«…Ключ к решению насущных проблем воспитания и просвещения в обществе лежит в сфере плодотворного взаимодействия церкви, семьи и школы. Без такого сотрудничества невозможно достижение национального единства, сохранения духовно-нравственного здоровья социума…» Митрополит Лазарь
Уважаемые коллеги!
3-6 февраля 2013 года в нашем городе состоятся V Свято-Тихоновские педагогические чтения «Традиционные ценности и современный мир».
Организаторами V Свято-Тихоновских педагогических чтений выступают Управление образования Администрации города Великие Луки совместно с Великолукским благочинием Псковской епархии Русской Православной Церкви. В работе чтений примут участие, педагоги, учащиеся, представители Церкви, гости. В программе чтений: встречи, семинары, мастер–классы, беседы, которые будут посвящены самой главной проблеме - проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Педагогические чтения проводятся с целью обсуждения широкого круга вопросов, связанных с проблемами духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения и дальнейшего объединения усилий Церкви, школы и общества в утверждении традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей российского общества. Ведущее значение в формировании юного гражданина, его самоопределения и самореализации имеют общечеловеческие культурные ценности, которые способствуют развитию глубоких нравственных чувств: патриотизма, гражданственности, ответственности, совести, чувства долга, надежды, веры. Управление образования Администрации города Великие Луки рекомендует - 4 февраля 2013 года провести во всех классах общеобразовательных учреждений Единый Урок Нравственности. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических ориентирах. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Жития святых и биографии великих деятелей России представляют замечательный пример, позволяющий учащимся сформировать свои жизненные идеалы и цели, отношение к семье, окружающим, Родине, сформировать жизненную позицию.
Доклад Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на Филофеевских чтениях в Тюмени 20 октября 2012 г. Духовно-нравственную культуру личности можно определить как культуру реализации высших даров человека: свободы, творчества, нравственного выбора, познания и самопознания, выражения мира в слове. Важнейшее место в духовно-нравственной культуре занимает нравственность – способность человека к реализации нравственного закона как закона свободы. Духовно-нравственная культура личности формируется в процессе приобретения опыта свободы, построения универсалий отношений к себе, к миру, к другому человеку, к Богу. Этот опыт носит синергийный характер и осуществляется во взаимодействии с другими людьми в культурной традиции, через последовательный волевой и нравственный выбор. Процесс формирования духовно-нравственной культуры личности можно определить как процесс духовно-нравственного становления человека. Его устои и формы образуют традиции, культуру и формы, составляющие стержень духовно-нравственного общества.
Конечно, главный труд по воспитанию должен исходить из семьи, но если школа как главный институт, который образует мировоззрение человека, будет безразлична к семейному воспитанию, несоответствие нравственных ориентиров, которые в современной школе достаточно размыты, приведет к случайным успехам и закономерным неудачам. Духовно-нравственная культура – это совокупность идеалов, смыслов, ценностей, норм, к которым тяготеет творческая энергия людей, составляющих данное общество, а также традиции, поддерживающие мировоззрение, фон, позволяющий освоить содержание идеалов и ценностей от образцов, по которым они выросли.
Составляющие элементы духовно-нравственной культуры – идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Традиции следует понимать в широком смысле, как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. В этом смысле наука, искусство, философия, как культура духовной деятельности, являются традицией. Признавая полезность светского образования, святитель Феофан Затворник подчеркивал необходимость поиска Истины, высшего знания: «Пусть не думают, – писал он, – что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце… Когда соберутся все истины, тогда сознание, молитвою изощренное, узрит их строй и будет наслаждаться, и тогда воссияет в душе свет великий!».
Образование должно быть настроено на тот тип личности, который выработан тысячелетиями нашей цивилизационной традиции. Константин Дмитриевич Ушинский многократно об этом писал: чтобы образование было эффективным – оно должно опираться на тысячелетние традиции народа. Если мы нарушаем эту преемственность, тогда мы рубим свои корни, все эти эксперименты будут печально отражаться не только на образовании, но и на всем нашем государстве. Поэтому освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции, – это одна из главных наших задач. Православная цивилизация поддерживает культурную самобытность различных этносов, входящих в ее орбиту, осваивая новые цивилизационные перспективы, обретая собственное самобытное лицо, создавая собственную самобытную культуру, составляющую грань цивилизации.
Можно задать вопрос, который является главнейшим для системы образования в целом: «Кто может назвать такой идеал личности, который должно формировать современное образование?». В сфере личностного развития должен развиваться творческий потенциал детей, однако наряду с этим должно быть поддержано становление высших моральных качеств – совести, любви, милосердия, сформировано чувство ответственности, воспитаны патриотизм, гражданственность, бескорыстие по отношению к обществу, семье, малой родине и соотечественникам, должна быть выработана собственная жизненная позиция, мировоззрение, сформирована ориентация на базовые ценности Российской культуры. Должны быть воспитаны люди, знающие, чувствующие и понимающие идеалы и ценности своей традиции. В сфере профессиональной деятельности – это формирование добросовестного отношения к труду, развитие навыков совместной деятельности, кооперация для достижения согласия. Думается, этого достаточно.
Однако в учебных пособиях по светской этике эти качества вообще не считаются необходимыми. Известный русский мыслитель и политический деятель XIX века Лев Тихомиров писал: «Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем не может поддерживать даже полицейский, который сам – прямое порождение общества, утратившего понятие греха и совести». Мы уже видим следствия утраты обществом понятия греха и стыда. Со всей беспощадностью нам явлены не только итог нравственного падения и духовного оскудения человека и общества, но и осознание, что без духовно-нравственного оздоровления нации у России нет будущего ни в экономическом смысле, ни как явления мировой истории и культуры.
Наша школа, стремясь воспитать чувство патриотизма в детях, должна находиться в союзе с Православной Церковью, дух и учение которой объединили народы России в одну семью. По моему глубокому убеждению, ответственность за сохранение нашего наследия и воспитание будущих поколений несут все граждане нашей страны. Только совместными усилиями Церкви и представителей науки, культуры и искусства мы сможем научить наших детей адекватно воспринимать и ценить то духовное и культурное наследие, которое по крупицам собирали наши предки на протяжении многих столетий.
Димитрий, Архиепископ Тобольский и Тюменский
|