28.1.2013
Формирование духовно- нравственных ценностей на уроках обществоведческих дисциплин
Проблема гуманизации системы обучения в целом и преподавании обществоведческих дисциплин вполне закономерно выдвигается на первый план в школьной практике. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения и умению принимать эффективные решения. Принцип гуманизации обучения закреплен в законодательстве об образованию в Российской Федерации. Философскую методологическую основу этого принципа составляет признание творческой природы личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. При организации учебной деятельности и урока в частности я ставлю перед собой задачу, что бы развивали не мы (учителя), а он развивал себя сам. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого. Главное условие для проявления внутренней активности у детей- представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а так же уважение достоинства каждого обучаемого. Средством развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние творческие возможности, является самостоятельная и мыслительная деятельность учащихся. Учитывая все выше сказанное - способствует активной деятельности учащихся во всем учебном процессе и в частности на уроке. Тема по самообразованию или методическая тема по которой в районе идет обобщение моего опыта называется «Преподавание истории и обществознания на принципах гуманизации обучения». Основные дидактические приемы и методические средства, адаптированные к новой системе и применяемые мной, следующие: . на занятиях делается акцент на овладение материалом на уроке, а не дома( домашняя работа носит характер повторения); . участвуют в работе( изучая материал, анализируя его, отвечая на тот или иной вопрос) все учащиеся на каждом уроке; . основное внимание при обсуждении материла обращается не на фактологическую основу, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения; . итоговой формой проверки знаний учащихся являются творческие отчеты, сочинения, рефераты, презентации и т. д. Одним из уроков который прослеживает принцип гуманизации и творческой активности является предложенный урок по предмету «Обществознания». Урок называется « Красота спасет мир». Этот урок, является уроком исследования и примером групповой деятельности учащихся. Такой урок стимулирует самостоятельную активность учащихся, дает возможность самим решать проблемы и искать радикальные способы их решения; умение прогнозировать и предвидеть результаты деятельности.
скачать документ [103.5 Kb]
Архив |