182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ФИЗ МАТ ДИСЦИПЛИНЫ /  
20 февраля 2013

Урок обобщающего повторения по математике «С.В.Ковалевская – гордость России»

Цели урока:

Образовательные: обобщение знаний учащихся по теме "Тригонометрия. Преобразования выражений и решение уравнений"; закрепить основные приемы и методы решения заданий повышенной сложности; продолжить разговор о становлении учёного на примере фактов биографии С.В.Ковалевской.

Развивающие: развитие у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности; развитие навыков самоконтроля; научить рациональности при выполнении заданий повышенной сложности и распределять время выполнения заданий ЕГЭ.

Воспитательные: формирование таких качеств знаний, как прочность, глубина, оперативность; воспитание у учащихся культуры поведения, добросовестного отношения к учебному труду, сопереживания успехам и неудачам товарищей при работе в группе.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор и экран;

тетради;

раздаточный материал с условиями заданий.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, распределение уч-ся по группам, организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях.

3.Входной контроль (повторение теоретического материала). Организация устной фронтальной работы с классом по повторению тригонометрических формул, способов решения тригонометрических и логарифмических уравнений.

4. Этап обобщения знаний учащихся.

Я чувствую, что предназначена служить истине – науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости.

С.В.Ковалевская

Какими были великие ученые? В какое время они жили? Как к ним относились современники? Когда и как увлеклись наукой? Какие открытия совершили?

Ответы на эти и другие вопросы, связанные с их жизнью и творчеством , вы сможете получить сегодня на нашем уроке не в готовом виде, а в результате выполнения заданий.

1. Имя женщины-математики, члена – корреспондента Санкт – петербургской академии наук, профессора стокгольмского университета, литератора и публициста?

Ада Августа Лавлейс 11001

Софи Жермен 10101

Екатерина Дашкова 01110

Софья Ковалевская 10111

Августа Ада Лавлейс (Lovelace Augusta Ada) 10 декабря 1815 - 27 ноября 1852

«Мой мозг - нечто большее, чем просто смертная субстанция, я надеюсь, время покажет это ... 

Ада Лавлейс – первая программистка, сотрудничала с изобретателем вычислительных машин Ч.Бэббиджем, в её честь назван один из языков программирования «Ада».

Софи Жермен 1 апреля 1776 - 27 июня 1831

Преодолевая предрассудки французского общества XIX века, она стала выдающимся математиком и добилась важных результатов в теории чисел и теории упругости.

Екатерина Дашкова. Русская княгиня, директор Санкт-Петербургской академии наук.

«Какая женщина! Какое сильное и богатое существование!»

А.И.Герцен

Екатерина Дашкова. В XVIII столетии – несмотря на его репутацию «женского века» - лишь очень немногие из женщин могли проявить свое «я» - пойти наперекор воле отца или мужа, а тем более заняться общественной деятельностью.

Софья Ковалевская – царица математики

Она прожила короткую, но яркую жизнь. Много ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнение и неуверенность, недовольство собой и одиночество.

2. В каком году родилась С.Ковалевская?

1856 - 3 1850 - 4 1852 - 5

Отец С. В. генерал – лейтенант артиллерии Василий Васильевич Корвин – Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находилось на границе с Литвой. Сейчас – это Псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками. Большой господский дом стоял на пригорке. Два флигеля, трехъярусная башня, увенчанная шпилем, балконы, фонари, веранды украшали дом. С одной стороны к усадьбе примыкал матовый бор, с другой – дубовая роща, дом был окружен садом с беседками, утопающими в сирени и жасмине, а с северной стороны зарастал травами большой пруд.

Родовое имение Корвин - Круковских и герб

3. Название имения Круковских

Карелино Ливоново Полибино Марьино

3 2 4 1

До 5 дет Соня вместе с родителями жила в Москве, а с 1855 по 1858 г. - в Калуге, куда отца перевели по делам службы. В 1858 г. В.В. Корвин-Круковский был произведен в генерал-лейтенанты, оставил службу и переехал вместе с семьей на постоянное жительство в свое имение Полибино, Невельского уезда, Витебской губернии. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего великого математика.

4.Первый учитель сестёр Корвин-Круковских – Иосиф Игнатович.

Иосиф Игнатьевич Малевич – первый учитель математики

Это был талантливый педагог. К своему труду относился с увлечением, любил детей и к каждому из них находил особый подход. Он был убежден в том, что обязанностью домашнего учителя является воспитания трудолюбия, развитие познавательных способностей детей. Он считал, что русский язык – важнейший из предметов, ибо занятие русским языком развивает мышлении и дар речи. Соня писала под диктовку учителя, излагала самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декламировать, читала произведение русских авторов, статьи критиков. До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику. Впоследствии она считала, что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний. На уроках истории учитель и ученицы читали открытки из трудов Карамзина, Соловьева, журнальные статьи. Играя в «путешествия», Соня знакомилась с окружающей природой. Ее интересовало все – маленькие ручейки и большие озера, земля в цветнике или в саду ,булыжники и драгоценные камни, домашние животные и дикие звери. «Путешествия» с учителем, Соня побывала в «европейских столицах, посетила и осмотрела музеи, библиотеки, ученые общества, университетские лекции» - все, о чем Малевич рассказывал, он все видел и пережил сам. С первых уроков Малевич увидел в Соне очень внимательную и трудолюбивую ученицу.

5. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Домашнее задание.

1. Имя знаменитого русского учёного – математика, лекциями которого были обклеены стены детской комнаты Сони.

2.Имя знаменитого русского учёного – математика, к которому Соня вместе со старшей сестрой ездила в Петербург.

Каждому имени соответствует функция. Имени учителя соответствует функция, являющаяся решением уравнения

Александр Николаевич Страннолюбский родился на Камчатке в семье начальника области. Окончил Петербургский Морской кадетский корпус. Он мог бы сделать блестящую карьеру но судьба распорядилась так, что он стал учителем в бесплатной школе на Васильевском острове. После закрытия школы А. Н. поступил в Морскую академию. Всю своего жизнь Страннолюбский отдавал силы знания, любовь и время преподаванию в различных Женских курсах в кружках. 14 лет он был бессменным секретарем комитета, доставлявшего средства высшим женским курсом.

Не имел возможности получить высшее образовании в России. С.В. выходит замуж за молодого ученого – биолога Владимира Онуфриевичем Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. С.В. была настолько настойчива и целеустремленна, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков XIX столетия проэкзаменовал ее на право быть его ученицей.

3. Знаете ли вы имя знаменитого немецкого математика, главы Берлинской математической школы, ставшего научным руководителем С.В.?

Найдите наименьшие значение функции У= |СОS(5х) |+3

Карл Вейерштрассе

По настоянию отца К. Вейерштрассе 4 года изучал в Бонии юридические науки, а затем оставил их, на 2 года перешел в Мюнстерскую академию и занялся математикой у профессора Гудермана ученика знаменитого Карла Якоби. 14 лет Вейерштрассе был учителем гимназии в Мюнстере и других городах Германии, по 30 часов в неделю отдавал урокам физики, математики, химии, естествознании и даже гимнастики и невзирая на такой многочасовой труд, продолжал изучать математику выбирал самые трудные ее разделы. Имя К. Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии, и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет, а затем избрали членом Берлинской академии наук.

Женщин в Берлинский университет не допускали. Сам К. Вейерштрассе считал, что в университете, особенно на математическом факультете женщинам учиться нельзя. Ковалевская была настолько настойчива, что она добилась того, чтобы К. Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его частной ученицей. К. Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому, чтобы освободиться от назойливой посетительницы, предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил ее прийти через неделю. Профессор был убежден в том, что иностранка больше не появиться , так как задания его вряд ли будет выполнено. Каково же было его удивление, когда через неделю С.В. посетила кабинет ученого и сообщила, что задачи решены. К. Вейерштрасс согласился давать способной ученице частные уроки. Он был доволен ученицей, говорил о ее значительных математических успехах, называл ее замечательной женщиной.

В Берлине С. Ковалевская прошла школу и начала писать работы в которых исследовали важнейшие математические вопросы.

4. В какой период времени С.В. Ковалевской была написана работа «К теории дифференциальных уравнений в частных производных»?

Работа Ковалевской вызвала восхищение ученых в Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, по боли частного характера еще ранее Ковалевской написал знаменитый ученый Огюстен Коши. Теорему, которую доказала С.В.К. стали называть « теоремой Коши Ковалевской». Они вошли во все курсы математического анализа. В своем исследовании С.В. придала теореме более совершенную по точности, строгости форму, чем это было сделано у Коши.

Кончились для Софьи недолгие ученические годы. Перед ее отъездом на родину К. Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. По ходатайству К. Вейерштрасса в Геттингенский университет С.В. Ковалевской заочно была присуждена ученая степень доктора философии с «наивысшей похвалой».

В каком году С. В. была присуждена ученая степень доктора философии?

значение функции

у =( Sin π/2х)/ (Con π/2х ) при х = 2 соответствует этому году.

В24 года «с докторским дипломом в кармане» С.В. Ковалевской приехала в С. Петербург. По существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах гимназии. Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так, что ей пришлось отойти от занятий математики. В это время началась ее литературная деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы, статьи. Сама Софья писала, что она всю жизнь не могла решить «к чему у нее больше склонность – к математике или литературе».

Русские ученые оказали моральную поддержку С.В., ей было предложено выступить на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей, на котором она прочла доклад «О приведение абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим». С.В. Ковалевская чтением своего доклада «произвела впечатление» и заслужила одобрения ученых – математиков.

Кто из ученых пригласил Ковалевскую на съезд?

В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. С.В.К. вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей.

Знаете ли вы в каком университете С.В. согласилась заведовать кафедрой и читать лекции?

В каком году С.В.К. за свою работу получила премию?

Сколько букв в имени математика, автора теоремы «Параллельные прямые, пересекающие две данные прямые и отсекающие на одной прямой равные отрезки, отсекают равные отрезки и на другой прямой »

С.В.К. стала знаменитостью. Она все чаще и чаще стала думать и хлопотать о возвращении в России для научной работы в качестве члена Академии наук. Ковалевская, эта исключительная женщина, душой и сердцем принадлежала России, которою она беззаветно любила. О возвращении Ковалевской в Россию хлопотали ее друзья Петербургской академию наук, по настоянию Чебышева приняла постановления о присуждении женщинам академических званий. Звание члена – корреспондента Академии наук не давало ей возможности вернувшись в Россию. Пример С.В. Ковалевской первой русской женщины, посвятившей себя науке подействовал на других передовых женщин, которым С.В. очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу. Назовем имена этих женщин:

Ю.Л. Лермонтова которая одновременно с Ковалевской получила степень доктора за свои работы по химии.

А.М. Евреинова – первая женщина – юрист России.

Е.Ф. Литвинова получила степень доктора математики и лингвистки.

В каком году умерла С.В. Ковалевская?

С.В.К. умерла внезапно в Швеции не испытав радость возвращения на родину.

Скончалась С.В.Ковалевская 10 февраля 1891 г. в Стокгольме от воспаления легких. Памятник С.В.Ковалевской на ее могиле. Памятник установлен в 1896 г. на средства, собранные комитетом Высших женских курсов и другими женскими организациями России.

Дополнительные материалы к уроку в прикреплённом архиве!

Беляева Елена Ивановна, учитель математики


скачать документ [3.92 Mb]

Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.