23.10.2009
Разработка классного часа «Планета № 1859», посвящённого памяти С.В.Ковалевской.
Открытый урок 1 сентября 2009 г. 4 класс Памяти Софьи Васильевны Ковалевской Автор: Григорьева Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Цели урока: Расширить знания об истории родного края. Способствовать развитию индивидуальных качеств, творческих способностей. Воспитывать интерес к совместной деятельности и общению. Привлечь внимание к проблеме охраны памятников старины. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя о С.В. Ковалевской 2. Воспоминания детей об экскурсии:
1) -Ура! Мы едем на экскурсию в Полибино. (Воспоминания, своё видение происходящего) 2) Музыкальная пауза. Прослушивание музыки. 3) Галерея портретов. Рассказ ученика – «экскурсовода» 4) Двигательная пауза. Танцевальные движения «Полонез» Огинского. 5) «Экскурсия по дому». - А где же эта комната знаменитая комната с обоями? 3. Задачи на обоях.
6) У костра 4. Кроссворд
Ты, навсегда расставшись с нами, Жить будешь в памяти людей С другими славными умами, Покуда чудный звёздный свет С небес на землю будет литься… Ф.Леффлер 1. На фоне музыкального фрагмента учитель начинает свой рассказ. - В истории науки немало имён известных учёных-женщин: гречанка Гипатия (V век нашей эры), читавшая лекции по философии и математике, француженка Эмилия Дю Шатле (1706-1799), переведшая на французский язык «Начала» Ньютона, итальянка Мария Гаетана Аньези (1718-1799), в честь которой одна из кривых третьего порядка названа «Локон Аньези», но ни одна из них не пользуется такой известностью и славой, как наша соотечественница Софья Васильевна Ковалевская. Её называют «Принцессой науки». Она – российский математик, первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии Наук, доктор философии по математике и магистр изящных искусств. Софья Васильевна в 24 года защитила диссертацию на тему «О дифференциальных уравнениях с частными производными». Этот труд считается труднейшим в области чистой математики и очень важен для механики, физики, астрономии. Её работа «Об Абелевых интегралах» также относится к очень трудной области математики. Очень важной является труд «О форме кольца Сатурна», посвящённый астрономии. Главный труд Ковалевской относится к аналитической механике. Он увенчан премией Французской Академии наук. За работу в этом же направлении Софья Васильевна получила премию Стокгольмской Академии наук. Нельзя не сказать о литературной деятельности. Ковалевская писала: «Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности – к математике или к литературе?». С 5 лет она начала сочинять стихи, а в 12 была глубоко убеждена, что станет поэтессой. Ею были написаны: «Воспоминания детства», «Воспоминания о Джордж Элиот», «Три дня в крестьянском университете в Швеции», повесть «Нигилистка», драма «Борьба за счастье», фельетоны, статьи для математического журнала. 2. Воспоминания детей об экскурсии. 1) Ура, мы едем! (Воспоминания, своё видение происходящего) - 20 мая 2008г. ученики нашего класса побывали в Полибино - музее-усадьбе Софьи Васильевны Ковалевской. Сегодня я предлагаю вспомнить, как это было. - К поездке мы начали готовиться задолго. Писали рефераты, проводили урок внеклассного чтения, Даля Печерская даже составила кроссворд о Софье Васильевне. Но одно дело заочное изучение жизни этой замечательной женщины, а другое – всё увидеть своими глазами. Когда сказали, что можем посетить музей-усадьбу, очень обрадовалась. И этот день наступил. Как только проснулась, сразу глянула в окно: а вдруг дождь, непогода, всё отменится? Слава богу! Погода – замечательная! Ура! Мы едем! С хорошим настроением пришла в школу, около школы уже стоит красавец-автобус: большой, красивый. Галина Васильевна собрала нас, мы сфотографировались. Если бы вы видели, с какой завистью на нас смотрели ребята из других классов! Ведь погода прекрасная, а они-то будут заниматься, не поедут на таком шикарном автобусе. Мне стало их даже немножко жаль. Проводить нас пришла и директор школы. Мы помахали ей ручкой и отправились в путь. Из окон видели цветущие кусты черёмухи, золотые поля одуванчиков, маленькие листочки на берёзках. До чего же хорошо! Дорога, к сожалению, заняла всего 25 минут. Жалко… Ехала бы и ехала… Чуть не проехали поворот к усадьбе, но всё обошлось. Шофёр остановился и сказал, что дальше надо идти пешком по аллее парка. Мы побросали свои вещи, побежали по дорожке. Сразу обратила внимание, что деревья, растущие вдоль аллеи, довольно старые. Мелькнула мысль: а вдруг они «видели», «слышали» Софью Васильевну, как и меня сейчас? Нет, вряд ли, но всё равно, она здесь жила, ходила здесь. Смело шагаю вперёд к прошлому. Очень необычное, тревожное, но приятное чувство. 2) Музыкальная пауза. Прослушивание «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена Учитель: - Сейчас мы войдём в дом, попробуем почувствовать атмосферу, в которой жили люди того времени. Чтобы лучше понять их, давайте послушаем очень популярную в то время музыку. 3) Галерея портретов. Рассказ ученика- «экскурсовода». - Подходим к дому (Фото. Ученик показывает фото здания после войны, восстановленное и современное). Красивое здание, светлое, а перед ним бюст Софьи Васильевны. Странно, что нет цветов. Конечно, фотографируемся. На память. Оказывается, все вещи Корвин-Круковских находятся не в этом красивом доме, а во флигеле, состоящем всего из двух комнат, впрочем, во вторую, нас и не пустили. Сначала нам предложили беспроигрышную лотерею о памятных местах Псковской области. Я выиграла буклет, посвященный Софье Васильевне. Здорово! (Показ буклета). Какая на нём красивая, молодая Ковалевская. - Но экскурсия продолжается. Мы входим в комнату, где много портретов, старинная мебель, необычные обои. Странно: люди ушли из жизни, а их вещи продолжают жить, рассказывают о своих хозяевах. Вот большой портрет красивой женщины в старинном русском костюме (фото). Оказывается, это А.А.Нелединская (Круковская), бабушка по отцовской линии. Странно, что она выбрала для художника, народный костюм. Почему не платье богатой женщины? Интересно, какой она была? Лицо, вроде, доброе, открытое, но какая-то сосредоточенность чувствуется. А может её смущает художник? Вопросов много, а ответов нет. «Экскурсовод» обращает наше внимание на портрет родителей: (фото) Василия Васильевича Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны. - У отца поражают усы. Они большие, длинные. Спрашиваю себя: удобно ли было принимать пищу? Может, это было модно в то время носить такие усы. А у матери, внучки астронома, мне показалось, такой же овал лица, как и у дочери. Оказывается, она была немкой по рождению и воспитанию, хотя дом был поставлен на русскую ногу. Воспитанием детей (Анны, Фёдора и Софи) сначала занималась гувернантка-француженка и няня-простая русская женщина. Из рук няни Ковалевская попала в руки гувернантки-англичанки, Маргариты Францевны Смит. Она оказала полезное противодействие совершенной распущенности физического и нравственного воспитания детей, но глубоко консервативная, прямолинейная и ограниченная, она не могла понять чуткую маленькую Софи. Образованием занимался домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич.(Фото). Он учил Ковалевскую целых 10 лет. Перед нами фотография этого человека. Малевичу было уже 50 лет, но благодаря живому характеру и любви к детям. Он разделял с ученицей даже детские забавы: запускал огромного бумажного змея, играл в мячик и тут же внимательно наблюдал, изучал сложный внутренний мир девочки, заметив её необыкновенные успехи в учёбе. Софи самостоятельно постигла учебник физики Н.П.Тыртова, подаренный отцу самим автором. Она брала уроки у известного педагога А.Н. Страннолюбского. Большое влияние на неё оказал дядя Пётр Васильевич, который питал к математике глубочайшее уважение. Рядом размещены 3 портрета Софьи (Фото 1868, 1879, 1884 гг.). Какой красивой она была в 18 лет! Небольшого роста, с коротко остриженными волосами, с мечтательными глазами. И совсем другой характер чувствуется на другой фотографии. Эта женщина, которая нашла себя, познала горечь утрат. Её взгляд целеустремлёнен, сосредоточен. Чтобы уехать за границу и поступить в университет, т.к. в России женщинам не позволялось учиться в высших учебных заведениях, Софья Васильевна вышла замуж за Владимира Онуфриевича Ковалевского (Фото). Он был очень молод, но уже славился своим необыкновенным знанием языков. Венчание состоялось 1 октября 1868 г. в деревне Клёвники. «Экскурсовод» обращает наше внимание на ещё две фотографии. Перед нами снимок сестры-Анны Васильевны Корвин- Круковской - Жанкляр и её мужа Виктора Жанкляр. Анна была превосходной актрисой, но оставила мечты своей юности и посвятила себя мужу. В 1878г. в жизни Ковалевских произошло очень важное событие: у них родилась первая и единственная дочь. (Фото). Девочка очень похожа на мать «вылитая Софа». Софья Васильевна любила её беззаветно. Наше внимание обращают на старинную мебель, часы, личные вещи Софьи Васильевны. Поражает размер бальных туфелек. Они такие маленькие! Сейчас редко у кого увидишь такой размер ноги. 4) Двигательная пауза. Танцевальные движения «Полонез» Огинского. - Своё образование Ковалевская получила в Германии и Швеции. 10 февраля 1891 года на 42 году жизни в рассвете своих творческих сил Софья Ковалевская скончалась от воспаления лёгких. Мир потерял крупнейшего математика, литератора, борца за женские права. (Фото могилы). На средства, собранные русскими женщинами и общественными организациями, на могиле был воздвигнут памятник. 5) «Экскурсия по дому» -Где же эта знаменитая комната с обоями? На этой грустной ноте нам предложили посмотреть сам дом. Заходим. А там холод, влажность, никакой мебели, идут строительные работы. Очень грустная картина. Мы всё же прошли по комнатам, коридорам, нам показали, где находился кабинет отца, детская. Я шла и думала, где же здесь стояла Софа, стараясь разобрать символы высшей математики. А получилось это так: когда все комнаты обклеивали обоями, их не хватило. За недостающими надо было ехать в Петербург. На чердаке нашли массу накопившейся бумаги. По счастливой случайности это оказались записи лекций по дифференциальному и интегральному исчислению академика Михаила Васильевича Остроградского, которые некогда слушал отец Софьи, будучи ещё совсем молоденьким офицером. Вот эти-то листы и пошли на оклейку детской. В это время девочке было 11 лет. 3. Задачи на обоях. Учитель: - Мы сегодня вспоминали о лекциях на обоях. Я хочу показать вам формулы Остроградского, которые видела Софья и смогла разобраться в них. Формула Остроградского — Гаусса в векторной форме имеет вид (ФОРМУЛА) В работе Остроградского формула записана в следующем виде (ФОРМУЛА) Эта формула называется формулой Остроградского – Грина. - А хотите ли вы разобраться с моими заданиями, также помещёнными на обоях? Они, конечно, не из курса высшей математики, но разве вы когда-нибудь решали что-нибудь на обоях? (Учитель предлагает желающим двум ученикам решить задачу и уравнение, помещённые на обоях.) Задача из «Арифметики» Магницкого Л.Ф.: Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: - Здравствуйте, сто гусей! - Нас не сто гусей, - отвечает вожак стаи. Если бы нас было столько, сколько теперь, да ещё столько, да ещё полстолька, да четверть столько, да ещё ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько гусей было в стае? (36) - Следующие задания из курса современной начальной школы: Задача: Торговка, сидя на рынке, думала: «Если к моим яблокам прибавить половину их, добавить ещё десяток, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок было у торговки? Уравнение: 4 ∙ 8 – 3 + 5 : 5 – х = 12 Остальным – пример на порядок действия: (32-16+24):8+(94-39+15):14 Подводится итог. Победителям вручается открытка с надписью «Молодец!» 4. У костра. - Вот и закончилось наше знакомство с семьёй Корвин-Круковских . Мы вышли из дома с чувством горечи, тяжести на сердце. Это неправильно, когда забывают о таких людях. А на улице солнышко, тепло. Мы выбрали место на полянке рядом с футбольным полем. Мальчики объединились в одну компанию, а девочки – в другую. Сразу достали провизию и с большим удовольствием стали есть. Все угощали друг друга, предлагали свои вкусности. Мальчишки организовали футбольный матч, девчонки - плели венки из одуванчиков, играли в бадминтон, просто лежали, смотрели на проплывающие облака и что-то выдумывали, организовали конкурс загадок. Когда развели костёр, радости не было предела. Обгоревший чёрный хлеб, колбаса показались самыми вкусными деликатесами. Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Вот и нам пришла пора ехать домой. 5. Кроссворд. Учитель: - Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Попробуйте разгадать и мой. Если вы правильно его разгадаете, узнаете имя дочери Ковалевской. Если не успеете, можете взять домой и вместе с родителями, решить. 1.Фамилия англичанки-гувернантки. 2.Как звали брата Софьи Ковалевской? 3. Жанр литературы, используемый Ковалевской 4. Кого звали Елизавета Фёдоровна? 5. Какой наукой занимался дед матери? 2 1 С М И Т Ф Ё Д О Р 3 Ф Е Л Ь Е Т О Н М А Т Ь А С Т Р О Н О М И Я В нашей галактике много звёзд, планет, но я точно знаю, что есть планета № 1859, посвященная Софье Васильевне Ковалевской. Её звезда должна и будет светить всем. Мы должны гордиться и всегда помнить, что на Псковской земле жили такие люди. В тот звёздный мир так часто ты На крыльях мысли улетала, Когда, уйдя в свои мечты, О мирозданье размышляла…
Архив »»
|