28.1.2013
Педагогический совет «Нравственное и духовное воспитание современного человека.»
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей , подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях. Повестка дня 1. Проблемы нравственного и духовного воспитания современных условиях 2. Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода . 3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла. 4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности. Ход педсовета 1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях (доклад зам. директора) В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи , поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей , так и судьбу России. На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского : - умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; -гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности; - потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; - чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию; - любовь к труду - открытость сердца радостям и горестям других людей . Для формирования у младших школьников нравственного идеала педагог , осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания ребёнка , решает следующие задачи: - развитие эмоциональной восприимчивости , т.е. умение видеть и оценивать доброе и злое , истинное и ложное - формирование нравственных чувств , понимания таких категорий как сострадание , долг, ответственность , совесть и т.д. - воспитание правильного отношения к окружающему миру. Младшие школьники знакомятся с тем , что нравственная культура имеет два аспекта: 1.Ценности – это честность . верность, уважение к старшим , трудолюбие, патриотизм. 2.Правила поведения Процесс формирования нравственных ценностей длительный и быстрого результата быть не может . Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. Важным дополнением к реализации такого средствами учебных предметов является система классных часов – специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно- нравственной жизни человека. Темы кл.часов: «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной,. Задача каждого преподавателя и воспитателя дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла. Анализ мониторинга нравственных ценностей старшеклассников. 2.Основы нравственности у младших школьников . (выступление учителей начальных классов) 3.Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла (выступление учителей предметников) 4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности. (выступления классных руководителей) Проект решения педагогического совета : 1. С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей обучающихся школы . Приложение. Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям Чему жизненно важному учит вас школа?
скачать документ [44.5 Kb]
Архив |