27.4.2010
Патриотизм без экстремизма
«Цивилизация должна оцениваться по её обращению с меньшинствами». Махатма Ганди В Центре гражданского образования в рамках акции «Я против фашизма» состоялся городской семинар по правам человека на тему «Патриотизм без экстремизма». В календаре памятных дат марта-апреля есть несколько дат, связанных темой противодействия расовой дискриминации. 21 марта - Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, а 8 апреля – Международный день рома (цыган). Проблему дискриминации, национализма, ксенофобии сегодня в XXI веке нельзя оставить без внимания, ещё раз глубже понять её и осознать. Особенно актуальна эта тема в год 65-й годовщины Великой Победы над фашизмом. Вторая Мировая война стала следствием политики экстремизма ряда европейских государств, идеология которых основывалась на шовинизме и расизме. Именно эта животрепещущая тема была выбрана для обсуждения со старшеклассниками. 23 апреля 2010 г. в МОУ «СОШ № 12» имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского состоялся городской семинар по правам человека на тему «Патриотизм без экстремизма». Семинар провели Е.А.Присяжная и О.А.Семенова – руководителями Центра гражданского образования при МОУ ДОТ «Дома Детского творчества имени А.Матросова». В семинаре приняли участия ученики-старшеклассники гимназии, школы № 5 ,№ 7, № 12. Занятия проводились с использованием интерактивных методик и поэтому, не смотря на длительность семинара (3 часа) и сложность обсуждаемой темы для всех его участников время пролетело незаметно. Одно из занятий было посвящено работе с терминами: национализм, антисемитизм, стереотип, геноцид и др. Ребята по группам давали определение этим сложным понятиям и через рисунки и различные символы объясняли эти термины. Подводя итоги занятия, мы осознали их связь с событиями Второй Мировой войны. Так во время Холокоста, организованного нацистской Германией и её союзниками, 6 миллионов евреев пали жертвами систематического уничтожения только по национальной принадлежности. Холокост явился кульминацией расистской и антисемитской политики, характерной для гитлеровского руководства, жестокость которой проявилась в так называемую «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 года, когда массовые погромы захлестнули всю Германию. Геноцид европейских рома и синти, учинённый немецкими фашистами и их союзниками в 1933-1945 годах, носит название «пораймос». В результате потери цыганского населения в Европе составили до 70% от довоенного уровня. Согласно плану «Ост» уничтожению подвергались также и славяне. В ходе семинара были рассмотрены примеры псевдопатриотизма: экстремизм и терроризм. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Терроризм – это планомерные, подготовленные нелегальные и насильственные действия, преследующие цель посеять ужас и неуверенность в обществе. Мини-лекция по этой теме сопровождалась презентацией с фотографиями страшных последствий терроризма в современном мире. В ходе обсуждения ребята выразили своё негодование и осуждение любому проявлению терроризма, особенно эмоционально они восприняли события в Беслане 1 сентября 2004г. Занятие «Отпор расизму» было посвящено любому проявлению расизма и дискриминации в школе и решению возникших проблем. Через ролевую игру ребята прочувствовали на себе примеры нарушения прав человека в повседневной жизни. Разбор представленного инцидента вызвал оживлённые споры и подтолкнул участников к пересмотру своего понимания культурных различий и отказа от стереотипов. Чтобы снять эмоциональную нагрузку были проведены игровые разминки. Особенно запомнилось упражнение на сплочение команды «Слон». Преодолевая препятствия с закрытыми глазами, ребята почувствовали необходимость в надёжной опоре, поддержке друг друга. Этот семинар способствовал формированию уважительного отношения к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности, в чём и заключались его цели.
Е.А.Присяжная и О.А.Семенова, руководители Центра гражданского образования
Архив »»
|