28 января 2009
Советует психолог
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже ни кому не нужно. Одна из методик, которой могут пользоваться, в помощь детям, не только психологи, но и педагоги, и родители, это – психогимнастика. Психогимнастика – это такой метод, при котором участники познают себя и общаются без слов. Это специальные занятия (Этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка ( как его познавательной сферы, так и эмоционально- личностной. Такие занятия рекомендованы детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, вспыльчивостью, замкнутых, с нервозами, нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе со здоровыми детьми, с целью профилактической разрядки. Дети учатся элементам техники выразительных движений, приобретают навыки саморасслабления, учатся различать эмоции и управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Предлагаем вашему вниманию одно из упражнений на разные мышечные нагрузки, что помогает научить ребёнка контролировать свои движения, развивает воображение и чувства. Такое чередование движений рефлекторно влияет на психическую деятельность мозга; упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение, исчезает инертность. Упражнение 1. «Силач с гирями» Напряжённо: На арену цирка выходят силачи. Мы поднимаем тяжёлые гири. Мышцы рук напряжены. Руки как стальные. Вот какие мы сильные! Поднимаем гирю на правой руке, потом на левой, затем обеими руками. Расслабление: Опускаем гири на пол. Руки расслаблены, висят, как верёвочки (попеременно). Упражнение 2 ( «Клоун с гирями») Прыжки: А вот на арену выбегает клоун. Он улыбается, весёлый. Клоун прыгает мягко, легко. Напряжённо: Клоун тоже хочет поднять гири. Он говорит, что он самый сильный. Поднимает гири, ноги в коленях согнул, корпус тела наклонил, напрягается. А гирю поднять не может. Пыхтит, тужится. Весь покраснел. То с одной стороны подойдёт к то с другой. То на ладони поплюет, то белым порошком подмышки помажет. Никак не получается. Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ 1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. 2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек. 3. Неумение занять себя игрушкой. 4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков. 5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека. Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад. 1. Установите тесный контакт с работниками детского сада. 2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно 3. Не оставляйте ребёнка в саду более, чем на 8 часов. 4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка 5. С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада. 6. Поддерживайте дома спокойную обстановку. 7. Не перегружайте ребёнка новой информацией. 8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы. Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями. 1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду. 2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства. 3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет. 4. Принесите в группу свою фотографию. 5. Придумайте и отрепетируйте несколько различных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке). 6. Будьте внимательны к ребёнку, забирайте его из детского сада. 7. После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры. 8. Устройте семейный праздник вечером. 9. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу. 10. Будьте терпеливы. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода. 1. Возраст. 2. Состояние здоровья. 3. Уровень развития. 4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками. 5. Сформированность предметной и игровой деятельности. 6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Архив |