21.3.2011
«Парчовая на маковке кичка»
Педагогический марафон учебных предметов собрал в Великих Луках в этом году не просто педагогический интернационал из пяти соседних государств, но и получился в полном смысле слова именитым. Гости приехали один другого значительнее и солиднее. Какую фамилию ни произнеси, одни регалии можно перечислять, что называется, от забора и до обеда. Например, Марина Семёновна Аромштам. Главный редактор газеты «Дошкольное образование». Специалист в области вальдорфской педагогики. Финалист Московского конкурса «Учитель года» 1997 года. Почетный работник общего образования. Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук. Кандидат педагогических наук. Обладатель премии «Серебряное перо» по итогам конкурса авторов «Учительской газеты» 1999 года за статьи по проблемам педагогической реальности. Являлась экспертом Института проблем образовательной политики «Эврика», курировала инновационные проекты дошкольных учреждений и учреждений для детей-сирот. В 2008 году стала лауреатом Большой премии конкурса «Заветная мечта» на лучшее произведение для детей среднего и старшего дошкольного возраста (роман «Когда отдыхают ангелы»). Уф, кажется, основное назвал! Почувствовать ангелов При этом понятно, что Марина Семёновна просто не могла ограничиться педагогикой и не провести отдельную встречу в сугубо писательском качестве. Она состоялась 10 марта в центральной библиотеке им. М. И. Семевского. Миловидного, обаятельного автора романа «Когда отдыхают ангелы» аудитории представил начальник управления образования А. А. Шулаев: - В учреждениях образования сейчас проводятся различные мероприятия, гости с Владимиром Викторовичем Орловым поехали на экскурсию по городу Великие Луки. А Марина Семёновна Аромштам решила всё-таки встретиться с читателями. Не знаю, кто ей компенсирует возможность увидеть наш великолепный город, но я надеюсь, что она не первый и не последний раз приехала к нам в Великие Луки. Александр Анатольевич обозначил детскую литературу особым жанром и вспомнил о личных ассоциациях: - Для меня детская литература в Великих Луках остановилась на «Президенте Каменного острова» нашего земляка Вильяма Козлова. Но там больше красивостей, связанных с природоописанием и действиями наших любимых детей, а вот у Марины Семёновны рассказ больше о переживаниях детей и сопереживаниях взрослых. Надеюсь, что Марина Семёновна в вас тоже почувствует ангелов, о которых она любит писать. Марина Аромштам очень органично подхватила вот эту интонацию личной сопричастности и заинтересованности. Она совершенно не боялась уронить свой имидж уверенного в себе московского автора в глазах аудитории: - Коллеги, вы знаете, меня сегодня, честно говоря, подвела мания величия. Сегодня я должна принести вам извинения, потому что я почему-то решила, что до вас уже дошла моя книжка, и что я буду сегодня разговаривать по следам прочитанного. Но поняла, что вы даже не представляете, о чём речь. Книга дошла только до управления образования. Потому мне придётся заниматься совершенно не свойственным для меня жанром саморекламы. Но я постараюсь сделать это как можно более корректно. Марина Семёновна совсем обезоруживающе улыбнулась. Одна такая добрая улыбка дорогого стоит. А писательница ещё и говорила очень интересные вещи, с которыми следует познакомиться: - Я прикинусь, будто рассказываю о ком-то другом. Вообще-то изначально я — учитель начальных классов. Я отработала в школе 20 лет. Вначале работала учителем труда и изобразительного искусства, и это был замечательный период моей жизни до перестройки. Я буквально с мальчиками собирала электрические цепи, забивала гвоздики, шлифовала доски, мы их чем-то там расписывали, потом вела рисование по системе Неменского. Когда случилась перестройка, я решила взять класс, я его взяла в школе Ямбурга и взяла его совершенно необычным путём, взяла детей 4-летнего возраста. И потом выпустила их в 6-й класс, прожила с ними довольно-таки долгий период жизни - 7 лет. Потом я взяла новых детей, это были уже дети-пятилетки, и я выпустила их в 4-й класс. Уже когда я выпускала эту вторую группу детей, я уже была и педагогическим журналистом, и главным редактором газеты «Дошкольное образование». Всё это мне пришлось какое-то время совмещать. Вот эти дети - второй мой класс, они стали моими просто жизненными учителями. Они на самом деле что-то такое со мной сделали, почему я, в буквальном смысле слова, потом смогла что-то начать писать. Моя жизнь делится как бы на три части. Сначала - это довольно серьёзный период жизни, который я очень честно отдала образованию и школе. Потом я стала педагогическим журналистом, и этому занятию уже 12 лет. А совсем недавно — это был 2006 год, когда я написала первую свою художественную вещь. Я всё время работала в жанре эссеистики, у меня даже выходили какие-то педагогические книжки, а потом я вдруг стала писать художественные вещи. Ребёнок с правой стороны - Это произошло совершенно невероятно и быстро, и поэтому на вопросы, как люди становятся писателями, я ответить не могу, - говорила Марина Аромштам. - Сразу становятся. Есть несколько жанров, в которых я выступаю, до сих пор занимаюсь журналистикой, в последнее время очень серьёзно стала заниматься современной детской литературой, и - более того - я стала заниматься современной детской книгой. И я очень люблю эту тему потому, что мы являемся свидетелями уникального жизненного явления - мы живём в эпоху эволюции. Как люди, близкие к книге, вы понимаете, что то, что называется эпохой Гуттенберга, эпохой книгопечатания и книги, вдруг неожиданно подходит к концу. И мы всё чаще видим людей с электронными носителями в руках, с закачанными в них книжками. Что-то происходит с формой книг. Сегодня на занятиях с дошкольниками я им говорила, что книга существует гораздо раньше Гуттенберга, и вот эти две дощечки, между которыми складывали сначала телячью кожу, а потом это всё превратилось в плотные картонные бумажные страницы, это - тысячелетиями отработанная форма, которая на самом деле психологически организует и время, и пространство. Я объясняла, что, несмотря на кризис эпохи Гуттенберга и наступление электронных носителей, книжка детская, которую мы читаем дошкольникам, умрёт в самую последнюю очередь. Эта книжка с её картонными обложками организует время и пространство. Даже пространство. Я сегодня спрашиваю: «С какой стороны вы посадите ребёнка, когда вы читаете ему книжку?» И выясняется, что не слева, а справа. Потому, что вы листаете страницы вот в эту сторону. И это тоже всё очень закономерно, ребёночек должен следить, как страница открывается. Новый виток - Почему это всё я говорю? – отмечала Аромштам. - Ведь тема детской книги невероятно остра. Потому что с одной стороны она связана вот с этой самой объективной ситуацией конца книжной печатной продукции. Вы даже, наверное, слышали про такое явление, что на Западе перестают выходить газеты и журналы в печатных изданиях, они все перемещаются в Интернет. Они все становятся электронными. Это одна сторона вопроса. Вторая, это то, что существует открытая проблема с чтением детей. Как правило, мы начинаем волноваться, когда дети начинают достигать подросткового возраста - в 12-13 лет. Мы начинаем сетовать на судьбу, на ребёнка, ещё на что-то, говорить: «Он ничего не читает!» - только сидит в каких-то там сетях, и ему ничего не интересно. Но это всё такие большие вопросы. И совсем недавно снималась передача у Засурского, она как раз была посвящена электронной книге: «Надо ли бояться электронных носителей», и я сказала, что для меня существует две таких вещи - невероятные. Во-первых, это - совершенно новый виток в развитии письменной речи. Как бы мы с вами не кричали и не возмущались по поводу того, что в Интернете говорят скудным языком и пишут с орфографическими ошибками, есть другая сторона вопроса. Вы посмотрите, какое количество писателей вдруг появилось благодаря Интернету. Это равнозначно знаете какому явлению? Когда вдруг выяснилось, что появилось огромное количество читателей. Вот была-была Россия безграмотной страной, в ней были Толстой и Достоевский, но только в мечтах рисовалась ситуация, когда «Некрасова и Гоголя с базара понесут». Вообще-то был очень узкий круг какого-то образованного населения, которое имело доступ к этим сокровищам. Потом - раз, и что-то произошло, появилось огромное количество читателей. Совершенно не сопоставимое с тем количеством людей, которые читали книги в 19-м веке, я уже не говорю, в 17-м и 18-м. А сейчас происходит количественный рост писателей. Я не говорю качественный. Я просто хочу сказать, что когда увеличивается число читателей, мы тоже слегка теряем качество. На самом деле массовая культура и массовая литература появляются именно потому, что у нас снижается культурный уровень читателя за счёт того, что мы ликвидируем безграмотность, и это происходит миграция читающего населения. А сейчас с писателями, на самом деле, происходит возвращение эпистолярного жанра. Искусство письма было вытеснено телефоном. Вы помните, в какой-то момент телефон заменил нам письма. Или уже никто не помнит? Должны помнить. Раньше мы писали, а теперь письма возвращаются. Мы не говорим об ограниченном количестве строчек, тем не менее, всё равно люди стараются выразить свою мысль в письменной форме. И она будет оттачиваться. Мамы и бабушки - Это всё контекст того, что мы переживаем, - сказала Марина Семёновна. - Забавные вещи на фронте книжной культуры, которая перестаёт быть книжной, а становится какой-то иной. Проблема нечитающего подростка, которую я упомянула, острая, потому что понятно, что в подростковом возрасте её решать поздно, и надо её решать с того момента, когда ребёночек только начинает говорить. Когда он впервые встречается с книжкой - в полтора года, в 1 год и 7 месяцев, сейчас выясняется, что появился совершенно новый класс родителей, интеллектуальные родители, которые дают ребёнку книжку очень рано. Они сажают ребёнка к компьютеру очень рано и книжку открывают перед ним очень рано. Это родители, которые хотят какой-то другой литературы, какой-то другой текст, какого-то другого качества живопись. Это современный родитель, который отличается от бабушек и дедушек, от молодых бабушек между 50 и 60, видно, насколько разнятся их литературные предпочтения. Иногда забавные вещи происходят. Вот, например, я прочитала интервью с одной модной издательницей. Издательница очень модная, потому что она открыла для России писателя Свена Нурдквиста, который пишет на шведском языке и по рангу, статусу и своему значению равен Туве Янссон. Там, в Финляндии, где есть музей Туве Янссон, там же присутствует и он. Писатель совершенно нам неизвестный, а тут вот она его переиздала, и её спрашивают, а что бы она не издала сейчас. Она говорит: «Агнию Барто». И ты думаешь: а почему? Что за этим стоит? Это молодая женщина, это понятно. Где-то под 30 лет. А другой издатель, примерно такого же характера, говорит: «Чуковский для меня - это гений, поскольку «уронили мишку на пол» - это совершенно непревзойдённый образец лирики. Другого никто ещё не создал». Это всё, на самом деле, поколенческие вопросы. Чем мы отличаемся от них, чем они отличаются от нас, и чем разнятся наши предпочтения. Единственное, на что тут можно рассчитывать, где найдётся консенсус, это в том, что всё-таки ребёнка маленького кроме вот этой тридцатилетней мамы будет воспитывать ещё и 60-летняя бабушка, и мама будет читать ей Свена Нурдквиста, а бабушка протащит Барто и Чуковского всеми правдами и неправдами. Потому что Чуковский - это самый продаваемый автор, и он бьёт все рекорды. Кто не хочет Барто? - Много есть разных проблем, - подчеркнула Марина Семёновна, - и я их сейчас просто набрасываю, понятно, что любая из них могла стать серьёзной темой для разговора. Для обсуждения. Представляете, как интересно поговорить, почему они не хотят Барто. Это серьёзнейшая философская тема. Или же на самом деле, сколько же лет ещё Чуковский продержится в такой популярности, потому, что я очень люблю всякие там загадки в аудитории на тему «В ушате, корыте, лохани…». Кто мне объяснит разницу между корытом и лоханью - сразу «5»! Но ребята не могут объяснить! «Стал натягивать гамаши, говорят - они не ваши». Что такое гамаши, даже я уже затруднялась ответить. У меня есть смутное представление, что это что-то на ноги, связанное с галошами, но галоши - это тоже реально ушедшая из жизни вещь. А уж как прозвучит «парчовая на маковке кичка» - это всех студентов просто валит со стульев. Это непереводимая фраза! Открытие состоялось Даже приведённых сейчас отрывков из выступления Марины Аромштам достаточно, чтобы представить, насколько насыщенной получилась с ней встреча и насколько она была полезной для тех, кому повезло выбраться в тот день в центральную библиотеку. Она очень много и интересно говорила о проблемах чтения, временах и нравах, современной школе, о себе и своём творчестве. Читала отрывки из своей прозы. Великим Лукам открылся ещё один талантливый, думающий, совестливый, умный человек. Задумались и начинающие литераторы: легко ли быть писателем в стране, где даже Аромштам не слишком известна?
А. КАНАВЩИКОВ Фото Татьяны ЛАПКО
Архив »»
|