Цель программы: создание условий для развития личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению и духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия. Задачи программы:
1. Разработка регионального компонента содержания обучения и воспитания личности гражданина Псковской области;
2. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина, к истории своей малой Родины, к Отечеству;
3. Укрепление и развитие региональных традиций по пушкинской работе;
4. Развитие художественно-творческих способностей детей;
5. Воспитание национального самосознания;
6. Воспитание культуры чувств;
7. Постижение духовных связей собственной личности и судьбы к Пушкину и пушкинским местам Псковской области;
8. Развитие разных видов и типов пушкинских клубов, гостиных, студий и др. в рамках инновационно - исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Псковской области;
9. Использование духовно-нравственного наследия А.С. Пушкина для
развития международных связей и контактов.
Программы курса «Псковское пушкиноведение» представлены в учебном плане учреждений следующим образом: 5-11 классы – 34 часа – занятия проводятся один раз в неделю, а также проводятся мероприятия системы дополнительного образования.
Через весь курс «Псковское пушкиноведение» проходят следующие темы:
1. Пушкинские места родного края.
2. Родные и близкие поэта.
3. Творчество А.С. Пушкина.
4. Пушкин в искусстве.
С каждым годом происходит усложнение и углубление данных тем, с учетом психолого-педагогических особенностей детей.
Научно-методическое сопровождение курса «Псковское пушкиноведение» обеспечено специалистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования, областного Дома детства и юношества «Радуга».
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
на уровне учреждения:
• совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса по пушкинской тематике;
• обеспечение интеграции образовательного процесса на уровне школы;
• совершенствование содержания и организации образовательного процесса;
• построение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса;
• содействие творческому самовыражению, раскрытию индивидуальности ребенка, повышению психологической компетентности, личностного и профессионального роста педагогов и родителей;
• наличие творческой атмосферы в школе;
• рост рейтинга учреждения в социуме;
• удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения;
на уровне обучающегося:
• успешная самореализация и самоактуализация в образовательной и досуговой деятельности;
• высокие творческие достижения детей;
• успешная социальная адаптация обучающихся;
• высокий уровень нравственности детей;
• профессиональная ориентация обучающихся;
V1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПИИ.
Система нормативных документов (приказы, постановления, положения, и т.д.), изданные МО РФ, Государственным управлением образования Псковской области, администрацией района и учреждения и творческой группой педагогов-новаторов – это еще один очень важный механизм реализации идей Концепции, а также на основании:
- Конституции РФ;
- Закона РФ «Об образовании»;
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года;
- Конвенции о правах ребенка;
- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
- Типового положения о дополнительном образовании.
Календарно-тематическое планирование уроков пушкиноведения
в 6 классе
№ ур Тема занятия Виды деятельности Тексты Дата
1 Вступительное занятие. Тайна рождения А.С.Пушкина как поэта. Литературно-музыкальная композиция «Муза» (1821г.)
2 Что такое поэзия? Неповторимость взгляда А.С.Пушкина на мир. Урок-размышление. Беседа, чтение наизусть. Работа с текстом. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Египетские ночи» гл. 2
3 Родословная поэта. Предки Пушкина Урок-исследование. Рассказ учителя, выступления учащихся. «Моя родословная» (1831 г.)
4 История рода Ганнибалов. Урок-исследование. Работа с источниками информации. «Арап Петра Великого» (фрагменты); автобиографические записки Пушкина;
5 Исторические места, связанные с историей родов Пушкиных и Ганнибалов. Урок-исследование. Исследовательская работа, составление библиографического списка книг о А.С.Пушкине. Исследования о предках Пушкина; работа с Пушкинской энциклопедией; книги о предках Пушкина.
6 Заочная экскурсия в село Петровское
7 Заочная экскурсия в село Михайловское
8 Заключительный урок по биографическо-краеведческому блоку Урок творчества. Творческая работа: написание эссе, воспоминаний, размышлений… Составление родословного древа рода Пушкиных-Ганнибалов.
9 История Царскосельского лицея (г.Пушкин)
10 Лицей, который не кончается Урок-беседа. Рассказ учителя с использованием иллюстраций, фрагментов художественной и биографической литературы, выразительное чтение, исследовательская работа. Басина М. «В садах Лицея»
11 Чтение и обсуждение рассказа Ю. Нагибина «Царскосельское утро» Урок-погружение. Исследовательская работа. Беседа. Групповые и индивидуальные задания. Нагибин Ю. «Царскосельское утро»
12 Чтение и обсуждение рассказа А. Слонимского «Юность»; Урок-погружение. Исследовательская работа. Беседа. Театрализация фрагментов. Слонимский А. «Юность»;
13 Чтение и обсуждение рассказа А. Слонимского «Юность»; Урок-погружение. Исследовательская работа. Беседа. Театрализация фрагментов. Слонимский А. «Юность»;
14 Один день из жизни Пушкина-лицеиста. Урок-театрализация.
15 Лицейские друзья Пушкина Урок-исследование. Выразительное чтение. 19 октября 19 октября 1827
19 октября 1828
Воспоминание (Помнишь ли, мой брат по чаше)
16 Лицейские будни. Традиции лицея. Урок-игра. Урок-погружение. Работа с документами, текстами. Переписка, воспоминания, дневники. Ахматова А. «Смуглый отрок бродил по аллеям»; Тынянов Ю.Н. «Кюхля»; Руденская М.И. «Они учились с Пушкиным; Руденская М.И. Руденская С.Д. «Наставникам, хранившим юность нашу…»
17 Творчество лицеистов. А.С.Пушкин «19 октября 1825г.», а также стихи, написанные на лицейские годовщины, посвящённые лицейским друзьям.
18 Встреча Пушкина с лицейскими друзьями в Михайловском (1824-1825 г.г.) Театрализация. Составление сборника стихов А.С.Пушкина, посвящённых лицейским годам, друзьям и годовщинам. И.И.Пущин «Записки о Пушкине», Руденская М.И. «С лицейского порога»
19 Судьбы лицейских друзей А.С. Пушкина. Заочная экскурсия в царскосельский лицей.
20 Судьбы лицейских друзей А.С. Пушкина. Заочная экскурсия в царскосельский лицей.
21 Урок поэзии. Урок творчества. Конкурс чтецов.
22 Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве. Представление репродукций Н.Кузьмина, Н. Рушевой и др. Рисунки учащихся, творческие работы, миниатюры, эссе, хроники.
23 Заключительный урок по блоку «Лицей, который не кончается»
24 Урок-викторина «Пушкин-лицеист».
25 Пушкин-прозаик. Особенности прозы А.С.Пушкина. Урок введения в тему.
26 Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» Чтение вслух, по ролям, выразительное чтение, составление вопросов к повести, обсуждение отдельных эпизодов, беседа по вопросам, пересказ. А.С.Пушкин «Дубровский»
27 Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Тема жизни мелкопоместного дворянства в повести и опыт провинциальной жизни А.С.Пушкина в Михайловском. Исследование. А.С.Пушкин «Дубровский»
28 Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Тема жизни мелкопоместного дворянства в повести и опыт провинциальной жизни А.С.Пушкина в Михайловском. Исследование. А.С.Пушкин «Дубровский»
29 А.С.Пушкин «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка» Мир русской усадьбы. Аналитическое чтение, пересказ. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
30 А.С.Пушкин «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка» Мир русской усадьбы. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
31 Особенности творческой манеры А.С.Пушкина – поэта и прозаика. Устные выступления.
32 Урок-викторина «Проза Пушкина»
33 Урок-викторина «Лицейская лирика Пушкина», «Родословная поэта»
34 День рождения Поэта.
Тимофеева Л.Г.