5 марта 2017
Доклад Качновой О.А.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа». писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Выбрав главным духовно-нравственное направление в работе нашего учреждения в 2001 году, мы никогда не сомневались в его правильности. Укрепили для себя давно известные истины, что: Духовно-нравственное воспитание - это формирование моральных, духовных ценностей, которые в свою очередь формируют личность, мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры человека. Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей, близких, педагогов, а в процессе воспитания важна преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и положительного примера. Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, внутреннего осознания и стремления к добру. 2 Занимаясь по программе «Основы православной культуры и нравственности» С.Коротких и «Основы православной культуры и этики» - г.Смоленск, у нас накопился свой материал. И в 2013 году Поварещенковой З.В., заместителем заведующего по воспитательной работе, была написана своя программа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе национальных традиций, православных праздников», которая базируется на «Основной образовательной программе ДОУ», а также на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования наиболее почитаемых в народе православных праздников. В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе православия. «Добро и зло», «Будем делать добро; «Что такое храм?», «Русская душа», «Чудесная дружба», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», «День Матери», «Ангелы в небе высоком живут», «Праздник Сретения Господня», «Воин-защитник святой Георгий Победоносец» и много других. Занятия проводятся в форме увлекательных игр, бесед, просмотров кукольных спектаклей, в которых непосредственное участие принимают дети. Они не перегружены назидательностью, содержат доступную, понятную ребятам информацию о семейных традициях, Православных праздниках. Рассматриваются картины, иллюстрации, иконы. Закрепляются впечатления детей экскурсией в храм, где можно побеседовать со священником, позвонить в колокола (на Пасху), послушать настоящее церковное пение, научиться правильно вести себя там. «Рождество Христово», «Святки - Колядки», «Благовещенье», «День добрых дел», «Пасха», «Троица» и др. И как 3 заключительное – «Отечество моё – Святая Русь» - это ежегодно проводимые праздники и развлечения. Главное оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. На защиту нравственного здоровья, укрепления духовности, любви к Отечеству и соотечественникам, на почитание православных святынь направлен ряд мероприятий нашего дошкольного образовательного учреждения, основанных на структуре и содержании программы «Социокультурные истоки» в разделе «Труд души», где представлены такие темы, как «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник». Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Педагоги с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки придали интерьеру групп теплоту и уют. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. Создан мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем такие формы работы как: Народный календарь, который воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. По этому календарю, русский человек испокон веков жил, работал и созидал. Изучая его, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, 4 узнают о предстоящих народных праздниках, а потом с помощью родителей составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников. Затем устраиваются праздничные посиделки, основная цель которых - подготовка к празднику. На посиделках детьтм не только разучиваются песни, заводятся хороводы, игры, но и изготавливаются открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, с историей возникновения праздника. На посиделки к детям приходят: Бабушка – хозяюшка, Девица-красавица и т. д. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Народные праздники: « Осенины», «Покров Пресвятой .Богородицы», «День Матери», «Рождество Христово», «Святки», «День защитников отечества», «Сретенье Господне», «Благовещение», «Пасха», «Троица», «Спас» - как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении и ребенка, и родителей к народной культуре. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Стремление педагогов заинтересовать родителей, сделать своими помощниками, было вознаграждено их активностью. Перед ними открылись возможности узнать как можно больше о той работе, которая проводится с детьми, принять в ней участие. Родители стали 5 нашими союзниками. Совместно с ними мы проводим праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. Работа не будет интересной и многогранной, если не будет подпитки для души и ума у самих педагогов. Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Это: педагогические советы «Нравственно-патриотическое воспитание путем использования проектной деятельности в образовательном процессе», дискуссии: «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников», презентации проектов «Сохраняя связь времен», « Моя Родина - Россия» изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; повышение квалификации педагогов. Участие педагогов в городских семинарах: « Духовно-нравственное воспитание на учебно-методическом комплексе социокультурные истоки», « Влияние слова на внутренний мир ребенка», «Традиционная культура, народное искусство и православие в воспитании ребенка». Ежегодно администрация, педагоги принимают участие в городских православных Свято-Тихоновских, Псковской епархии Корнилиевских, международных Глинских, Рождественских образовательных чтениях. Стали традицией ежегодные экскурсии коллектива по православным и историческим местам Псковщины. Вся работа дала возможность нашему учреждению являеться экспериментальной площадкой института семьи и воспитания Российской академии образования по проектам: «Методика и практика духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях разного типа». 6 И в заключении хочу сказать, что крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, насколько они сами внутренне богаты, какими впечатлениями обогатят.
скачать документ [25.28 Kb]
Архив |