11.12.2007
Конспект занятия по логоритмике в старшей группе
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 3» Логопед Журавлева Ирина Сергеевна город Великие Луки Конспект занятия по логоритмике в старшей группе Тема: «Сивка-Бурка» по мотивам русской народной сказки. Цель: Преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. Задачи: 1. Образовательные: - систематизировать знания детей по изученным темам: «Осень», «Деревья», «Грибы»; - показать русскую народную сказку «Сивка-Бурка» с элементами инсценировки. 2. Коррекционно-развивающие: - совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентировку в пространстве; развивать ловкость; - активизировать высшую психическую деятельность через развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; - учить детей петь эмоционально, передавая характер песни, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова; - развивать мелкую моторику, чувство темпа и ритма в сочетании с музыкой; пространственную ориентировку; - развивать подвижность пальцев рук, координированность, точность и переключаемость их движений; - отрабатывать подъем языка и подготовить его к выработке вибрации; - формировать умение сочетать речь с движением; автоматизировать в речи свистящие и шипящие звуки (с, ш, ж). 3. Воспитательные: - формировать у детей интерес к русским народным сказкам и сказкам русских писателей; - создавать на занятии доброжелательную эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и педагогов; - развивать эстетический вкус. Оборудование: фонограмма русской народной песни и пьесы «Октябрь» П.Чайковского; иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка»; маски березы, осины и грибов; большая книга с текстом сказки; русский народный костюм; перстень; листочки по 2 на каждого ребенка. Ход занятия: 1. Вводная часть: 1.1. Ритмическая разминка: Входит логопед в русском народном костюме. Логопед: Здравствуйте, гости дорогие, предлагаем Вашему вниманию логоритмическое занятие по мотивам русской народной сказки «Сивка-Бурка». Звучит русская народная мелодия. Дети проходят змейкой к своим стульям, кланяются гостям. 1.2 Попевка-приветствие: «Здравствуйте, гости!» Логопед: читает стихотворение об осени. В свой шатер волшебный и прекрасный Осень нас на праздник позвала. Из далеких и чудесных странствий Сказку добрую с собою принесла. Сядем, ребята рядком да послушаем сказку русскую, сказку волшебную. Логопед читает сказку по большой книге: Жил-был старик, и было у него три сына: двое умных и третий – Иванушка-дурачок. 2.1. Фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова. По весне вспахал старик Дети делают движение кулаком от груди землю плугом. вперед и произносят звук (у). Повтор з-4 раза с увеличением продолжи- тельности выдоха. Посеял пшеницу. Показывают, как разбрасывают зерна, и произносят короткие звуки (п). Солнце светит. Произносят звонкие певучие звуки (а) в верхнем регистре. Пшеница растет. Медленно поднимают руки, произнося звук (ш). Ветер прилетает, Делают глиссандо на звук (у) вверх и вниз, показывая высоту звука рукой. пшеницу качает. Логопед: Стал старик просить дождик полить землю, чтобы еще лучше пшеница колосилась. 2.2. Русская народная потешка с движениями «Дождик». Дождик, дождик, веселей 4 броска кистями рук поочередно Капай, капай не жалей! частые поочередные движения кистями рук, собранными в щепоть. Только нас не замочи, погрозить указательным пальцем Зря в окошко не стучи наклониться и стучать по коленям кончиками пальцев. Брызни в поле пуще - движения рук к себе Станет травка гуще! присесть и ладонями попеременно хлопать по полу. Логопед: Послушался дождь, хлынул на землю. 2.3. Ритмическая игра «Тучка». Дети прохлопывают ритмический рисунок. Кап-кап-кап! – тучка. Кап-кап-кап! – плакучка. День и ночь плачет, Дождик вниз скачет. Логопед: Добрая уродилась пшеница, Да вот повадился кто-то по ночам пшеницу топтать. Пошли сыновья ночью пшеничное поле караулить. Да только старшие братья сразу уснули. А Иванушка-дурачок не спит и слышит: в полночь раздался топот копыт. 2.4. Логопедическая гимнастика на отработку подъема языка и подготовки его к выработке вибрации. Улыбнуться показать зубы, открыть рот и щелкать кончиком языка за верхними зубами сначала медленно, затем быстрее. Конь бежит, Земля дрожит. Логопед: Стал конь пшеницу есть да топтать. А Иванушка подкрался к нему, вскочил коню на спину, ухватился за гриву. Уж конь носил-носил по чисту полю, скакал-скакал – не смог сбросить. И мы попробуем также проскакать, как Иванушка на коне. 2.5. Движения в парах «Конь и всадник» Дети разбиваются на пары. Один – «конь», второй – «всадник» (последний кладет руки на плечи «коня»). Под музыку дети скачут в произвольном направлении, выполняя команды: вперед, назад. Логопед: Устал конь, взмолился: - Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это службу сослужу. Как понадоблюсь тебе, выйди в чисто поле, свистни молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной , как лист перед травой!» Я сразу и появлюсь. - Ладно, гуляй на воле. А братья ничего этого не видали, все проспали. Но с той поры никто не трогал больше пшеницу. Вот и осень наступила. Начался листопад. 2.6. Распевка с движениями «Листопад». Листопад, листопад! Дети ритмично качают поднятыми руками вправо-влево. Листья кружатся, летят. Постепенно опускают руки, четко фиксируя остановкой каждую долю. Листопад, листопад! Хлопают ладонями по коленям. Под ногами шуршат. Потирают ладони друг о друга. Логопед: По осени разослал царь гонцов по всем городам, по всем деревням с приказом: - Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, на смотр царской дочери Елены Прекрасной. Сидит она в высоком тереме у окошка. Кто на своем коне до царевны доскочит да сорвет с руки ее перстень, за того Елена Прекрасная замуж пойдет. Собрались старшие братья на царевну поглядеть, а Ивана с собой не берут: - Ишь, чего выдумал, тебе только грибы собирать. Взял Иванушка кузовок, грибы сначала насобирал. 2.7. Пальчиковая игра «По грибы». Раз, два, три, четыре, пять! Дети ритмично сжимают и разжимают Будем мы грибы искать. пальцы. Первый гриб – боровик, Массируют фалангу большого пальца Полезай в лукошко! (от ногтя к основанию пальца), Подосиновик стоит указательный палец, На высокой ножке. Подберезовик нашли средний, Под березой прямо. А масленок прячется – безымянный, Вот какой упрямый! На пеньке нашли опят мизинец. Целый маленький отряд. Полную корзинку Переплетают пальцы, сделав Набрали мы грибов. «корзинку». Принесем, почистим, Потирают ладони друг о друга. Сварим - Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки. Суп готов! Вытягивают руки вперед. 2.8. Песня с движениями Ж.Металлиди «Под горою вырос гриб». Под горою вырос гриб, Дети поднимают руки над головой и соединяют кончики пальцев, как бы показывая шляпку гриба. Гриб увидел дед Архип. Приставляют ладонь к глазам («смотрят»). День пилил, Прижимают ладони друг к другу, руки к груди и вытягивают их вперед («пилят»). Два рубил, Прижимают сложенные ладони к плечу и резко опускают руки («рубят»). Гриб на землю не свалил. Прижимают ладони к щекам и качают головой вправо-влево. Крикнул старый бабку. Прижимают правую ладонь к груди и отводят руку в сторону (2 раза). Бабка гриб в охапку! Соединяют согнутые руки перед собой и слегка покачивают ими. Насолила, Собирают пальцы правой руки в щепоть и быстро перебирают ими («солят»). Наварила, Делают круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой. В гости звать тебя просила. Манят руками. Все! Резко поднимают обе руки. Логопед: Как не прятались подосиновики да подберезовики, а сумел их Иванушка найти. 2.9.Подвижная игра «Найди свое дерево». Дети делятся на 2 группы и встают в 2 круга возле детей-«деревьев». 1-я группа – «грибы-подосиновики» образуют круг около ребенка-«осины»; 2-я – «подберезовики» встают вокруг «березы». Дети, взявшись за руки идут по кругу и поют. Крепкий подберезовик Вырос под березою. Красный подосиновик Вырос под осиною. На 2-ю часть музыки дети («грибы» и «деревья») бегают по залу врассыпную. на последние 3 аккорда строятся в круг своих деревьев. Логопед: Потом вышел Иван в чистое поле, призвал к себе Сивку-Бурку, влез в правое ухо коня волшебного. в левое вылез и стал таким молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в столице народ стоит, смотрит на Елену прекрасную, но никто до окна допрыгнуть и не пытается – уж больно высоко. 2.10. Чистоговорка на автоматизацию звуков «С-СЬ» Са-са-са – девица краса, Су-су-су – заплела девица косу. Се-се-се – лента красная в косе. Логопед: А Иванушка ударил коня по крутым бокам. Прыгнул конь- только на три бревна до царевны не допрыгнул. Повернул Иванушка коня, ускакал. Вернулись братья домой, рассказывают о том, что видели, да над Иваном потешаются: - Ну-ка, расскажи, что в лесу делал! 2.12. Стихотворение с движениями «Где вы были?» Логопед: Ножки, ножки, где вы были? Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте. Логопед: Что вы ручки работали? Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и «собирают грибы» Логопед: А вы глазки помогали? Дети: Мы искали да смотрели Смотрят из-под руки, Все пенечки оглядели. поворачиваясь вправо и влево. Вот и Ванюшка с грибком, Сжимают пальцы одной руки С подосиновичком! ладонью в кулак и прикрывают его сверху ладонью другой. Логопед: На другой день братья опять в город собрались, а Ивану другую работу дали – воды наносить. Иванушка ведра взял, по воду пошел, встретил у колодца дрозда. 2.13. Русская народная прибаутка «Скок-поскок». Дети обозначают движениями ритмический рисунок. Скок, скок-поскок, Дети хлопают в ладоши. Молодой дроздок. Шлепают по коленям. По водичку пошел, Хлопают в ладоши. Молодичку нашел. Шлепают по коленям. Молодичечка, Ударяют кулачками друг о друга, Невеличечка, кулачками по бедрам, Сама с вершок, друг о друга, Голова с горшок. по коленям. Молодичка молода, Делают поочередные шлепки ладонями по коленям. Поехала по дрова, Ударяют ладонь о ладонь. Зацепилась за пенек, Шлепают по коленям. Простояла весь денек. Ударяют ладонь о ладонь. Логопед: Набрал Иван водицы в ведра, вышел в чисто поле, кликнул Сивку-Бурку и поскакал в город. В этот раз только на одно бревно не допрыгнул Иванов конь до окна Елены Прекрасной. Воротился Иванушка домой вперед братьев, воду в бочку вылил, ждет братьев. А те воротились, новости рассказали. На другое утро опять братья в город поехали, а Ивану наказали вместе с девицами рябину собирать. Лес осенний засыпает, Гол и пуст, А рябина не снимает Красных бус. Степь под снегом холодеет, Вся бела. А рябина ярко рдеет Вкруг села. 2.14. Хоровод «Рябинушка». Логопед: Набрал Иванушка рябины, вышел в чисто поле, позвал Сивку-Бурку. На третий раз высоко прыгнул конь, сорвал Иван перстень с руки царевны, вернулся домой, палец завязал. Братья над ним потешаются: мол, даже рябину не мог наломать, палец поранил. Через три дня царь опять клич крикнул: чтобы весь народ собирался к нему на пир. Делать нечего, пришлось братьям и Иванушку-дурачка на пир с собой брать. А Елена Прекрасная потчует гостей да посматривает – нет ли у кого на руке ее перстня. Видит царевна, что у Ивана палец завязан, сдернула она повязку, увидела свой перстенек, взяла за руку. подвела к царю: - Вот, батюшка, мой жених! И пошли тут пляски да веселье! 2.15. Игра «Перстенек». Дети встают в круг и вытягивают вперед руки, прижав ладони друг к другу. Логопед прячет в своих руках перстенек и под песню задевает своими ладонями ладошки детей, незаметно опуская кому-нибудь перстенек. Покатился перстенек Через поле и мосток. К кому перстень попадет, Тот сейчас плясать пойдет. Дети спрашивают: «Где ты перстень, перстенек? Ты подай свой голосок!» Ребенок, у которого в ладошках спрятан перстень, говорит: «Я здесь!», выходит в середину круга и танцует. Дети хлопают. Логопед: А поздней осенью сыграли свадьбу Елены Прекрасной и Ивана-молодца. 2.16. Песня об осени с движениями «Осень в золотой косынке». Осень в золотой косынке Приглашает нас гулять, Шлёпать весело по лужам И листочки собирать. Припев: Прыг-скок, прыг-скок, Перепрыгни лужицу А вокруг, а вокруг, Листики закружатся. Погуляем по дорожкам Много листьев наберем, И красивые букеты Нашим мамам принесем. Припев. Не пугай подружка Осень, Нас ни ветром, ни дождем, Дома мы скучать не будем Всё равно гулять пойдём. Припев. Логопед: Не только люди веселились, даже осенние листочки заплясали на ветру. 2.17. Танец-импровизация «Листья» Дети танцуют танец с листочками в руках. 3. Заключительная часть. Дети пробегают с листочками по кругу и дарят их гостям.
скачать документ [13.56 Kb]
Архив »»
|