182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

22.4.2009
Технология деятельностного подхода в преподавании математики.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям.Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д.Ушинский

В основу современного обучения положена психологическая концепция, сущность которой заключается в развитии личности посредством различных видов учебной деятельности. В конце ХХ века изменились главные ценности образования: от формирования знаний и умений переходят на развитие способностей, что невозможно без реализации деятельностного подхода в обучении. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Внутри учебной деятельности включаются следующие приёмы: наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств (признаков) предметов, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос.

Задачам школьной реформы соответствует лишь та теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребёнка и ориентирована на поиск тех педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние на развитие их специальных способностей. Образование становится различным по содержанию, а в условиях компьютеризации учебного процесса появляется реальная возможность дифференциации содержания образования в соответствии с индивидуальными наклонностями ученика. Развитие творческого потенциала учащихся начинается с проявления интереса и самостоятельности в учебной деятельности, затем идёт овладение отдельными действиями творческой деятельности и, наконец, осуществляется формирование целостной творческой деятельности.

Существенное влияние на цели обучения оказывает содержание, его структура. Известны разработанные теории учебной деятельности: Л.С. Выготского, Г.В. Габай, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Миллер, А.Н. Леонтьева, В.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и Г.В. Дорофеева. Главным содержанием обучения является овладение учебными действиями по решению широкого класса задач.

В начале 90-х годов ХХ века известный профессор А.А. Вербицкий сформулировал основы контекстного подхода в обучении. Этот поход предполагает максимально широкое введение в учебный процесс видов, форм и методов деятельности, позволяющих перейти от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как отмечает А.А. Вербицкий, переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления», где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика».

Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направленности «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». Личностный подход к обучению «… предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешного обучения не только знания, умения, навыка, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств направленности, общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоциональной сферы, черт характера» [3].

Педагогической основой обучения математике, следуя деятельностному подходу, является мотивация учения, которая осуществляется планомерно с использованием всех возможностей математического содержания и обусловленных им приемов и средств обучения.

Мотив как «опредмеченная потребность» порождает деятельность, с одной стороны, и задает цель, определяющую действия, синтез которых составляет данную деятельность с другой. В зависимости от конкретных условий одно и то же действие осуществляется разными операциями. Результатом познавательной деятельности является как новый факт предметного содержания, так и новообразования личности (субъекта деятельности), характеризующие развитие ее интеллекта [5].

Осуществляя деятельностный подход, мы организуем учебную работу на уровнях так, чтобы учащиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Вашему вниманию я представляю систему работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в классе, сложившуюся за последние 5 лет.

5 класс. 2003 год. Создаётся папка для творческих работ каждого ученика.

2004 год. Проведено заседание «Учёного совета» с участием экспертных групп, на котором были рассмотрены представленные доклады с приложением в виде задач. Эксперты из числа учащихся на практике проверяли результаты проведённых исследований и решали задачи.

6 класс. 2005 год. Урок «Осьмушка хлеба», посвящённый Блокаде Ленинграда и 60-летию Великой Победы.

2006 год. Семинар «Геометрические фигуры». Проведены исследования и классификация геометрических фигур и тел, рассмотрены их свойства, конструирование фигур, разрезание, склеивание фигур, изготовление развёрток и моделей геометрических тел и решение прикладных задач.

7 класс. 2006 год. Конференция «Симметрия – созвучие природных форм». Изучены все виды движений: симметрии, поворот и параллельный перенос, рассмотрены решения задач на преобразование плоскости и сферы, проявления симметрии в окружающем нас мире и неограниченные возможности применения симметрии.

8 класс. 2007 год. Конференция «Симметрия в архитектуре и зодчестве родного края». Цель: изучить архитектурные памятники родного города, г. Пскова и г. Санкт-Петербурга, выявить характерные особенности архитектурных строений, изучить строение куполов, зданий русской старины и способствовать их восстановлению и сохранению.

9 класс. 2007 год. Научно-практическая конференция (НПК) «Проблема 5 постулата и возникновение неевклидовой геометрии». Изучен богатый исторический материал, связанный с проблемой параллельных прямых и возникновением геометрий на искривлённых плоскостях. Рассмотрены вопросы непротиворечивости геометрии Лобачевского, роль и вклад в развитие наук трудов Лобачевского и его последователей. Высокую оценку получило признание того, как труден и тернист труд учёного-исследователя. Подготовлены презентации и задачи на построение, рассмотрены вопросы неевклидовых геометрий на моделях Пуанкаре, Римана и др.

2008 год. НПК «Золотое сечение - высшее совершенство». Изучены алгебраические и геометрические свойства золотого сечения, золотой спирали, золотого прямоугольника, рассмотрены связи между геометрией и искусством, выявлены принципы построения золотого сечения в архитектуре, музыке, живописи, и т. д. Проведены исследования и подобраны задачи. Подготовлена презентация.

Литература:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в школе. Контекстный подход / А.А. Вербицкий -М: 1991.

2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинский. - М: Гардарики, 2001.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация /В.И. Загвязинский. - М: Академия, 2001.

4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев. - М: Педагогика, 1983.

5. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно- методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой, Пермь, 2003.

6. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике. Сборник статей. Современные проблемы методики преподавания математики / Г.И. Саранцев. - М.: Издательство Просвещение, 1985.

Беляева Елена Ивановна, Учитель математики МОУ «Гимназия» имени С.В.Ковалевской


открыть картинку в новом окне

Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.