28.1.2013
Методические рекомендации по проведению Уроков Духовности в ОУ (4 разработки)
Проведение Урока Духовности направлено на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления молодого поколения. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире. Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России. Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи. В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы. Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России. Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам. Раскрывая назначение Урока Духовности выделяются его отличительные особенности: а) это урок “живого знания”; б) содержание знания обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям; в) особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей побуждает к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Единый Урок духовности призван: - акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на во-просах становления морально- нравственного пространства России; - способствовать развитию интереса учащихся к вопросам морали, нравственности; - помочь школьникам в составлении собственных представлений о со-временных моральных ценностях общества; Основная цель Урока Духовности - облагораживание души и сердца подростка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей (Духовное воспитание через развитие мысли подростка). Задачами являются: развитие у подростка потребности в нравственном самосовершенствовании, ориентация подростка на ценности человеческой личности, создание благоприятных условий для работы над качеством мысли подростка, сформировать у подростка положительную мотивацию к учению в широком смысле этого слова (учению жизни). Урок Духовности – это эпизод жизни ребёнка, который станет предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Ребёнок должен постигать урок волнением чувств. При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня духовности важно учитывать следующее: • необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме; • целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизнен¬ных ситуаций; • практическую значимость духовно-нравственного образования учащихся, которая предполагает, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоя¬тельно создают их для себя. Методические рекомендации по организации и проведению единого Урока Духовности. Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести Урок Духовности по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах. В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации урока духовности должен стать личностно-ориентированный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, учится вставать на точку зрения другого человека, изменять собственную позицию. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения урока духовности создать комфортные условия для эмоционального переживания школьников. Предлагается следующая схема урока духовности. 1. Вхождение в урок. 2. Духовное откровение в искусстве. Чтение стихов. Слушание музыки. Знакомство с художественными полотнами. 3. Чтение художественных произведений. Сказки. Рассказы. Стихи. 4. Время общения. Время, чтобы поделиться вопросами, открытиями, выводами, сделанными в процессе урока. Делясь, друг с другом своими открытиями, учащиеся смогут глубже понять тему урока: • направленная беседа; • инсценировки; • игры; • рисование; • итоговые стенды. 5. Время для размышления. 6. Подведение итогов. Важно лаконично выразить вывод, к которому класс пришёл в ходе дискуссии. Это поможет сохранить в памяти то, о чём говорилось. В основной школе (5-9 классы) необходимо учитывать существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда - требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, недопустимость предъявлении подросткам завышенных ожиданий и общения с ними на еще недоступном им «языке». Виды деятельности и формы проведения урока духовности: • исследование этических норм поведения различных местных социальных (социокультурных) и этнокультурных страт и сообществ в XIX XX веках (например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих норм с ныне принятыми, обсуждение причин эволюции и оценка возникшей картины; • ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций ; • написание эссе на нравственно-этические темы па материалах конкретных сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурной тусовки), класса и т.д. (при условии анонимности) и последующее обсуждение затронутых в тексте проблем; • установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе класса (образовательного учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; В старших классах (10-11 классы) методика работы учителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер обучения. Специфика старших классов, возрастные особенности этой категории учащихся диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий. Выбираются соответствующие формы его проведения: урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок-круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.
Составители: ГОУ ДПО Институт развития образования и повышения квалификации кафедра управления
скачать документ [115.5 Kb]
Архив |