В 2008 – 2009 учебном году на базе трех школ г.Великие Луки Псковской
области были созданы пилотные площадки для апробации учебников географии издательства «Вентана-Граф».
О.А. Бахчиева «География. 10 класс» - М.: Вентана - Граф, 2008 - МОУ "Гимназия", учитель Лыкова Л.А.
Б.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя «География. 8 класс» - М.: Вентана - Граф, 2008 - МОУ «СОШ №9», учитель Новикова Н.Н.
И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. «Материки, океаны, народы, страны. Страноведение. 7класс» - М.: Вентана - Граф, 2008 - МОУ "Лицей №11", учитель Симонова Л.А.
Цель апробации: проведение экспертной оценки учебников географии 7, 8, 10 классов для определения возможности их использования в общеобразовательных учреждениях.
Основные этапы работы по апробации учебников:
1) Проведение установочного семинара для группы учителей – экспериментаторов с целью планирования работы по апробированию новых учебников издательства.
2) Организация взаимопосещения уроков, проводимых по экспериментальным учебникам.
3) Проведение срезовых контрольных работ для отслеживания результативности обучения в экспериментальных классах.
4) Организация семинара на базе одной из пилотных площадок для учителей города с целью освещения опыта работы по апробируемым учебникам.
5) Проведение итогового семинара группы учителей - экспериментаторов для обобщения опыта работы с экспериментальными учебниками и освещению результатов апробации.
6) Сбор материалов учителей – экспериментаторов по результатам апробации и подготовка обобщенных данных.
Учебник 7 класса
1. Развитие знаний землеведческих и страноведческих; показана связь между всеми компонентами нашей планеты, включая человека, и существующие проблемы, а также пути их решения; углубляются знания о природе и населении при изложении характеристик отдельных государств мира, где учитывается специфика этнического состава населения, образ жизни народов в зависимости от природных условий и традиций.
2. В начале каждого параграфа даются вопросы для повторения, что позволяет ученику быстрее разобраться при изучении нового материала.
3. Дополнительный материал выделен другим цветом.
4. В конце каждого параграфа даются вопросы для обобщающего повторения.
5. Много иллюстраций к тексту всего курса географии.
6. Есть ссылки на электронную библиотеку.
7. В изложении материала соблюдается логическая последовательность.
8. В конце учебника имеются планы описаний и характеристик географических объектов, а так же список терминов и понятий.
9. Жесткая и красочная обложка, которая уже раскрывает содержание самого учебника.
10. Удачно подобраны схемы, которые позволяют раскрыть содержание темы.
Учебник 8 класса
1. В учебнике много дополнительного материала и он выделяется цветовым фоном.
2. Текст – главное достоинство учебного издания. В нем четко, кратко, последовательно, логично изложен материал. Часто текст сопровождается схемами, где наглядно видна сущность раскрываемого вопроса.
3. В учебнике много схем, раскрывающих причинно – следственные связи, что делает материал понятным и наглядным для учащихся. Они помогают учащимся четко понять, что является причиной, а что следствием.
4. Объемность приложений – тоже одна из положительных сторон данного учебного издания. В нем не только словарь терминов и статистический материал, как обычно, но и краткие сведения об отечественных путешественниках, причем рассматриваются они в хронологическом порядке.
5. Много статистического материала, что позволяет организовать самостоятельную работу на уроке по их анализу.
6. В некоторых темах удачно подобран картографический материал, например, морские границы РФ.
7. Основополагающие выводы, термины и понятия выделяются особым шрифтом. Их определения лаконичны, просты для понимания учащимися. Некоторые понятия сопровождаются рисунками.
8. Изложение тем заканчивается четкими выводами, т. е. подводятся итоги.
9. В конце параграфов много заданий и вопросов, носящих творческий, познавательный характер.
10. В конце изучения темы даны вопросы и задания. Они составлены таким образом, что позволяют не только повторить изученный материал, но и применить его в новой ситуации, т.е. требуют размышления на основе полученных знаний. Таким образом, развивается мыслительная деятельность.
11. Некоторые задания требуют дополнительных источников информации, поэтому их можно использовать в качестве домашнего задания.
12. Вопросы и задания носят многоуровневый характер.
Учебник 10 класса
1. В учебнике прекрасная наглядность: актуальные статистические материалы, таблицы, схемы, картосхемы.
2. В учебнике удачно раскрыты ключевые темы курса благодаря увлекательному, наглядному и последовательному изложению материалу.
3. Иллюстрированный материал содержит рисунки, схемы, таблицы, картосхемы, актуальный статистический материал. Все они выполнены качественно, достоверно, а это позволяет организовать самостоятельную работу учащихся, дает возможность уровневой дифференциации обучения.
4. Данный курс и его разделы выстроены с учетом научной последовательности познания географических объектов и их закономерностей. Это позволяет формировать первоначальные теоретические знания по курсу «Общий обзор современного мира», а затем при изучении регионов, субъектов и отдельных стран применять знания в работе с дополнительными источниками информации. Отработка знаний и умений находит отражение в исследовательских работах учащихся.
5. Задания учебника в основном стандартные, типовые, а в разделе «Региональная характеристика мира» носят творческий характер. Выше перечисленные задания, благодаря межпредметным связям, систематизации и обобщению знаний по завершению каждого раздела, способствуют уменьшению времени выполнения домашних заданий.
6. Хочется отметить большое количество новой терминологии, исходя из новых современных аспектов экономики, что способствует формированию современных экономических знаний.
|