30.8.2007
Программа
Управление образования Администрации г. Великие Луки Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Программа деятельности Великолукской городской детской общественной организации «Лучане» «Дорога добра» Срок реализации программы: 3 года Разработчик: Гулина Анастасия Андреевна, методист II квалификационной категории, руководитель детской общественной организации «Лучане»; члены Совета организации Программа утверждена на педагогическом совете МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества», протокол № 4 от 25 мая 2007 г. г. Великие Луки 2007 СОДЕРЖАНИЕ стр 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание деятельности детской общественной организации «Лучане» 7 2.1. Структура программы 7 2.2. Реализация программы 10 2.3. Развитие самоуправления в ДОО «Лучане» 14 2.4. Взаимодействие ДОО «Лучане» с социумом 16 2.5. Управление деятельностью ДОО «Лучане» 17 3. Этапы реализации программы 19 4. Прогнозируемые результаты 20 5. Список литературы 23 6. Список литературы, рекомендуемой школьникам 24 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В России воспитание подрастающего поколения осуществляют семья, школа, общественные организации. В этой системе воспитания юной смены важное место принадлежит детскому движению, являющемуся для детей и взрослых хорошей школой дружбы, товарищества и коллективизма. В современных условиях возрастает значимость деятельности детских организаций. Они пробуждают общественную активность детей и подростков, вовлекают их в общественную полезную работу, формируют духовно-нравственные качества развивающейся личности. Им принадлежит ведущая роль в формировании важных качеств будущего гражданина: патриотизма, интернационализма, коллективизма, дисциплинированности и т.п. В жизни сегодняшних детей и подростков отчетливо просматриваются стремление использовать свободное время для полноценного отдыха, общественной деятельности, умственного и физического развития, творчества и самосовершенствования в различных сферах жизни общества. Возможность действовать в соответствии со своими склонностями и интересами, удовлетворение потребности в радостных переживаниях, романтике и игре – всё это способствует желанию детей активно участвовать в работе детских организаций. Взрослые наставники создают благоприятные условия для превращения в прочные убеждения и реальные практические дела. Начиная с 2001 года, вот уже в течение пяти лет в городе Великие Луки действует Великолукская детская общественная организация «Лучане», которая объединила среднее звено учащихся школ города. ДОО «Лучане» – добровольное объединение детей, подростков и взрослых. Организация ориентируется на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему городу, доброе отношение к людям, дружбу, уважение к старшим, милосердие, взаимопомощь и т.д.), она открыта для общения с другими организациями, представителями властных структур и социума в целом. ДОО «Лучане» – это организация, созданная вместе с детьми и для детей. Дети имеют одинаковые со взрослыми права, активно участвуют в решении всех вопросов организации и в ее деятельности. В течение пяти лет существования организации работа осуществлялась по трем направлениям: - военно-патриотическое «Наследники великой славы»; - спортивно-туристическое «Моя малая Родина»; - культурно-образовательное «Знаю. Умею. Научу». За это время у ДОО «Лучане» сложились некоторые традиции, появился свод законов, марш лучан, эмблема детской общественной организации. Учитывая интересы и потребности ребят данная программа деятельности содержит пять направлений: - военно-патриотическое направление «Наследники Великой Славы»; - туристско-краеведческое направление «Мой Псковский край святой Руси начало…»; - экологическое направление «Земля наш дом, а мы хозяева в нем»; - спортивное направление «Движение – это жизнь»; - культурно-образовательное направление «Твори. Выдумывай. Пробуй». Цели программы: - содействие развитию детского движения в городе; - активное участие в общественной жизни города, области, страны; - воспитание у детей и подростков гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, родному краю; Задачи программы: - воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству; - формирование уважительного, добросовестного отношения к труду и учебе; - реализация интересов и прав каждого члена организации на социально-значимую и разнообразную деятельность; - физическое развитие детей. Формирование у них понятий и навыков ведения здорового образа жизни; - формирование условий, открывающих большие возможности для самопознания, самореализации, саморазвития и самоопределения детей и подростков. Деятельность участников Программы строится в соответствии с принципами: - открытости и доверительности общения; - эмпатийного межличностного взаимоотношения; - диалога между взрослым и детьми; - добровольного, свободного и самостоятельного определения в деятельности; - взаимной ответственности; - индивидуализации каждого участника; - системности, взаимосвязи и преемственности; - включённости ребят в реальные социально-значимые отношения. Каждый школьник в возрасте с 10 до 15 лет может принять участие в любом из направлений деятельности детской общественной организации «Лучане». Координирует работу организации, являясь её представительным органом, Совет ДОО, в который входят по два представителя из каждый школы. Заседания Совета организации проходят на базе МОУДОД «Центр развития детей и юношества». Данная программа разработана на базе предыдущей программы и рассчитаны на работу со школьниками (5-8 класс) города в течение 3-х лет. В течение этого времени организация должна упрочить свои традиции и приобрести новые, наладить методическую работу, укрепить связи с другими организациями, учреждениями, общественными объединениями. В ходе реализации программы члены ДОО «Лучане» будут: - участвовать в туристических слётах, походах, соревнованиях и экскурсиях; - принимать участие в творческих конкурсах, играх и различных мероприятиях; - проводить совместные праздники с ветеранами Великой Отечественной войны; - изучать историю родного края; - проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, о своих младших друзьях и престарелых людях; - создавать и осуществлять социальные города Великие Луки и его жителей. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЛУЧАНЕ» 2.1. Структура программы Таблица 1 Направление деятельности Целевое назначение деятельности Основные формы работы Предполагаемые результаты Военно-пат-риотическое направление «Наследники великой славы». Способствовать формированию и развитию школь-ников среднего звена интересов военно-патриотической направленности. Воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей Роди-не, родному краю. -участие в Параде Победы; -участие в ми-тингах, посвя-щенных дню Освобождения города Великие Луки и дню Победы; -встречи с ветеранами Вов; -посещение ветеранов на дому; акции; -социальные проекты; -игры. Сотрудничество с городским Сове-том ветеранов, проведение сов-местно с ветера-нами Вов празд-ников различной направленности. Сотрудничество с музеем 254-го гвардейского стрелкового полка им. А. Мат-росова, со школь-ными музеями, с городским архи-вом и горвоен-коматом. Туристско-краеведческое направление «Мой Псковс-кий край, свя-той Руси начало». Способствовать фор-мированию и разви-тию у школьников среднего звена инте-ресов туристической и краеведческой направленности. Овладение ими туристическими и краеведческими знаниями, умениями и навыками. -походы; -экскурсии; -туристические соревнования; -акции; -конкурсы; -социальные проекты; -конференции. Сотрудничество с отделом туризма и краеведения, проведение совместных мероприятий, сотрудничество с городскими музеями, горархивом. Экологичес-кое направ-ление «Земля наш дом, а мы хозяева в нем» Овладение детьми экологическими знаниями, воспита-ние у детей экологи-ческих норм поведе-ния и бережного от-ношения к природе. Способствовать формированию и развитию у школь-ников среднего звена потребности прак-тической деятель-ности экологической направленности. -акции; -конкурсы; -мероприятия экологической направленности; -социальные проекты; -концерты; -викторины, игры; -экологические экскурсии; -работа по облагораживанию города Великие Луки. Сотрудничество с экологическим отделом и прове-дение совмест-ных мероприя-тий. Проведение работы по обла-гораживанию города Великие Луки. Спортивное направление «Движение – это жизнь!» Способствовать формированию и развитию у школь-ников среднего звена интереса к занятиям физической культу-рой и спортом. Привлечение детей к участию в спортив-ных мероприятиях, овладениями заня-тиями по ФК и при-витие норм здоро-вого образа жизни. -спортивные соревнования; -Дни здоровья; -акции, посвя-щенные ЗОЖ; -мероприятия спортивной направленности. Сотрудничество с педагогами физической культуры в школах города, Академией физической культуры (ВЛГАФК). Проведение совместных спортивных мероприятий. Культурно-образователь-ное направ-ление «Твори. Выдумывай. Пробуй». Способствовать формированию и развитию у школь-ников среднего звена познавательных интересов в различ-ных областях знаний, поддержка и реализа-ция интересов и потребностей детей в развитии лидерских и творческих качеств, самосовершенствова-нии, общении. Содействовать успешной социализа-ции личности, само-определению и гармоничному развитию. -участие в Конференциях; -акции; -участие в городской школе актива «Лидер»; -мероприятия различного ха-рактера, учиты-вающие интересы школьников среднего звена; -проведение игр, праздников, кон-цертов и развле-кательных прог-рамм с детьми дошкольниками и младшими школьниками; -участие в конкурсах; -день рождения организации; -социальные проекты; -выпуск газеты «Лучане». Организация и проведение городских мероприятий по интересам школьников, внесение в жизнь лучан элементов игры, романтики, приобретение опыта общения, умения уверенно вести себя в обществе. 2.2. Реализация программы. Данная программа может быть реализована при наличии: - работоспособного Совета организации; - освобожденного методиста, занимающегося проблемами организации; - финансирования организации заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями; - педагогов-организаторов, готовых к сотрудничеству с ДОО «Лучане» и умеющих грамотно организовывать работу с детьми; - помещения для работы Совета ДОО «Лучане»; - печатного издания ДОО «Лучане»; - создание методической базы для работы организаций; - необходимого оборудования и инвентаря; - конструктивного сотрудничества со школьными музеями, отделом туристско-краеведческой работы, отделом Экологического воспитания и другими отделами ЦРТДиЮ, детскими организациями, учреждениями и объединениями, архивом города. Предыдущие пять лет деятельности детской общественной организации «Лучане» определили ряд традиционных, нетрадиционных и ключевых дел организации. Традиционные дела ДОО «Лучане» Таблица 2 Направление Форма проведения, название Дата проведения (месяц) Социальные партнеры Военно-патриотическое направление «Наследники великой славы» Игра «Настоящие мальчишки, настоя-щие девчонки». Январь (Февраль) Совет ветеранов Вов, ассоциация старше-классников «КЛАСС», Управление образо-вания г. Великие Луки, ЦРТДиЮ Встречи поколений в Совете организации и посещение ветеранов на дому. Январь, Февраль, Май Совет ветеранов Вов, ассоциация старшеклассников «КЛАСС», ЦРТДиЮ Участие в митингах ко Дню Победы, Дню освобождения города. Январь, Май Совет ветеранов Вов, ассоциация старшеклассников «КЛАСС» Участие в Параде победы Май Совет ветеранов Вов, ассоциация старшеклассников «КЛАСС», ГУО. Спортивно-туристическое направление «Моя малая Родина» Акция «Память» по уходу и облагораживанию могилы композитора Сергея Фёдоровича Койдан-Дешкина Октябрь, Апрель Отдел туристско-краеведческой работы Культурно-образовательное направление «Знаю. Умею. Научу». Благотворительные акции «Доброта», «Милосердие». В течение года ЦРТДиЮ, админист-рация детского дошкольного дома, администрация детских садов, администрация реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Совет ветеранов города Великие Луки Праздник «Русские забавы» Февраль ЦРТДиЮ, Управление образования Ежегодные Конференции ДОО «Лучане» Ноябрь, Апрель Совет ветеранов г. Великие Луки, ЦРТДиЮ, администрация школ города, Управление образования города День рождения организации Ноябрь Совет ветеранов города, ЦРТДиЮ, ассоциация старшеклассников «КЛАСС», Управление образования, Районная детская организация «СТЭМ» Городская школа актива «Лидер» Март ЦРТДиЮ, Управление образования города Танцевальная программа «Танцуйте вместе с нами». Декабрь ЦРТДиЮ, Управление образования города Конкурс «Лидер XXI века» (областной, Всероссийский) Март, Ноябрь ПОДДЮ «Радуга», Управление образования города, ЦРТДиЮ Акция «Благотворительная ёлка» (сбор игрушек и канц. товаров) Декабрь Администрация школ города, ассоциация старшеклассников «КЛАСС» Нетрадиционными делами детской общественной организации «Лучане» в разные годы стали акции, конкурсы, праздники: 2004 г. – «Широкая Масленица» - мероприятие, посвященное русскому народному празднику Масленица. 2004 г. – акция «Исчезнувшие деревни» - поход по местам, где в годы Великой Отечественной войны были уничтожены и разорены деревни, с целью установки табличек с их названием. 2005 г. – праздник «Богатырская сила» в честь праздника Дня пионерии. 2006 г. – акция «Зеленый десант» - посадка деревьев во дворе детского дошкольного дома «Аистёнок». 2006 г. – акция Братья наши меньшие», приуроченная к Всемирному Дню защиты животных (4 октября). 2006 г. – акция «День дошкольника», проведенная совместно с городской школьной Думой и ассоциацией старшеклассников «КЛАСС». 2007 г. – акция «Снежный город» для дошкольников (вместе с городской школьной Думой). Вот уже в течение нескольких лет члены ДОО «Лучане» трудятся над социальным проектом патриотического направления «Судьба моей семьи в судьбе моей страны». Работа над этим проектом позволяет лучанам узнать много нового и интересного о своих родных, составить «генеалогическое древо» и узнать какой вклад внесли их родственники в судьбу нашего города, области и всей страны, в целом. Этот социальный проект очень увлекает детей и делает изучение истории нашего родного края более глубоким и познавательным. 2.3. Развитие самоуправления в ДОО «Лучане» Высшим руководящим органом организации является Конференция. Постоянно действующим выборным коллективным руководящим органом организации является Совет организации, подотчетный Конференции. Руководство Советом организации осуществляет председатель. Конференция созывается не реже одного раза в год. Решение о созыве Конференции принимает Совет организации, он же определяет норму представительства и порядок избрания делегатов. Конференция правомочна при решении любых вопросов деятельности организации. Состав Совета организации избирается на Конференции организации сроком на один год. Совет может состоять из детей и взрослых, избранных на Конференции. Председатель и заместитель председателя организации руководят деятельностью организации, ведут заседания Совета организации. Организация может поддерживать связи с другими детскими организациями, в том числе зарубежными, с общественными взрослыми организациями. Структура самоуправления ДОО «Лучане» Рис. 1 Члены ДОО «Лучане» имеют свою символику-бейдж, вымпел с изображением древнерусского корабля на зеленом фоне. Лучане имеют свой марш и девиз: «За Родину, добро и справедливость!» 2.4. Взаимодействие ДОО «Лучане» с социумом. Схема взаимодействия ДОО «Лучане» с социумом Рис. 2 Деятельность детской общественной организации «Лучане» не обходится без участия взрослых. Ребятам помогают в их начинаниях педагоги школ города, администрация, педагоги и творческие коллективы МОУДОД ЦРТДиЮ, руководители предприятий города, СМИ и, конечно же, учредители ДОО – Совет ветеранов города Великие Луки. Социализация ребенка в ДОО – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. 2.5 Управление деятельностью ДОО «Лучане» Управление деятельностью детской общественной организации «Лучане» осуществляет методист. Педагогическая позиция руководителя ДОО формируется в процессе смены ролей и состояний, присущих его деятельности. Руководитель ДОО выступает в роли консультанта, отвечающего на возникающие у детей вопросы. В некоторых ситуациях он выступает инструктором, передавая жизненно важные навыки и правила самореализации. При организации какого-либо коллективно-творческого дела руководитель ДОО занимает позицию мастера или тренера. Однако общей особенностью всех названных и неназванных позиций является то, что педагог занимает их: - как ровный в совместной деятельности, но более опытный; - только тогда, если ситуация востребована самими детьми, возникает по их инициативе; - с точки зрения социально-культурного оформления детской инициативы. Роль педагога в ДОО состоит в том, чтобы поддерживать ребят в процессе развития их индивидуальности, самостоятельности, самопознания, их интересов и увлечений, повышать у них чувство уверенности в собственных силах, поддерживать позитивные мысли и чувства о самом себе и окружающем мире. Отношения между педагогом и детьми строятся на доверии, взаимопомощи и ответственности. Педагог и ребята обязательно должны ценить и уважать друг друга как личность, прислушиваться к мнению друг друга идти на компромисс в решении некоторых вопросов, если это необходимо. Инициатива ребят должна поддерживаться опытным педагогом и реализовываться с его помощью, ведь педагог и ребята – это части одной команды, которая трудится вместе на достижение общей цели. Способность уважать мнение другого человека и умение понять его точку зрения – это обязательное требование к профессиональным качествам руководителя ДОО, но иногда без спора сложно доказать свою правоту и поэтому следует соблюдать успехи конструктивного диалога: - Будь вежлив и предупредителен, ведь в споре главное не многословие, а возможность быть услышанным. - Говори понятно для всех, не используя в разговоре непонятных слов. - Умей выслушать другого и услышать. - Если тебе что-то не понятно, то лучше спросить об этом. - Не раздражайся по пустякам, лучше найди повод твоего раздражения, будь корректен. - Умей спорить с мнением и аргументами, а не с тем, кто его высказал. - Не перебивай говорящего, не повышай голос. - Остроумие – единственное оружие, которое не притупляется от частого использования. - Не дави на оппонента. - Умей выслушать идею другого и использовать ее для общей пользы. - Будь доброжелателен и улыбайся. Для педагога важно обладать не только большим количеством знаний и умений, опытом в работе с детьми, организаторскими и педагогическими способностями и такими индивидуальными чертами характера, как целеустремленность, честность, принципиальность, ответственность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, доброта, общительность, настойчивость, преданность своему делу, но и быть для ребят настоящей личностью, авторитетом, примером для подражания. 3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа деятельности Великолукской детской общественной организации «Лучане» реализуется в три этапа: I этап – подготовительный, предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности организации посредством опроса, анкетирования, проведения разовых мероприятий и нетрадиционных дел. II этап – практический, предполагает определение, учитывая собранную информацию, традиционных дел ДОО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта социального общения со сверстниками, жителями города и представителями власти города Великие Луки. III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач детской общественной организации «Лучане». Этапы реализации программы I этап – подготовительный III этап – аналитический II этап - практический Рис. 3 4. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Данная программа рассчитана на работу с детьми и подростками в течение трёх лет. В процессе реализации программы члены ДОО «Лучане» должны: - пополнить свои знания об истории родного города, Псковского края, родной страны; - побывать на экскурсиях в городских музеях и местах, связанных с военной историей города; - проводить совместные акции, праздники с ветеранами ВОв; - участвовать в подготовке и проведении однодневных и многодневных походов; - участвовать в конкурсных последовательных работ на военно-патриотические темы; - участвовать в туристических соревнованиях; - проявлять заботу о тех, кто нуждается в помощи, о своих младших друзьях; - участвовать в подготовке и проведении различных интересных дел организации; - изучать историю своей семьи, привлекать к организации и проведению дел своих родителей, друзей; - знать русские национальные традиции и праздники; - достичь более высокого уровня в своем развитии; - повысить уровень своей духовной культуры; - повысить свою социальную активность; - развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого; - приобщиться к социальной деятельности (формирование активной жизненной позиции). Критериями положительной динамики в развитии свойств личности членов организации являются: - осознание ребенком своего «я»; - осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; - развитие социальной компетентности членов организации; - повышение уровня развития социального интереса; - сформированность социальных умений; - развитие мотивационной сферы личности. В качестве других планируемых результатов предполагается: - осознание детьми своих возможностей и способностей, интересов, путей и способов их реализации и совершенствования; - понимание значения содержательного досуга для развития и самореализации личности; - умение организовать и провести социально-полезное дело; - стремление к обеспечению неповторимости каждого мероприятия и созданию чего-то нового и интересного; - способность и готовность личности регулировать собственные отношения с другими людьми в различных жизненных условиях, ситуациях; - постоянное развитие и укрепление социо-культурных связей. В процессе участия в деятельности ДОО «Лучане» подростки овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегией, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффективной самореализации подростка и сохранению его индивидуальности. Таким образом, участие в деятельности ДОО «Лучане» является очень важным звеном в решении сложной государственной проблемы – предупреждение отклонений в поведении учащихся и формирование личности будущего гражданина России. 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Детское движение: Словарь-справочник. – Издание 2-ое. - М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. – 544 с. 2. Тебе, вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого. Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2005. – 72 с. 3. Время выбрало нас! – Книга 1. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 150 с. 4. Время выбрало нас! – Книга 2. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 183 с. 5. Социокинетика. Стратегия и практика детского движения нового века. – М.: Издательство «Сигналъ», 2003. – 512 с. 6. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем./ Под ред. И.В. Гороховской. Н. Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2005. – 74 с. 7. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 3-е издание, переработанное – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1996. – 134 с. 8. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). 9. Шмаков С.А. Её величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. – М.: NB Магистр, 1992. – 160 с. 10. Научно-методический журнал «Дополнительное образование» № 1/2003 г; № 4/2003 г.; № 6/2003г.; № 10/2003 г.; № 11/2003 г.; № 3/2004 г.; № 4/2004 г.; № 5/2004 г.; № 3/2005 г.; № 5/2005 г.; № 6/2005 г. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ШКОЛЬНИКАМ 1. Шмаков С.А. Её величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. – М.: NB Магистр, 1992. 2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – 2-е издание, переработка и дополнение. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с., ил. 3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). 4. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 3-е издание, переработанное. 5. Дружинин В.В. Детское движение в России: Историко-теоретический аспект. – М.: Логос, 2004. – 244 с.
Архив »»
|