7 июня 2011
ТЕКСТ ДОКЛАДА
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДУЧАСТНИКА СМОТРА-КОНКУРСАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ«ЛИДЕР ВЕЛИКОЛУКСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – 2011»МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ«ДЕТСКИЙ САД №7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»1. Информационная справкаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 комбинированного вида» находится по адресу пер. Некрасова 7. ДОУ функционирует с 1978 года. Детский сад расположен в отдельно стоящем здании, который посещают 230 детей с 12-и часовым пребыванием. С 1998 года в ДОУ функционирует специальная коррекционная группа для детей со сложной патологией. С 2000 года детский сад работает как учреждение комбинированного вида. В ДОУ имеются физкультурные и музыкальные залы, кабинеты: методический, психолога, дефектолога, медицинский, студия живописи. Ближайшее окружение-детская библиотека им. М. И. Семевского, эстетический центр, школа-лицей № 10, МДОУ № 4. Территория ДОУ имеет большое разнообразие зелёных насаждений, оснащена 5-ю верандами, 2-я спортивными площадками, имеется детский огород. 2. Цели и задачи деятельности детского сада.Детский сад реализует: основную комплексную образовательную программу «Радуга», Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик, В. Соловьёва Специальную коррекционную программу для детей со сложной патологией «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Е. А. Стребелева «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Б. Стёркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Обучение грамоте в детском саду» Л. Е. Журова «Природа и художник» Т. А. Копцева «Тропинка к своему Я», программа сохранения и формирования психологического здоровья детей О. В. Хухлаева Основными целями работы детского сада являются: ●сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни; ●своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей; ●предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. В 2010- 2011 году детский сад решал следующие воспитательно-образовательные цели и задачи: ► Усилить взаимодействие и конструктивное сотрудничество детского сада и родителей по вопросу повышения правовой культуры и защиты прав детства. ►Активизировать работу по развитию образной речи детей, посредством наблюдений в природе и восприятия произведений живописи, как важного фактора социализации. ►Развивать профессиональные и личностные качества педагогов, способствовать творческому подходу к планированию и проведению учебно - воспитательной работы. 3. Контингент семей и детейКонтингент детей полные неполные многодетные приёмные опекунские группа риска 235 185 50 9 1 - 8 4. Сведения о педагогическом коллективеВоспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляют: 18 воспитателей 2 музыкальных руководителя физкультурный руководитель воспитатель ИЗО логопед дефектолог психолог количество педагогических работников 28 возраст до 30 лет11, 31-40-6, 41-50-3, 51-55-3, более 55-5; стаж педагогической работы 0-3-11, 4-10-8, 11-20-1, 21-30-3, более 30-5; образование: ср. специальное 17 незак. высшее 1 высшее педагогическое 6 высшее не педагогическое 2 квалификационная категория: высшая 4 - 8 II - 5 без категории -11 Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» награждены -3 педагога Почётной грамотой Министерства Образования и науки Р. Ф награждены 2 педагога Почётной грамотой Государственного Управления образования Псковской области награждены 2 педагога В 2007 году воспитатель ИЗО Закревская О. А. победила а номинации «Воспитатель-профессионал» городского конкурса «Воспитатель года 2007» В 2011 году воспитатель ИЗО Закревская О. А. заняла 4-е место в областном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года России -2011». В рамках Педагогического марафона повысили квалификацию 14 воспитателей, что составляет 50% к общему количеству педагогов. 5. Структура внутреннего управления. 6. Воспитательно-образовательный процесс.Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, главным из которых являются: • уровень реализации образовательной программы • содержание предметно-развивающей среды • стиль взаимодействия педагога с детьми •кадровое обеспечение Образовательный процесс в ДОУ должен быть нацелен на развитие личности ребёнка С целью охраны физического и психического здоровья детей в детском саду стабильно поддерживаются компоненты жизнедеятельности, осуществляются привычные для дошкольников ритмы: сон, питание прогулка, гимнастика, систематические занятия. Начиная с младшего возраста, в каждой возрастной группе формируются определённые традиции: • обживание группы «Поговорим о хорошем» • день радостных встреч • еженедельное чаепитие «Сладкий вечер» • встречи с интересными людьми • подведение итогов дня • панорама добрых дел Это способствует становлению личности, порождая самостоятельные проявления доброжелательности со стороны детей. Формирует навыки культурного поведения, и знакомит с факторами, влияющими на здоровье. В процессе познания ребёнком мира вырабатывается определённое отношение к содержанию знаний и представлений, поэтому воспитатели стараются вносить в повседневную жизнь элементы сюрпризности: устраивают для детей праздники, досуги, ходят на экскурсии, прогулки, привлекают родителей к жизни детского сада. Два раза в год мы отслеживаем уровень физического, художественно-эстетического, социально-эмоционального, речевого развития детей. Познаю мир ФЭМП Развитие речи Художественно-эстетическое Развитие основных видов движений Социально-эмоциональных Уровень готовности детей к школе 84% 88% 79% 90% 93% 79% 92% Предметно-пространственная среда создаёт основу для реализации индивидуального подхода к ребёнку В группах созданы зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, исследовательской. В группах имеются специальные места, где ребёнок хранит свои личные игрушки, вещи. В младших группах имеются экспозиции фотографий детей, в старших-личных альбомов. Для художественного творчества детей в каждой группе имеются места для занятий конструированием, лепкой, рисованием, а так же ёмкости с природным, бросовым материалом, игры для мальчиков и девочек. Среда периодически насыщается новыми элементами: различными макетами, результатами совместной деятельности по темам: «Уголок древнего мира», «Улицы», «лес», «Север», «Африка», «Космос», «Защита крепости», «Деревня», «Квартира» и др. Для снятия психо-эмоционального напряжения детей в кабинете психолога создана детская зона с сенсорным панно, мягкими игрушками, «водопадами», светильником с плавающими рыбками. На детских участках размещено различное оборудование для развития движений, сюжетных игр на воздухе. Создан огород, цветники для близкого общения с природой, проведения опытов, наблюдений. Имеются разнообразные деревья и кустарники. Каждую весну совместными усилиями участки обновляются и радуют детей. На территории ДОУ создана экологическая тропа. Стиль и манера общения воспитателя с детьми во многом определяют отношения в детском коллективе. Главным приложением сил психолога и методической службы в течение года было формирование взаимодействия «Взрослый - ребёнок». Были проведены консультации-практикумы: «Взаимодействие с детьми раннего возраста», «Игровые приёмы в организации детской деятельности», «Формирование образной речи детей в процессе наблюдений в природе», «Организация продуктивного диалога в старшем возрасте». В течение года воспитатели повышали свою компетентность по вопросу защиты прав ребёнка. На семинарах изучали международные законодательные документы, законодательные документы Российской Федерации, региональные и доносили информацию до родителей. Повышали свою квалификацию на открытых мероприятиях в детском саду: «Формирование образной речи у детей в процессе наблюдений в природе» - все воспитатели «Формирование взаимоотношений в детском коллективе» Кремлёва С. А. «ознакомление с окружающим для детей раннего возраста» Сорокина Е. М. В наше время ДОУ не может более одного года работать в режиме функционирования, поскольку должно соответствовать постоянно изменяющимся запрос ам государства, родителей, педагогов, и социума. Такое учреждение должно работать в режиме развития. В этом учебном году постоянно педагоги нашего ДОУ осваивали новые методы в системе обучения. К Всемирному «Дню птиц» педагоги нашего ДОУ подготовили проект «Помоги птицам», который получил диплом за III- место в номинации «Кормушка» на городском конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений. К празднованию 50-летия первого полёта человека в космос в нашем ДОУ проходила интеллектуальная игра «Навстречу к звёздам». К проведению данного мероприятия были подключены все участники педагогического процесса: родители, воспитатели, специалисты, дети. Главным событием в рамках инновационной деятельности можно считать то, что впервые мы приняли участие в областном конкурсе «Воспитательгода-2011». На этом конкурсе воспитатель ИЗО Закревская О. А. предоставила свою систему работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, в которой показала новые приёмы и методы работы. В ДОУ заработала социальная служба в лице педагога – психолога Постогноговой Н. Л. Где выявляется и оказывается помощь социально-опасным семьям. В целом работа ДОУ не стоит на месте, а постоянно видоизменяется. Особое место в воспитании ребёнка принадлежит раскрытию восприятия красоты. Это есть ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество Чтобы дети с желанием и охотой творили, необходимо наполнить их яркими красивыми впечатлениями и помочь им в доступной им форме выразить себя. Воспитатели ДОУ стараются окружить ребёнка красотой, искусством, природой, дать доступные возрасту средства выражения и конечно всё делать вместе. Для творческого проявления детей в ДОУ имеются эстетичные помещения: музыкальный зал, изостудия. Музыкальные руководители Белозерова Г. И. Сапогова Л. В. создают особую обстановку погружающую детей погружающую детей в мир тайны, волшебства, превращений. Свою деятельность с детьми они выстраивают комплексно. Их занятия это, прежде всего игра, которую организовывают и украшают. Галина Ивановна работает, используя творческую программу «Народный календарь в жизни детей». Любовь Васильевна реализует творческий опыт по теме «Лейся песня русская». Третий год в репертуаре детско-взрослого творческого коллектива сказка «Морозко» руководитель Г. И. Белозёрова. Детские спектакли «Непослушный огуречик», «по сказкам А. С. Пушкина» руководитель Червонцева О. Г. Яркие праздники народного календаря «Луков день», «Рябинки», «Масленица». Яркие новогодние представления. Воспитатели Усачёва И. А., Кремлёва С. А. Семёнова А. Н., Куприянова В. М, Червонцева О. Г.Закревская О. А. создают своим талантом неповторимые образы сказочных персонажей, заряжая своим творчеством детей. Воспитанники ДОУ приняли участие в следующих конкурсах: Городская культурно-экологическая акция «Сбережём зелёную ель» Диплом за II место в номинации «Рождественская ёлка», Диплом за III место в номинации «Объёмные игрушки» Городской конкурс образовательных учреждений «Помоги птицам» Диплом за III место в номинации «Кормушка». Областной конкурс поздравительных открыток посвящённых 75-летию Госавтоинспекции «Спешим поздравить ГИБДД» среди дошкольников. «…. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв Патриотизм- любовь к родине, преданность ей ответственность и гордость за неё, желание трудиться на благо, беречь и умножать её богатство начинает формироваться в дошкольном возрасте. Педагоги нашего детского сада понимают всю важность данного вида воспитательной деятельности, которая, по сути, является началом всех начал и при выборе стратегий и тактик педагогического воздействия останавливаются на комплексном, планомерном подходе к делу, считая что педагогическая работа должна носить комплексный характер пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в посседневной жизни и на занятиях познавательного вида. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей. Поэтому для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагоги ставят перед собой следующие задачи • формирования чувств привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; • формирование у детей чувства люби к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям, героическому прошлому; • формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово. •воспитание гражданско - патриотических чувств через изучение государственности символики России. Для решения поставленных задач в нашем ДОУ создаются благоприятные условия – это и атрибуты которые имеются в группах для сюжетно-ролевых игр: «Моя семья», «Дочки-матери», «Мы солдаты», «Полетим на ракете» и др. Крупный напольный строитель помогает глубже отразить сюжет игровой деятельности детей. В группах имеются специально отведённые места где воспитатели могут разместить различные иллюстрации, альбомы, исторические фотографии, поставить интересные книги нравственно-патриотического содержания, а затем совместно с воспитателем или самостоятельно могут рассмотреть данный иллюстрационный материал. Проводятся обязательные целевые прогулки к красивым местам города и к местам Воинской славы. Это и цветники на набережной, стеле на площади Ленина, на братское кладбище. Так как работа по нравственно-патриотическому воспитанию носит планомерный характер, то в методическом кабинете есть план, разработанный зам. зав. По УВР Ашмаровой Е. И. начиная с младшего возраста, что читаем, о чём говорим с детьми по данному направлению. Младший возраст изучает такие темы: «Кто ты?», «Семья», « Дом городской и деревенский», «Расскажи о себе», «Наш город Великие Луки», «Транспорт города» и др. Старший возраст: «Расскажи о своей семье», «Знаки вокруг нас», « Город в котором я живу», «Новый год в городе», «Наши знаменитые земляки» и др. Решая поставленную задачу, по приобщению детей к народным традициям своего родного края воспитатели и специалисты включают в свою работу песни и танцы с элементами народности. Празднование Масленицы стало традицией для нашего детского сада. Дети с удовольствием водят хороводы, поют обрядовые песни, и поедают блины на улице, как это было принято на Руси. Для реализации задачи по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: Поддерживается здоровьесберегающая среда-это соответствие требованием СанПиН • режима дня • учебной нагрузки • двигательного режима • организация питания • соблюдается тепловой режим (организация проветривания) • одежда детей соответствует времени года и погоде • проводятся физкультурные праздники 2 раза в год • досуги 1 раз в месяц • дни здоровья 1 раз в квартал Дети получают доступные знания о способах укрепления и сохранения здоровья (цикл познавательных занятий «Познай себя») Знакомятся с безопасным поведением на улице, на природе, с незнакомыми людьми. В приёмных для родителей имеется информация о здоровьебережени, рекомендации медиков, физкультурного руководителя, психолога. Ежедневно проводятся: • утренняя гимнастика (в тёплое время года на улице) •бодрящая гимнастика с корригирующими упражнениями для осанки и стопы • физкультминутки • подвижные игры, двигательная активность на прогулке • оздоровительный бег (старшие дети) Закаливающие процедуры • умывание рук, лица, шеи • ходьба босиком ( в спальне и после сна) • полоскание рта • солнечные ванны Оздоровительные мероприятия проводятся среди ясельного возраста, часто и длительно болеющих, взятых на «Д» учёт. • наблюдение за детьми в течение дня • проведение фитотерапии • витаминотерапия • проведение противорецедивных мероприятий курсами • проведение массажа • проведение профилактических прививок • проведение физиотерапевтических процедур по назначению врача В ДОУ имеется следующее медицинское оборудование • КУФ • Тубусный кварц •УВЧ • «Коралл» • аппарат «Биаптрон» «Соллюкс» Аппарат для ингаляций Детский сад посещают 238 детей с гр. здоровья -52 ребёнка гр. здоровья – 170 детей гр. здоровья – 12 детей V гр. здоровья - 4 ребёнка Коэффициент здоровья – 22,8% Медицинский кабинет имеет 3 помещения. Для проведения физкультурных занятий имеется спортивный зал и 2 спортивных участка. Зал оснащён пособиями фирмы «Альма» в 2010 году приобретен батут. В группах имеются физкультурные уголки для развития движений В детском саду осуществляется психологическое сопровождение, направленное всестороннюю поддержку детей. Разработана индивидуальная программа сопровождения. Оформляется карта здоровья, коррекции и развития каждого ребёнка Специалисты ДОУ информируют родителей о результатах диагностик посредством консультаций, семинаров. Детский сад тесно сотрудничает с культурными центрами города: • Эстетическим центром • Драматическим театром • Выставочным залом • Музыкальной школой • Библиотекой им. Семевского • Краеведческим музеем • Школой • ЦДЮТТ • Родителями воспитанников Дети постоянно совершают экскурсии в выставочный зал, эстетический центр, где любуются работами художников и воспитанников ЭЦ, в краеведческий музей. В течение года дважды посещали музыкальную школу. Посетили два спектакля в Драматическом театре. Ежемесячно проходили встречи в библиотеке с детьми подготовительных групп. Тесное сотрудничество сложилось со школой № 11. Дети посетили торжественную линейку 1 сентября. Совершили экскурсию по школе. Для родителей и детей был дан концерт учащихся школы. Родители будущих первоклассников имеют возможность посмотреть уроки в1-ом классе. Воспитатели подготовительной группы ежегодно проводят занятия с приглашением родителей и учителей школы № 11. Проводим совместно со школой собрания с родителями будущих первоклассников. Дети подготовительных групп весь учебный год посещали занятия в ЦДЮТТ. Там они получали под руководством опытных педагогов навыки ручного труда: лепка, аппликация, ручной труд. ДОУ осваивает разнообразные формы взаимодействия с родителями. Воспитатели стремятся не только привлечь родителей к созданию среды, благоустройству участка, но и вовлечь в жизнь учреждения. Так Т. А. Файнберг является председателем совета ДОУ. Дважды в учебный год для родителей организуются «Дни открытых дверей», где они могут наблюдать деятельность воспитателя с детьми, получить консультацию специалиста. Для родителей детей ясельных групп проводятся ежегодные встречи в «Школе малыш» - руководитель психолог Постоногова Н. Л. Родители являются постоянными участниками выставок : «Осенний коктейль», «Техника на столе», «Елочка живая иголочка» и др. Активно участвуют в творческой жизни детского сада, готовят номера для детских утренников, ставят инсценировки, создают костюмы для детей. Участвуют в реализации традиций жизни детей в ДОУ. «Встречи с интересными людьми», «Сладкий вечер», в создании коллекций, активно помогают детям в создании коллажей, макетов. Участвуют проектах. Делятся семейными секретами по воспитанию у ребёнка нравственно-ориентированных ценностей, приобщению к здоровому образу жизни. В заключении надо отметить, что в целом работу нашего детского сада за период 2010 – 2011 год можно считать удовлетворительной. Основной причиной такой оценки ДОУ по праву можно считать нехватка педагогических кадров, но тем не менее выполнение основных принципов работы заложенных в программе «Радуга» и других парциальных программ педагогический коллектив старается выполнять.
Архив |