30 декабря 2009
Развитие моторики рук
«Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). «Дом и ворота» На поляне дом стоит («дом»), Ну а к дому путь закрыт («ворота»). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем («дом»). Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения: «Кольцо» кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки; «Пальцы здороваются» Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. «Оса» выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками; «Человечек» указательный и средний пальцы «бегают» по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»); «Коза» вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; «Очки» образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; «Зайчик» вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; «Деревья» поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы; «Птички летят» пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз; «Сгибание-разгибание пальцев» поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; «Бочонок с водой» согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; «Миска» пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; «Крыша» соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; «Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей; «Цветок» руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы; «Корни растения» прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз; одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: «Бабушка печет блины, очень вкусные они«; кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол; положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения. «Кулак-ребро-ладонь» на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Развитию ручной моторики способствуют также: Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; Нанизывание бус, бисероплетение; Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; Рисование по точкам, пунктирным линиям; Массаж рук. Проводится сначала на одной руке, затем на другой. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца Упражнение «Сорока-белобока» Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе Интенсивное растирание каждого пальца Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон «Пальцы ложатся спать«: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. «Пальчики здороваются» Повторить первое упражнение. Рекомендуем: Сыпь песок, лей водичку! Игры по методу Монтессори дома и на даче Возрастные особенности развития ребенка с первого года жизни Справочник «Если ребенок отстает в развитии»
Архив |