17.8.2007
Примерное положение об осуществлении функций классного руководителя
Утверждено Постановлением Администрации области от «31 » 01_2006 Примерное положение об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Псковской области I. Общие положения 1.1. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее -классный руководитель). Классным руководителем является педагог, назначенный на эту должность с его согласия приказом руководителя образовательного учреждения для осуществления целенаправленной и систематической воспитательной деятельности с обучающимися одного класса. 1.2. Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ПиН 2.4.2. 1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. «№ 196, наполняемость класса составляет 25 человек. В малокомплектных и малочисленных, сельских школах, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов - не более 15 детей. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», другими нормативно-правовыми актами об организации воспитания детей в общеобразовательном учреждении, в том числе и с разрабатываемым в конкретном образовательном учреждении Положении о классном руководителе или перечнем его должностных обязанностей. 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1. Целью деятельности классного руководителя является создание условий для развития детей и формирования классного коллектива как интеллектуально богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды жизнедеятельности членов классного сообщества. 2.2. Задачами классного руководителя являются: -формирование и развитие классного коллектива; -организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; -создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; -защита прав и интересов обучающихся; -организация системной работы с коллективом класса; -гуманизация отношений между обучающимися в коллективе; -формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; -организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления; -создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности. 3. Профессиональная компетентность Классный руководитель должен знать: - Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, нормативно-правовые акты об организации воспитания обучающихся в образовательном учреждении; -психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста; -теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные подходы, концепции и технологии воспитания обучающихся; -правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Классный руководитель должен уметь: -планировать воспитательную деятельность в классном коллективе; -использовать в процессе воспитания коллективные и индивидуальные формы, методы и приемы педагогического взаимодействия; -стимулировать активность участия родителей в жизни класса; -создавать в классе благоприятную жизненную и воспитывающую среду; -изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты процесса воспитания обучающихся. Классный руководитель должен повышать уровень своего профессионального мастерства. 4. Функции классного руководителя 4.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений. Классный руководитель учитывает в своей деятельности уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. 4.2. Функции классного руководителя: 4.2.1. Организационно-координирующая; -установление связи общеобразовательного учреждения и семьи; -взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами ОУ; -организация, учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; -индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности; -ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). 4.2.2. Коммуникативная: -регулирование межличностных отношений между обучающимися; -установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся; -содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 4.2.3. Аналитико-прогностическая. -изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; -определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 5. Должностные обязанности классного руководителя. Режим работы 5.1. Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности: -организует в классе учебно-воспитательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания; -осуществляет изучение личности учащегося, его склонностей, интересов; исследует состояние сформированности совместной деятельности, общения и отношений в классном коллективе; -создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, помогает ему в решении возникающих проблем; -направляет самовоспитание и саморазвитие обучающихся, содействует получению ими дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства; -соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, ведет активную пропаганду здорового образа жизни; -работает в тесном контакте с администрацией образовательного учреждения, учителями, психологами, социальными педагогами, родителями и лицами, их заменяющими. 5.2. Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах. Для проведения воспитательной работы с детьми и их родителями классный руководитель отводит не менее 6 часов в неделю. 6. Права классного руководителя 6.1. Классный руководитель имеет право: -получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; -контролировать успеваемость каждого ученика и посещаемость учебных занятий детьми; -координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога), инициировать проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; -выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса, представлять коллектив класса и отдельных его воспитанников на заседаниях органов школьного самоуправления, муниципальной и государственной власти; -приглашать для беседы родителей (или лиц, их заменяющих); по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в общественные организации; -вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания; -создавать авторскую систему воспитания детей на основе гуманистических принципов педагогического взаимодействия. 7. Формы работы классного руководителя 7.1. Педагог применяет в своей работе формы, приемы и методы, адекватные ситуации развития классного коллектива и его членов: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.), или коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). 7.2. Основной формой работы классного руководителя является классный час, который еженедельно проводится в классе. 8. Критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя 8.1. Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией образовательного учреждения и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждом образовательном учреждении разрабатывается система критериев, показателей и методов оценочно-аналитической деятельности. 8.2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе. 8.3. Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании следующих критериев: -развитость основных потенциалов личности человека: познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического; -успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости и качества знаний; -сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса; -защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья; -репутация класса; -удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе и результатами работы классного руководителя. 8.4. Данная система может и должна быть дополнена критериями и показателями, отражающими специфические особенности классного коллектива и воспитательной деятельности в нем (отсутствие правонарушений, общественная и творческая активность учащихся и др.). В соответствии с избранными критериями подбираются и используются методики психолого-педагогической диагностики, методы и приемы оценочно-аналитической деятельности. 8.5. За высокие достижения и успехи в воспитании учащихся классный руководитель может быть представлен к поощрению или награждению.
скачать документ [48 Kb]
Архив »»
|