровью может прерваться или изменить траекторию. Совершенно очевидно, что необходима единая линия воспитания ребенка, единый режим дня в детском саду и семье. Так давайте же совместными усилиями воспитаем здоровых детей и возьмем ответственность за их здоровье в свои руки, при активной поддержке государства и желании самих детей.
скачать документ [4.7 Mb]
Архив »»
|