22.4.2009
Технология деятельностного подхода в преподавании математики.
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям.Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д.Ушинский В основу современного обучения положена психологическая концепция, сущность которой заключается в развитии личности посредством различных видов учебной деятельности. В конце ХХ века изменились главные ценности образования: от формирования знаний и умений переходят на развитие способностей, что невозможно без реализации деятельностного подхода в обучении. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Внутри учебной деятельности включаются следующие приёмы: наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств (признаков) предметов, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос. Задачам школьной реформы соответствует лишь та теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребёнка и ориентирована на поиск тех педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние на развитие их специальных способностей. Образование становится различным по содержанию, а в условиях компьютеризации учебного процесса появляется реальная возможность дифференциации содержания образования в соответствии с индивидуальными наклонностями ученика. Развитие творческого потенциала учащихся начинается с проявления интереса и самостоятельности в учебной деятельности, затем идёт овладение отдельными действиями творческой деятельности и, наконец, осуществляется формирование целостной творческой деятельности. Существенное влияние на цели обучения оказывает содержание, его структура. Известны разработанные теории учебной деятельности: Л.С. Выготского, Г.В. Габай, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Миллер, А.Н. Леонтьева, В.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и Г.В. Дорофеева. Главным содержанием обучения является овладение учебными действиями по решению широкого класса задач. В начале 90-х годов ХХ века известный профессор А.А. Вербицкий сформулировал основы контекстного подхода в обучении. Этот поход предполагает максимально широкое введение в учебный процесс видов, форм и методов деятельности, позволяющих перейти от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как отмечает А.А. Вербицкий, переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления», где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика». Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направленности «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». Личностный подход к обучению «… предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешного обучения не только знания, умения, навыка, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств направленности, общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоциональной сферы, черт характера» [3]. Педагогической основой обучения математике, следуя деятельностному подходу, является мотивация учения, которая осуществляется планомерно с использованием всех возможностей математического содержания и обусловленных им приемов и средств обучения. Мотив как «опредмеченная потребность» порождает деятельность, с одной стороны, и задает цель, определяющую действия, синтез которых составляет данную деятельность с другой. В зависимости от конкретных условий одно и то же действие осуществляется разными операциями. Результатом познавательной деятельности является как новый факт предметного содержания, так и новообразования личности (субъекта деятельности), характеризующие развитие ее интеллекта [5]. Осуществляя деятельностный подход, мы организуем учебную работу на уровнях так, чтобы учащиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Вашему вниманию я представляю систему работы по организации познавательно – исследовательской деятельности в классе, сложившуюся за последние 5 лет. 5 класс. 2003 год. Создаётся папка для творческих работ каждого ученика. 2004 год. Проведено заседание «Учёного совета» с участием экспертных групп, на котором были рассмотрены представленные доклады с приложением в виде задач. Эксперты из числа учащихся на практике проверяли результаты проведённых исследований и решали задачи. 6 класс. 2005 год. Урок «Осьмушка хлеба», посвящённый Блокаде Ленинграда и 60-летию Великой Победы. 2006 год. Семинар «Геометрические фигуры». Проведены исследования и классификация геометрических фигур и тел, рассмотрены их свойства, конструирование фигур, разрезание, склеивание фигур, изготовление развёрток и моделей геометрических тел и решение прикладных задач. 7 класс. 2006 год. Конференция «Симметрия – созвучие природных форм». Изучены все виды движений: симметрии, поворот и параллельный перенос, рассмотрены решения задач на преобразование плоскости и сферы, проявления симметрии в окружающем нас мире и неограниченные возможности применения симметрии. 8 класс. 2007 год. Конференция «Симметрия в архитектуре и зодчестве родного края». Цель: изучить архитектурные памятники родного города, г. Пскова и г. Санкт-Петербурга, выявить характерные особенности архитектурных строений, изучить строение куполов, зданий русской старины и способствовать их восстановлению и сохранению. 9 класс. 2007 год. Научно-практическая конференция (НПК) «Проблема 5 постулата и возникновение неевклидовой геометрии». Изучен богатый исторический материал, связанный с проблемой параллельных прямых и возникновением геометрий на искривлённых плоскостях. Рассмотрены вопросы непротиворечивости геометрии Лобачевского, роль и вклад в развитие наук трудов Лобачевского и его последователей. Высокую оценку получило признание того, как труден и тернист труд учёного-исследователя. Подготовлены презентации и задачи на построение, рассмотрены вопросы неевклидовых геометрий на моделях Пуанкаре, Римана и др. 2008 год. НПК «Золотое сечение - высшее совершенство». Изучены алгебраические и геометрические свойства золотого сечения, золотой спирали, золотого прямоугольника, рассмотрены связи между геометрией и искусством, выявлены принципы построения золотого сечения в архитектуре, музыке, живописи, и т. д. Проведены исследования и подобраны задачи. Подготовлена презентация. Литература: 1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в школе. Контекстный подход / А.А. Вербицкий -М: 1991. 2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинский. - М: Гардарики, 2001. 3. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация /В.И. Загвязинский. - М: Академия, 2001. 4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев. - М: Педагогика, 1983. 5. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно- методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой, Пермь, 2003. 6. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике. Сборник статей. Современные проблемы методики преподавания математики / Г.И. Саранцев. - М.: Издательство Просвещение, 1985. Беляева Елена Ивановна, Учитель математики МОУ «Гимназия» имени С.В.Ковалевской
Архив »»
|