5.8.2009
Урок в 8 классе
Охрана природы и охраняемые территорииЦель: 1. Сформировать знания об основных направлениях охраны живой природы 2. Сформировать знания об особенностях организации ООПТ на территории России. 3. Сформировать у учащихся умение создавать проекты и делать их презентацию. 4. Развивать умение работать над системой заданий с использованием различных источников информации. Оборудование: компьютер, презентация учителя, презентации учащихся, инструкция по изучению темы, рабочий лист. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала: Учитель: Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери. Синей от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков (1 слайд – видеофрагмент). Но техногенные катастрофы угрожают живой природе. Земля стонет сегодня от боли, взывает о помощи, и остается по детски беззащитной перед человеком! Такой же, как эта птица, покрытая пленкой нефти. Она внемлет к человечеству: Люди! Опомнитесь! Узрите, содеянное Вами! Показывается 2 слайд с темой урока. Учитель: Тема сегодняшнего урока – Охрана природы и охраняемые территории. Эта проблема в настоящее время актуальна, включает много направлений. Мы рассматриваем только одно (3 слайд с целью урока). Цель нашего урока: Узнать, как человек заботится о сохранении живых организмов на Земле. Показывается 4 слайд с планом урока, Учитель: По каким вопросам мы будем работать. План урока: 1. Как человек издревле заботился об охране природы? 2. Разнообразие ООПТ? 3. Заповедное дело в России? 4. Что можно узнать, пролистав Красную книгу? 5. Памятники Всемирного наследия? Показывается 5 слайд – Наша работа на уроке. Учитель: Как же мы будем изучать эти вопросы: 1. По 1 вопросу прослушаем выступление по теме: «Как человек издревле заботился об охране природы?» 2. По 2 вопросу: «Разнообразие ООПТ?» мы будем работать по заданиям инструкции и рабочим листом. 3. По 3 и 4 вопросам прослушаем презентации учащихся: «Заповедное дело в России», «Что можно узнать, прочитав Красную книгу», выполним задания инструкции и поработаем с рабочим листом. 4. Слайд - шоу: «Памятник Всемирного наследия» 5. Учитель объясняет домашнее задание на рабочем листе. Учитель: В глубокой древности человек воспринимал себя как неотъемлемую часть природы. Это нашло отражение во многих верованиях и религиях. Например, в священных текстах индуизма и буддизма говорится: «Земля – мать моя, я – её сын, а небо – мой отец». «Образ жизни, основанный … на непричинении вреда … живым существам – вот высшая добродетель». Ислам тоже выражал свое отношение к природе: «Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными нам». А как же в нашей стране, многонациональной, где народы исповедуют самые разные религии, проявляли заботу о сохранении живой природы. Показывается 6 слайд с картой России. Прослушивается выступление учащегося по теме: «Как человек издревле заботился об охране природы». Учитель: А сейчас из далеких и не очень далёких эпох перейдем к современной природоохранной деятельности. Особое место в системе мер по охране природы отводится созданию сети особо охраняемых территорий. Нас интересуют естественно природные особо охраняемые территории и объекты. Переходим к инструкции и выполняем первый блок заданий Задание №1 Используя текст учебника, устно ответить на вопросы: 1. Что такое ООПТ? 2. Отличительные особенности ООПТ? 3. Какие существуют виды ООПТ? Задание №2 Используя текст учебника: 1. Определить особенности основных видов ООПТ? (групповая работа по тестовым заданиям) 2. Выводы записать в таблицу (рабочий лист). Учитель: Подводя общий итог, можно отметить, что: формы ООПТ разнообразны, каждый из видов ООПТ ставит свои задачи, но цель у них одна – как можно надежнее сохранить ландшафт и видовое разнообразие живых организмов. В нашей стране тоже существует проблема сохранения живой природы. Как она решается, узнаем из проекта, подготовленного учащимися вашего класса. Внимательно слушая презентацию, вы выполните задание №1 (инструкция, рабочий лист). Показываются слайды проекта учащихся по теме: «Заповедное дело в России» Показывается слайд со словами И. В. Гёте Учитель: «Природа без конца создает новые формы: то, что существует теперь, никогда не существовало ранее, то, что было, никогда не вернётся». Эти слова, высказанные немецким поэтом Гёте, точно отражают проблему, затронутую в следующем проекте. Знакомясь с проектом по теме: «Что можно узнать, прочитав Красную книгу», учащиеся выполняют задания третьего блока инструкции. Показываются слайды проекта учащихся по теме: «Что можно узнать, прочитав Красную книгу?» (учащиеся записывают данные в таблицу). Учитель: Есть уголки дикой природы, которые по праву считают достоянием всего мирового сообщества - это Памятники Всемирного наследия. (Слайд – шоу с подбором картинок по Памятникам Всемирного наследия Учитель: Закончить эту тему, мне хотелось бы следующими строками: Стали люди сильными, как, боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрёшь ли человек? «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», так писал известный французский писатель Антуан де Сент–Экзюпери, значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: «каждый хотел лучшего для себя». В заключении подводятся итоги работы. Рабочий лист по теме:«Охрана природы и охраняемые территории»Разнообразие ООПТ (работа с текстом учебника) 1. Что такое ООПТ? 2. Отличительные особенности ООПТ? 3. Какие различают виды ООПТ? Особенности: 1. Полностью запрещена хозяйственная деятельность. 2. Менее строгий режим. 3. Под охраной небольшие по размерам объекты и комплексы. 4. Разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности. 5. Охрана природы сочетается с использованием территории для туризма и отдыха. 6. Удается сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных. 7. Самый строгий режим охраны.
Особенности: 1. Создан на охраняемом участке целинной земли. 2. Под охраной находятся горные породы. 3. Располагаются скалы причудливой формы. 4. Под охраной животные арктических пустынь. 5. Располагается уникальная долина гейзеров. 6. Под охраной уникальные животные и растения дельты Волги. 7. Занимает морскую акваторию Тихого океана. 8. Под охраной озеро Байкал и его эндемичная флора, фауна. 9. Смешались ландшафты нескольких природных зон. 10. Располагается в двух полушариях: западном и восточном. 11. Сохранились остатки послеледниковых ландшафтов с реликтовыми растениями. + + старый; + молодой + + большой; + маленький
Домашнее задание: § 42, вопросы, рабочий лист Вопросы: 1.Что такое ООПТ? 2. Отличительные особенности ООПТ? 3. Какие различают виды ООПТ? 4. Особенности основных видов ООПТ? Особенность биосферного заповедника? 5. Каковы некоторые особенности изученных заповедников? 6. Годы создания МСОП? Красной книги мира и России? 7. Найти на карте России изученные заповедники? 8. Найти на карте Памятники Всемирного наследия? Инструкция по теме:«Охрана природы и охраняемые территории» Задания к вопросу: «Разнообразие ООПТ» Задание №1. Используя текст учебника, ответить устно на вопросы: 1. Что такое ООПТ? 2. Отличительные особенности ООПТ? 3. Какие различают виды ООПТ? Задание №2. Используя текст учебника: 1. Определить особенности основных видов ООПТ? Сколько их создано на территории страны ? (групповая работа по тестовым заданиям) 2. Выводы записать в таблицу (рабочий лист). Задание к вопросу: «Заповедное дело в России» Задание №1. Прослушав презентацию учащихся «Заповедное дело в России», таблицу №1 «Заповедники России» (рабочий лист) занести следующие сведения: - особенности - возраст - площадь - животные и растения данного заповедника Задания к вопросу «Что можно узнать, прочитав Красную книгу» Задание №1. Прослушав презентацию «Что можно узнать, прочитав Красную книгу», в таблицу №2 (рабочий лист) записать годы создания: 1. Международного Союза охраны природы 2. Красной книги мира 3. Красной книги СССР 4. Красной книги России (РСФСР) Задание №3. Прослушав презентацию «Что можно узнать, прочитав Красную книгу», в таблицу №1 «Заповедники России» записать животных и растения Красной книги, которые встречаются на территории данных заповедников (рабочий лист).
скачать документ [1.16 Mb]
Архив »»
|