182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Домашнее задание / Русский язык /  
26 января 2016

5 а и 5 в классы

Вспомните три типа текста (ПОР) (см. опорную схему!)

В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Для передачи описания используются прилагательные)

Рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.Чаще всего в рассуждении используются наречия.

В толковым словаре Ожегова мы обнаружим, что слово "рассуждение" многозначное:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 – Ввысказываеие, обсуждение.

В различных жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение. Например, когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…

Основная задача этого типа текста - объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Пример текста - рассуждения.

Бег – имя существительное

Слово бег – имя существительное.

Попытаемся доказать это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…

В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…

В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Обратите внимание на упражнение № 398.

Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?

Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста?

Самостоятельно выполните упражнение № 397, которое предполагает сформулировать тезис, привести свои доказательства и самостоятельно сделать вывод.

Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова. Выскажите его устно. Докажите ваш тезис, сделайте вывод.

Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.

Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.

Слова эти записываем в свои опорные схемы.

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения:я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.