Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»» сформулировал требования к современной школе так:
«Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».
Для создания новой модели школы необходимо создание современной инфраструктуры обеспечения образовательной деятельности, которая предполагает материальную, методическую и организационную составляющие.
Школьная инфраструктура. Это одно из самых затратных и обширных направлений, тем более приятно сознавать, что мы не в начале пути.
Методическая составляющая инфраструктуры в нашей школе за последние годы претерпела большие изменения: практически для всех учителей обеспечено наличие доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Осуществляется моральное и материальное стимулирование учителей в их профессиональной и творческой деятельности. Мы понимаем, что должны обеспечить адекватную информационную компетентность нашим школьникам, поэтому особое внимание в нашей школе уделяется формированию информационного пространства. Сейчас информатизация школы достигла того уровня развития, что применение информационных технологий на уроках становится обыденным делом не только в старших классах, но и в младшем звене. Основную роль в организации методической составляющей играет учебный кабинет учителя. Учебный кабинет 21 века – это современный дизайн, здоровьесберегающая мебель, новейшее оборудование, наглядные пособия, Интернет. Нам очень хочется, чтобы и наши кабинеты отвечали этим требованиям. За последний год новый облик приобрели кабинеты биологии, технологии, три кабинета начальных классов, библиотека. Кроме ремонта с заменой окон и потолков в эти кабинеты приобретена новая мебель. За счет поставок учебно-наглядного оборудования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школе появились современные кабинеты биологии, географии, русского языка, физики, химии. Сегодня более 30% учителей имеют компьютеризированное рабочее место в учебном кабинете, обеспеченное мультимедийной техникой или интерактивной доской, доступом в Интернет. Оборудованы компьютерной техникой рабочие места администрации (директора, заместителей директора), секретаря, психолога, библиотекаря, социального педагога, педагога-организатора. В школе функционирует локальная сеть на базе кабинета информатики.
Улучшение учебной базы радует учеников и их родителей, дает дополнительные неограниченные возможности для подготовки и проведения уроков педагогу, а также влияет на качество обучения.
Организационная составляющая инфраструктуры включает в себя школьное и внешкольное пространство и предполагает создание интегрированного пространства для разных категорий детей. Облик школы, как по форме, так и по содержанию за последние годы значительно изменился. Школа становится центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В школе имеются условия для предоставления детям дополнительного образования. Различные кружки, секции, студии посещает более 90% наших ребят. Для проведения занятий используется школьная столярная мастерская, токарный цех, актовый и спортивные залы, музей имени 28-ой НКСД, кабинеты. Мы понимаем, что одним из приоритетов является поддержка стремления учеников к занятиям спортом. К сожалению, наша спортивная база требует вложения значительных средств в обновление и пополнение спортивного инвентаря, оборудования тренажерного зала.
К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия школы с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями и библиотеками позволяет расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов. Заключены договора с детским садом №21 «Пчелка», Домом детского творчества, детскими спортивными школами, музыкальными школами имени Мусоргского , №3, ДК имени Ленина и др.
Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий обучения и воспитания. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спланировано, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья.
«Понятно, что у нас нет возможности в один момент вместо старых школ построить новые, современные, оснащённые по последнему слову техники. Очевидно, что инфраструктуру мы будем менять постепенно, но настойчиво». Эти слова очень актуальны для нас, так как мы с большим нетерпением ждем, когда вместо старого, в этом году закрытого, школьного здания появится новое с красивым и таким необходимым для наших младших школьников спортивным залом и бассейном. Сегодня наша школа имеет два учебных корпуса и насчитывает 648 учеников. В школе есть один просторный спортивный зал, где проходят спортивные секции, соревнования для учащихся. Уютные столовые, где мы наладили двухразовое горячее питание. В школе есть все технологическое оборудование для организации школьного питания. Приобретена столовая посуда, новое холодильное оборудование. Пищеблоки школы оснащены полностью. Питание проводится с учетом требований санитарно-гигиенических требований.
Школьная библиотека, а их у нас две, имеет фонд учебной литературы – 16408 экземпляров, фонд художественной литературы – 20293 экземпляра, фонд периодических изданий – 26.
С одобрением родители и учителя встретили практику выделения областных средств на приобретение учебников для школьников. Уже за этот год на приобретение учебников школой потрачено около 100 тыс. рублей, и уже сегодня школьная библиотека готова удовлетворить потребности ребят на 90 %. Это не только сняло значительную финансовую нагрузку с родителей, но и позволило закупать те учебники, которые соответствуют необходимой программе. Для 60% учащихся нашей школы, отнесенных к категории малообеспеченных это огромное подспорье и возможность полноценно получать знаний.
Изменились требования к организации медицинского обслуживания учащихся. В этом году мы получили оборудование для медицинского кабинета. В настоящее время завершен ремонт процедурного кабинета. Осенью 2009 года произведен ремонт теплотрассы, поэтому в зданиях нашей школы тепло и в зимние холода.
На базе нашей школы ведутся работы по созданию структурного подразделения по предшкольному образованию. В этом есть необходимость, т.к. не все дети посещают садик. Для организации работы дошкольного отделения приобретены кровати, мягкий инвентарь, игрушки, детская мебель, оборудование для развития продуктивной деятельности шестилеток (тетради с печатной основой по всем предметам, развивающие игры, художественные книги и т. п.), построена спортивная детская площадка. Школа имеет уютные спальни и игровые комнаты для дошкольников.
За последние годы много сделано по обеспечению безопасности ОУ:
установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. В ноябре 2009 года установлена система видеонаблюдения. Сейчас решается вопрос по установке «лежащего полицейского» у пешеходного перехода перед вторым зданием школы, в котором учатся младшие школьники. По результатам промежуточных проверок органами госпожнадзора и санэпиднадзора, условия образовательного процесса школы имеют положительную оценку. Установлен строгий контроль за противопожарным состоянием школы, регулярно проверяется техническое состояние школьного здания. Под постоянным контролем подвальные и чердачные помещения, запасные выходы. В соответствии с планом работы школы проводятся учебные эвакуации. Вопросы безопасности изучаются учащимися на уроках ОБЖ, классных часах, практические навыки отрабатываются на уроках физической культуры, в походах. По мере необходимости в школе создаются локальные акты нормативно-правовой базы по безопасности.
Многое сделано в школе, но еще больше предстоит сделать. Самое основное – это ремонт крыши. Мы очень хотим, чтобы весенние дожди и снеготаяние проходило мимо наших учебных кабинетов. Дети не виноваты в несовершенстве нашей жизни, они должны учиться здесь и сейчас. Школа - рабочее место учителя и ученика. Следовательно, укрепление материально-технической базы и финансового обеспечения в процессе преобразования всех сфер жизнедеятельности школы является важной задачей администрации школы. Так как пока еще бюджетных средств на содержание школы не хватает, необходимо активнее внедрять эффективные методы финансирования. Это могут быть благотворительные пожертвования, доходы от платных образовательных услуг. Активнее в данном направлении должен проявить себя и Совет школы.
Если условия в школе хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то ученик становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества.
|