28.1.2013
Урок в 11 классе «Молодежь в современном обществе»
Тип урока: урок изучения нового материала, с элементами групповой и творческой работы. Цели урока: Образовательная - Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации. Развивающая цель - в рамках данного урока продолжается формирование общеучебных умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения, умения работать в группе, использования творческих способностей для решения учебных задач. Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных и общественных проблем. Задачи урока: Образовательные: 1. Уяснить понятия «молодежь», «субкультура», «контркультура». 2. Уяснить основные характеристики молодёжи, как социальной группы. 3. Познакомиться с молодежными субкультурами 4. Рассмотреть проблемы молодежи и попытаться найти пути их решения 5. Изучить функции молодежи в современном обществе Развивающие: 1. Организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы они могли решать учебные задачи, проявляя максимум самостоятельности и творчества. 2. Разобрать основные термины и понятия, связанные с темой урока. 3. Подвести учащихся к пониманию того, что быть молодым это не только иметь реальную возможность для реализации своих желаний и жизненных установок, но и нести на своих плечах ответственность не только за своё личное будущее, но и будущее всей страны. 4. Отработать с учащимися навыки групповой работы, решения творческих задач; умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, дискуссию, анализировать, находить правильное решение, приходить к единой точке зрения на основе консенсуса. 5. Решить на уроке учебные задачи, связанные с подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Воспитательные: 1. Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки как важнейшей психологической составляющей гражданского самосознания. 2. Способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся 3. Способствовать формированию толерантности Используемое оборудование: Мультимедийный компьютер, проектор, экран, наглядный материал. План урока: 1. Организационный момент (1мин.) 2. Опрос учащихся, закрепление пройденного материала (7 мин.) 3. Познакомиться с молодежными субкультурами ( 20 мин) 4. Просмотр видеоролика, обсуждение. (8 мин) 5. Проблемы встающие перед современной молодежью (3 мин) 6. Функции молодежи (3 мин.) 7. Притча (2мин.) 8. Итог урока. Выводы. (2 мин.) 1. Актуализация знаний учащихся: Фронтальный опрос: 1. Дать определение понятию «молодежь» 2. Составить два предложения с данным понятием (проработать задание С5) 3. Определить возрастные границы молодежи 4. Молодежь с точки зрения правового статуса (совершеннолетние и несовершеннолетние, правовая дееспособность, права несовершеннолетних) 5. ТК РФ в отношении несовершеннолетних, возраст начала трудовой деятельности и условия работы. 2. Изучение нового материала: тема «Молодежные субкультуры» Вступительное слово: Культура в социологии - система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин "культура" используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – это мозаика субкультур. Из всего населения Земного шара почти 1/5 её часть – это молодежь. Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Их интересы, взгляды, стиль и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют свою культуру- «субкультуру». Она м.б. замкнута , автономна по отношению к господствующей культуре или же может противостоять ее ценностям, и это будет уже «контркультура». Сегодня и мы постараемся понять причины возникновения молодежных субкультур, их особенности и дать им свою оценку. Итак, субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе, в нашем случае, молодежной. Субкультура - это способ выражения индивидуальности молодых людей. Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными. – Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения? Формальные – молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами. Виды молодежных объединений: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. Например, скаутское движение. Неформальные объединения - созданные стихийно, без участия государственных органов. Они отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. У них тоже есть свой имидж, символика и атрибуты, лидер. Мы поговорим только о неформальных объединениях. Вам сегодня выдалась возможность быть представителями различных субкультур, вы продемонстрировали это с помощью одежды, но нам хотелось бы, чтобы вы посвятили нас в их особенности, интересы рассказав об их положительных и отрицательных сторонах. Пожалуйста. Демонстрация учащихся. Каковы основные причины возникновения молодежных субкультур? 1) внутренние потребности молодежи заявить о себе, социализироваться. 2) социальная несправедливость: ушел в историю миф, что "молодым везде у нас дорога" 3) кризис общества и семьи; плохая организация досуга; 4) разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества; На самом деле в любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинального ее социального положения. Она всегда противопоставляла себя взрослому поколению. 50-е годы это стиляги 60-е хиппи 70-е это металлисты, панки, 80-е готы, 90-е эмо Вывод учащихся. Для молодежных субкультур характерны черты: эмоциональность, оптимизм, поиски идеалов, открытость миру, романтические устремления, дух авантюризма, максимализм. Итак, каждый из нас может проявлять свои интересы, реализовывать их, конечно, разумно, не во вред обществу. И пусть этот человек, гот он или эмо, его не надо презирать, ведь в первую очередь он человек. Он может быть умен и очень глуп, богат духовно, и ограничен в своих интересах. Он имеет право быть не похожим на вас и меня. Учиться строить отношения с другими не похожими на нас людьми, относиться к ним терпимо, корректно, с пониманием, значит быть толерантными. Несмотря на свою непохожесть, неординарность, критичность сегодняшняя молодежь привлекает к себе пристальное внимание историков, политиков, и просто тех, кому небезразлично будущее нашей страны. Они хотят знать, какую роль готова или не готова играть молодежь в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского общества и также правового государства. Предлагаю посмотреть вам видеоролик, выложенный в интернете, который нацелен именно на молодое поколение. После просмотра мне хотелось бы услышать ваше мнение о проблеме, которой он посвящен. 4. Видеоролик. Обсуждение. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое. Работа в группах Задания для группы 1 5. Проблемы встающие сегодня перед молодежью Какие проблемы существуют у молодых? Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе. Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями. Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность. Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность. Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%. Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией. Задание для группы 2 6. Какие функции возложены сегодня на молодое поколение? Социальные функции молодежи 1. Общественное освоение профессий (правило без исключений: чем новее профессия, тем моложе средний возраст ее представителей) 2. Общественное освоение новых отраслей (чем новее та или иная отрасль народного хозяйства, тем ниже средний возраст занятых в ней работников) 3. Освоение новых территориально-производственных комплексов, углубление территориальной специализации (территориальная подвижность молодежи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп населения) 4. Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность (молодежь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания и общественно-политической мысли) Подводя итог сегодняшнего урока мне хотелось бы вам рассказать одну притчу, которая еще раз заставит нас задуматься о будущем, ведь каким оно может быть зависит только от нас самих. У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил): – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал... Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все, сейчас, в своих руках! Какова всё-таки доля ответственности молодёжи в решении проблем? Как вы считаете? ВЫВОД: Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое. Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать. • Д/з Написать эссе на тему: “Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее”. Н.В. Гоголь
Учитель истории и социальных дисциплин: Богатырева Ольга Юрьевна, МБОУ «Дрезненская гимназия»
скачать документ [55 Kb]
Архив |