182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Воскресная школа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
1
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧТЕНИЯ / V православные Свято-Тихоновские педагогические чтения / Методические рекомендации по теме: Традиционные ценности и современный мир /  
28.1.2013
Педагогический совет «Нравственное и духовное воспитание современного человека.»

Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей , подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души…

Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях.

Повестка дня

1. Проблемы нравственного и духовного воспитания современных условиях

2. Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода .

3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

Ход педсовета

1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях (доклад зам. директора)

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи , поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей , так и судьбу России. На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них.

Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского

Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :

- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

-гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;

- потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;

- чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;

- любовь к труду

- открытость сердца радостям и горестям других людей .

Для формирования у младших школьников нравственного идеала педагог , осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания ребёнка , решает следующие задачи:

- развитие эмоциональной восприимчивости , т.е. умение видеть и оценивать доброе и злое , истинное и ложное

- формирование нравственных чувств , понимания таких категорий как сострадание , долг, ответственность , совесть и т.д.

- воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Младшие школьники знакомятся с тем , что нравственная культура имеет два аспекта:

1.Ценности – это честность . верность, уважение к старшим , трудолюбие, патриотизм.

2.Правила поведения

Процесс формирования нравственных ценностей длительный и быстрого результата быть не может .

Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.

Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Важным дополнением к реализации такого средствами учебных предметов является система классных часов – специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно- нравственной жизни человека.

Темы кл.часов:

«Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?».

И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной,.

Задача каждого преподавателя и воспитателя дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Анализ мониторинга нравственных ценностей старшеклассников.

2.Основы нравственности у младших школьников . (выступление учителей начальных классов)

3.Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла

(выступление учителей предметников)

4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности. (выступления классных руководителей)

Проект решения педагогического совета :

1. С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей обучающихся школы .

Приложение.

Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников

Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям

Чему жизненно важному учит вас школа?



скачать документ [44.5 Kb]


Архив
МЕРОПРИЯТИЯ
    С 1 по 3 февраля 2012 года состоялись IV православные Свято-Тихоновские педагогические чтения «Просвещение и нравственность: забота школы, церкви, общества»

    В этом году МОУ « СОШ № 6» присоединилась к волонтерскому движению школьников г. Великие Луки.

    16 августа 2011 завершилась работа волонтерского лагеря в п.Клин Куньинского района. Смену этого года можно считать юбилейной:

    Поздравляем победителей Всероссийской первой викторины по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры

    в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских, в Вознесенском соборе города Великие Луки прошел традиционный благодарственный молебен на окончание учебного года.

    1 – 2 марта 2011 года великолукские педагоги стали участниками XIII Корнилиевских православных образовательных чтений

    17 февраля состоялось собрание духовенства Великолукского благочиния.