Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.
"Образование", как существительное от глагола рассматривалось в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Тема инновационного опыта нашей школы такова;
«Организация ситуации успеха как один из факторов формирования личности школьников и повышения качества обучения».
Успех имеет огромное значение в жизни людей. Но ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть.
Главный смысл деятельности учителей нашей школы состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Школа на протяжении трех лет использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
За анализируемый период наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий. В ходе анализа были сделаны следующие выводы:
100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения; а 85% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;
75% учителей прошли курсы повышения квалификации
Более 30% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.
82% педагогов прошли обучение овладения базовой ИКТ – компетентностью.
Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой – повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса, формирование в школе единого информационного пространства. Комплектуется школьная медиатека, используются лицензионное программное обеспечение, тренажеры, создается каталог презентаций к урокам. В прошлом учебном году полностью подготовлена нормативно-правовая база, проведен мониторинг современного состояния технического и информационного обеспечения школы, по итогам которого можно сделать вывод, что коэффициент внедрения информационных технологий в общеобразовательное пространство школы растет с каждым годом.
Количество учащихся на один компьютер составляет 12 человек по сравнению с 82 в 2006 году.
Современные образовательные технологии, используемые учителями на уроках:
Личностно- ориентированное обучение
применяется на уроках русского языка, литературы (Сырковская Н.М., Авраменко И.Н., Тишакова Е.И.), биологии (Дружинина И.В.,Яценко С.И.), иностранного языка (Дунайкина Е.Н.), технологии (Суслова О.К., Рудомекина С.А.), математики (Мельникова Н.Д., Атанова А.В.)
Информационно- коммуникационные технологии
Математика, иностранный язык, биология, технология, история, информатика, окружающий мир, чтение.
Проектно - исследовательская технология
Иностранный язык, технология, биология, география, информатика, литература
Здоровьесберегающие технологии
На всех уроках.
.Блочно – модульная технология
Биология, иностранный язык, физика, история, обществознание, математика.
Дидактическая система «Школа 2100»
В группах дошкольного обучения (Евменова С.А., Романова Н.И.)
Игровые технологии
На всех уроках в начальной школе.
Прекрасное владение данными технологиями продемонстрировали учителя школы уже в этом учебном году при проведении городских семинаров для учителей русского языка (Тишакова Е.И., Кононенко Л.Н., Авраменко И.Н., Левина Н.А.), технологии (Рудометкина С.А., Атанова А.В., Суслова О.К., Смирнов М.М.)
Одним из направлений работы школы является дифференциация и индивидуализация обучения. Цель предпрофильного этапа в 9 классе: ориентация учащихся на осознанный выбор направления образования в школе третьей ступени, на профориентацию учащихся, не желающих продолжать образование в 10 классе. На базе 9-х классов работает класс «Строительство и дизайн», в котором проводят занятия преподаватели строительного колледжа. Но одной нашей школе трудно найти 25 человек в этот класс, поэтому в следующем учебном году мы приглашаем в него всех девятиклассников, желающих поступать в строительный колледж нашего города.
На 3 ступени ведется углубленное изучение предметов (факультативно) для ориентации выпускников к последующему профессиональному образованию.
Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:
- сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой и др.);
- переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
- введение предмета "Информатика" с 5-го класса + начальная школа со 2 класса;
- внедрение дистанционных форм работы: участие в конференциях, вебинарах по физике и информатике, олимпиаде «Интэлло» для 10-11 классов, олимпиаде по математике для школьников в МИФИ;
он-лайн турнире «Эрудиты планеты», интерактивной игре для старшеклассников «Поиск – www», викторинах, профиль-классах, курсах для учителей;
- использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;
- разработка учителями собственных элективных курсов;
- разработка и проведение "Фестиваля методических идей"; и т.д.
Администрация школы и педагогический коллектив мечтает осуществить грандиозный проект: на базе нашей школы, в условиях удалённости от центра города, для удобства детей и родителей, создает социокультурный центр.
Второй год коллектив школы работает над внедрением в практику Программы развития по созданию социокультурного центра в микрорайоне.
Социокультурный центр – это центр развития творчества и спортивных способностей детей.
Социокультурный центр – это дом, в котором детям рады. Группы продлённого дня, клубы по интересам, внеклассные и внешкольные мероприятия, горячие обеды – всё это может предоставить наша школа.
Социокультурный центр – это образовательное учреждение, включающее в себя звенья, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая предпрофильным и профильным образованием с выходом на сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями.
Вся работа в школе проводится через творческие центры. За основу работы центров взята методика коллективной творческой познавательной деятельности (КТПД), в организации которой лежит активное сотрудничество педагогов и учащихся в главном для них труде - овладении знаниями в учебном процессе и внеурочное время. Во главе каждого центра стоит Совет центра. Каждый центр работает по своему плану, в котором четко формулируются цели и задачи центров, определены ключевые дела и КТПД, текущая работа, исходя из особенностей данного центра, но все они согласуются с общешкольным планом работы. Работа информационного центра по вопросу работы с одаренными детьми представлена на областном фестивале методических идей, одобрена и отмечена дипломом.
Кроме того руководители центров являются основными организаторами работы кружков и студий дополнительного образования. Внедряя в практику такую систему работы, нам удалось нынче завершить создание воспитательной системы школы «Школа без неудачников». Основная цель, которой: предоставить возможность реализовать свои способности каждому ученику если не учебе, то в дополнительном образовании. Вся система работы школы ориентируется на воспитывающий потенциал окружающей школу социокультурной среды на основе использования и приумножения сложившихся традиций взаимодействия. Для повышения социального статуса знаний и выявления одаренных детей в школе работает школьное научное общество, объединяющее более 30 учеников. В школе осуществляется методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся. Учителями школы разработаны и реализованы программы, на основе стандарта базового и профильного уровней, разработаны и предложены учащимся ряд программ элективных курсов. В школе развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям.
Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы.
Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что подавляющее большинство выпускников школы подтверждают свои оценки, в том числе и в форме ЕГЭ.
Анализ результатов анкетирования выпускников школы показал, что 93% опрошенных вполне устраивает школа, в которой они учатся. Здесь комфортные условия, понимающие и знающие свой предмет учителя, создаются условия для развития учащихся.
В настоящее время сформирован вариант расписания, который состоит из трех блоков:
- занятия по школьному компоненту;
- занятия блока дополнительного образования;
- индивидуальные консультации учителей-предметников.
На основании результатов исследования социальной сферы школьников и их семей, их потребностей и ожиданий, в школе открыты и работают следующие группы:
- одновозрастные (1-ые,2-ые,3-ьи,4-ые классы и две группы дошкольного отделения);
- разновозрастные (5-7 классы);
- группы самоподготовки (6-8 классы);
- консультативные сменного состава (6-10 классы).
Расписание составлено таким образом, что учебные занятия во 2-ой половине дня чередуются с развивающими занятиями. Организованы психолого-педагогические условия для сознательного выбора обучающимися индивидуально-образовательной траектории развития: анкетирование, тестирование, беседы, презентации кружков и элективных курсов, классные часы, информационные стенды.
Четвертый год в нашей школе работают группы дошкольного образования, где готовятся к обучению в начальной школе 46 воспитанников.
Основной целью подготовительного курса является развитие детей 5,5 – 6-летнего возраста, позволяющего освоить программу начальной школы.
Подготовительный класс обучения включает в себя занятия по обучению грамоте, математике, бескомпьютерной информатике, физкультуре, технологии, изобразительному искусству, музыке. Предметно-пространственная среда нацелена на развитие детей старшего дошкольного возраста и подготовку к школе. Все дошкольники охвачены дополнительным образованием. Они посещают школьные кружки: «Ритмика», «Истоки», изостудию «Капелька», «Оригами». Кроме занятий, с детьми проводятся воспитательные мероприятия: праздники, театральные представления, беседы, экскурсии.
Дошкольное образование обеспечено квалифицированными кадрами: в группах работают опытные воспитатели Евменова С. А. и Романова Н. И., которые неоднократно делились опытом своей работы коллегами. В 2009-2010 учебном году Евменова С. А. провела открытое занятие для учителей города, участников Педагогического марафона, которое получило высокую оценку присутствующих. Воспитатели считают, что в дошкольной подготовке детей главное не обучение их счету, чтению и письму, а подготовка к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать самостоятельно и в коллективе, желание и привычка думать, стремление узнавать новое. Два раза в день дети ходят на прогулку, играют в подвижные, сюжетно-ролевые и настольные познавательные игры.
Вся деятельность детей дошкольной подготовки анализируется Центром «Сопровождение»: педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором по валеологии. Результаты их исследований говорят о положительной динамике развития детей: стала более развитой речь, мелкая моторика, творческое воображение; укрепилось здоровье; дети стали свободнее общаться со сверстниками и взрослыми, хотят учиться в школе.
Заметить и благословить всё индивидуальное, всё яркое и не только в талантливом, но и в каждом ученике, начинающим свой жизненный путь – таков девиз работы всего педагогического коллектива.
Анкетирование родителей, проведенное в декабре 2009 года, показало, что 82% из них удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
|