182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 5-40-17. e-mail: info@eduvluki.ru
ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
 
Поиск по сайту:

22.4.2009
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

« Естественный порядок наращивания знаний и умений

всегда имеет характер развития по спирали»

А.Н. Колмогоров

«Математика как школьный предмет, пожалуй, самое сложное, что есть в образовании. Это и наука, и универсальный язык, однако, прежде всего – это культурный феномен. Математика в широком смысле, математика для всех – это искусство логически правильно мыслить, владеть пространственными формами, делать правдоподобные оценки. Другими словами, школьная математика – это дисциплина, позволяющая человеку адекватно ориентироваться в окружающем мире» [5].

Сегодня всех, как никогда ранее, охватил зуд реформирования образовательной и воспитательной систем образования в стране: пишутся новые программы, учебники, проекты, создаются различные концепции, которые подчас в корне меняют устоявшиеся методики, отметают традиции, а значит, и опыт, который накапливался веками. Торопливость реформаторов настораживает. Стоит вспомнить реформу математического образования 70-х. С одной стороны, она привнесла в школу многие элементы современной математики и сблизила школьную и вузовскую программы, а с другой, «замена традиционной арифметики на математику в младшем и среднем звене привела к потере многих эффективных, проверенных временем методов развития логического мышления и формирования навыков поиска алгоритмов решения задач, что впоследствии сказывается на изучении прежде всего геометрии» [2]. И сегодня предпринимаются попытки изменить программу, ввести новые разделы (например, теорию вероятностей), тесня старые, что подчас весьма спорно. Единый государственный экзамен стал фактически скрытой новой реформой, расчленяющей математику на её составляющие. К тому же ЕГЭ стали использовать для выстраивания учителей по рейтингу и ослабленное, более чем 50 летней политикой государства, учительство, хотим мы того или нет, стало брать крен в сторону натаскивания, а многочисленные методические пособия по подготовке к ЕГЭ этому способствуют. А ведь «заученная математика – это абсурд по определению, потому что сама суть математики – это логическое понимание и красота мыслительного процесса … Мышление – условие появления в голове человека знаний…» [4].

Содержание программ по математике в младшем и среднем звене – предмет особого разговора, и я не стану его здесь касаться, а буду говорить лишь о преподавании математики в старшей школе, где работаю. Более 10 лет я веду поиски ответа на вопрос: какой должна быть технология изучения математики в 10-11-х классах, чтобы при незначительной корректировке существующих программ и на базе, которую даёт сегодня основная школа, существенно повысит качество математических знаний выпускников?

Математика в старших классах – венец школьной математики, завершающий этап её изучения для большинства учеников. Поэтому к концу обучения у выпускников должно сложиться целостное представление об одной из важнейших наук. Я уверен, что «математическая культура зависит не от количества изученных вопросов, а от качества их осознания и понимания взаимосвязей между ними. Мы должны дать своим ученикам прежде всего ШКОЛУ, как в балете, которая позволит справиться им с обрушивающейся на них лавиной информации, в том числе и научной. А бороться с этой лавиной, не имея ШКОЛЫ, - дело столь же бесперспективное, как и гнаться за ней» [1].

Один из путей, ведущих к постижению математики, - следование словам Колмогорова [3], вынесенным в эпиграф. Поиски вывели меня на такую спираль в курсе алгебры и начал анализа.

Придерживаясь общегосударственной программы, я

ввёл в неё, для устранения существующих логических пробелов, некоторые элементы теорий уравнений и пределов (подробнее в работе [1]);

создал своё тематическое планирование (технологию), напоминающее винтовую лестницу, расширяющуюся кверху: над каждой «точкой» образовательного пространства ученики проходят многократно, но каждый раз смотрят на неё с другой высоты и под иным углом зрения, что позволяет лучше осмыслить увиденное. Систематическое повторение основных математических идей, методов и «технических» приёмов на новом материале и на новом уровне знаний, наряду с традиционным повторением есть не что иное, как следование известной мудрости - «повторение – мать учения».

1-ый виток моей лестницы (спирали) приходится на 1-9 классы. Там по индукции идёт накопление фактов, появляются важнейшие математические объекты, устанавливаются первые связи между ними, делаются первые обобщения.

В 10-11 классах преобладающими становятся дедуктивный подход, разного рода обобщения и систематизация имеющихся знаний.

2-ой виток - I - III четверти 10 класса. Первое полугодие идёт обобщающее повторение курса алгебры основной школы, а на уроках геометрии в первой четверти изучается метод координат на плоскости. В третьей четверти на уроках алгебры изучается предел и непрерывность функции, её производная и их приложения с выходом на полное исследование функции и построение графиков на известных уже школьникам примерах. Функция становится центром всего изучаемого курса.

Таким образом, на втором витке систематизируются и углубляются прежние знания и добавляются новые, на базе которых далее будут изучаться все остальные программные вопросы, что способствует более глубокому проникновению в предмет, и формированию подлинной математической культуры.

3-ий виток – IV четверть 10 класса и часть I четверти 11 класса изучаются тригонометрические функции, их свойства, графики и производные, тригонометрические уравнения, и неравенства. Происходит и знакомство с обратными тригонометрическими функциями их свойствами, графиками и производными, что при 12-летнем обучении может стать ещё одним полнокровным витком нашей лестницы.

4-ый виток – часть I-ой четверти 11 класса – некоторые иррациональные функции, уравнения и неравенства.

5-ый виток – часть II-ой четверти 11 класса – показательная функция, её свойства, график и производная, показательные уравнения и неравенства.

6-ой виток – часть II-ой и III-ей четверти – логарифмические функция, её свойства, график и производная, логарифмические уравнения и неравенства.

На 3-6 витках осуществляется переход от общих представлений о функции к частным, конкретным элементарным функциям, расширяется множество методов решений уравнений, рассматриваются различные подходы к решению аналогичных задач.

7-ой виток – часть III-ей и IV-ая четверти 11 класса – обобщение всего пройденного за курс средней школы.

Кроме того, в ходе изучения происходит «расширение горизонтов», что проявляется в возвращении к ранее пройденному на новом уровне знаний и экскурсах в те области математики, которые едва затрагиваются в школе или вообще в ней не изучаются. Это позволяет сделать школьный курс математики «закруглённым» с одной стороны и стартовой площадкой для тех, кто будет изучать математику дальше.

При такой технологии сложно работать по существующим учебникам, и мне пришлось создать свой лекционный курс, который лёг в основу учебника по алгебре и началам анализа, над которым я сегодня и работаю.

Многолетний опыт работы показывает, что ученики, обучавшиеся по этой технологии, хорошо справляются с различными экзаменами по математике, в том числе и с ЕГЭ, поступают в престижные вузы страны и успешно там учатся.

Список литературы

[1] Козлов С.Д. Математика в школе. Какой ей быть? – В ж.: Математика в школе, №3, 2001, [с. 60].

[2] Козлов С.Д.. Математика. Чему учить в школе? – В сб.: Международный конкурс педагогов. З-ий подсеминар. Артек 2001, [с.45].

[3] Колмогоров А.Н.. К обсуждению работы... – В кн.: Математика в образовании и воспитании. М., 2000, [с 132].

[4] Лобок А.М.. Другая математика. Ж-л «Школьные технологии» №6, 1998, [стр.9].

[5] Соловьёв Ю.П.. Два принципа построения образовательных программ по математике. – В кн.: Математика в образовании и воспитании. М., 2000, [стр. 207].

Козлов С.Д, Заслуженный учитель Российской Федерации



Архив »»
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация и коммент. к документам
Доклады
Законы
Инструктивные письма
Распоряжения, приказы
Постановления
ДОКУМЕНТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Распоряжения, приказы
Инструктивные письма
Законы
Планы работы
Стратегия действий в интересах детей в Псковской области на 2012 - 2017 годы
ДОКУМЕНТЫ Г. ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
ПОЛОЖЕНИЯ
Доклады УО
Планы работы
Распоряжения
Отчетность
Публикации
Порядок и время приема граждан
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения
Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Зачисление в образовательные учреждения
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний
Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости
Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах
Организация отдыха детей в каникулярное время на территории города Великие Луки
Осуществление приёма граждан
Горячая линия оказания государственных и муниципальных услуг
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Методические рекомендации
Организационное сопровождение
Состав координационного совета
Нормативные правовые акты
Образцы документов
Итоги реализации нацпроекта
КПМО
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Нормативные и информационные документы
ДОРОЖНАЯ КАРТА
Дорожная карта г. Великие Луки
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Конференция 2010
Конференция - 2011
Конференция - 2012
КОНКУРСЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Смотры
Викторины
Фестивали
ПРОЕКТЫ
С именем Софьи Ковалевской...
День Великолукского образования
Международная Интернет-олимпиада по математике
Доступная среда
СОРЕВНОВАНИЯ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
КОНФЕРЕНЦИИ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
ОЛИМПИАДЫ
Российский уровень
Областной уровень
Городской уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2011
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады 2012
Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников 2013
Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ 2012
ЕГЭ
ГИА - 9
ГВЭ
АКЦИИ
МЫ ЗА ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
ВЕСЕННЯЯ НЕДЕЛЯ ДОБРА
МИРНОЕ НЕБО
ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ - НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ!
ГОРОД БЕЗ СИРОТ
ГОД УЧИТЕЛЯ
Распоряжение
Оргкомитет
План
ГОД ЮНОГО ПАТРИОТА ВЕЛИКИХ ЛУК
Военно-патриотическое направление
Гражданско-патриотическое и интернациональное направление
Краеведение и туризм
Год российской космонавтики
Духовно-нравственное направление
Физическая культура и спорт
Творчество и интеллект
ГОД ДЕТСКОЙ КНИГИ
ПЛАН РАБОТЫ
ГОД ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПЛАН РАБОТЫ
Календарь памятных и знаменательных дат на 2012 год
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
850 лет ВЕЛИКИМ ЛУКАМ
НАШИ ВЫПУСКНИКИ
Выпускник - 2010
Выпускник - 2011
 
 

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.