Умения, необходимые современному педагогу
Современная жизнь требует от современного педагога всебольше и больше... Как не потеряться в современных технологиях, требованиях и методическом океане? Нужно соразмерить свои силы, возможности, знания и умения. А все ли мы о них знаем? Аналитические умения: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); • осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; • находить в психолого-педагогический теории идеи, выводы закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; • правильно диагностировать педагогическое явление; • вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения. Прогностические умения: • умения прогнозировать развитие коллектива; динамику его структуры, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.; • умения прогнозировать развитие личности: ее качеств. Чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.; • умения прогнозировать ход педагогического процесса. Проективные умения: переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; • учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества; • определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса; • отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам и планировать систему совместных творческих дел; • планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований; • отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; • планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; • планировать способы создания личностно развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью. Рефлексивные умения: • правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; • соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; • эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; • соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; • причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; • опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с выработанными наукой критериями и рекомендациями. Развивающие умения: Такие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений н самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся. Ориентационные умения: Они направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности. Организаторские умения учителя-воспитателя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношении педагога с учащимся, педагогами-коллегами, родителями, Одна из особенностей деятельности педагога в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение — есть система приемов социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи. Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники. Перцептивные умения: • воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности; • проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека и определять его внутренний мир; • определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам; • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом; • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.). Умения собственно общения: На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания. Умения педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения: управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действии; регулировать свои психические состояния: вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию. по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др. Прикладные умения: массовика-затейника, тренера-общественника по одному или нескольким видам спорта, инструктора по туризму, экскурсовода, художника-оформителя, руководителя кружка, хоровика-дирижера, постановщика танцев, кинодемонстратора, и т.д.
|