Статья для сборника Великолукской сельскохозяйственной Академии 2009. Учебное исследование – новое направление в развитии познавательной активности ученика.
«Первое открытие всегда заключается в том, что есть вещи, которые стоит открывать».
Д. Томсон
Стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта. В данный момент исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушивающегося на человека. Ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются как способ освоения действительности и как средство организации образовательной деятельности школьников. В нашем лицее с 2003-2004 учебного года учащихся начальных классов обучают основам учебной исследовательской деятельности. Разрабатываются групповые и индивидуальные проекты. Детей учат правилам сбора необходимого материала, его систематизации, обобщению, построению выводов. Темы для исследований выбираются самые разнообразные, как разнообразен мир вокруг нас. Ребят интересуют и вопросы искусства, и тема героя в литературе и жизни, и удивительный мир природы, и место человека в ней.
В данной работе мы коснёмся исследований окружающей природы и человека. Среди выбранных тем: «Растения-хищники» (автор Григорьева Е. 4 класс), «Удивительный мир насекомых» (автор Котов Е., 3 класс), «Под угрозой исчезновения» (автор Карпинский И.3 класс), «Зимующие птицы» (2 класс Голышева Е), «Почему некоторые птицы остаются зимовать в наших краях?» (автор Горащенков А 2 класс). Рассматривая данные вопросы, дети учатся выдвигать, обсуждать и проверять самые невероятные гипотезы. Перед каждым юным исследователем учитель ставит задачу выяснить, а есть ли в нашем крае представители изучаемого вопроса. Так с удивлением мы узнали, что и у нас встречаются растения-хищники. Это росянка, растущая на болотах. А в цветочном магазине мы нашли экзотическую гостью Непентес. И уже, побывав в Санкт-Петербурге, мы специально посетили Ботанический сад, чтобы посмотреть на удивительных представителей растительного мира. Очень увлекло учащихся обсуждение причин возникновения такого необычного для растений способа питания. Познакомившись с проблемой исчезновения некоторых видов флоры и фауны, дети задумались над влиянием человека на природу.
Для выполнения некоторых работ ребята проводили наблюдения, делали зарисовки и фоторепортажи. А работа «Прорастание семян» потребовала от автора (Муравьёва А. 3 класс) проведения лабораторного эксперимента. Ею был представлен ход поэтапных изменений. Автор вела дневник наблюдений. Ею были сделаны интересные выводы. Волнуют ребят вопросы, связанные с домашними питомцами («Поведение волнистого попугайчика в домашних условиях» Константинов. В 4 класс, «Хочешь завести собаку?» Иванова М 4 класс). Много споров вызывает разное отношение взрослых и ребят к одним и тем же вопросам. И спорить, искать истину, мы учим на основе проведённого исследования. Так, разбираясь во вреде и пользе компьютера, ребята на себе провели небольшой эксперимент, и его результаты описали в работе («Компьютер и дети» Савченков Д. и Афанасьева М. 2 класс). Работая над темой, «Жевательная резинка – польза или вред» автор провёл социологический опрос разных возрастных групп, сравнил свои выводы с мнением специалистов. Ребят интересуют малоизученные вопросы, и ответы на них они пытаются найти: «Снежный человек – вымысел или реальность?», «Существует ли жизнь на далёких звёздах?». В течение года разрабатывается множество интересных тем. Лучшие работы каждой весной, начиная с 2004 года, представляют на научно-практическую конференцию учащихся I ступени лицея «Земля планета загадок». В дальнейшем материалы работ используются на классных часах, на уроках, для проведения викторин. Эти творческие работы представляют лицей во внешкольных конкурсах.
На всех этапах работы развиваются творческие способности ученика, им приобретаются новые знания, навыки, умения. Он получает опыт самостоятельной творческой исследовательской работы. Особенно важно, что ученик является не просто исполнителем, а сам творит, создаёт.
Федосеева О.В
Заслуженный Учитель.
МОУ Лицей №10
Статья для сборника Великолукской сельскохозяйственной Академии 200