182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ФИЛОЛОГИЯ /  
13 апреля 2009

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Тимофеева Любовь Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Тема: ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЁМ

Тип урока: комбинированный урок; работа с информационным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цели урока:

• • обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»;

• • формировать навык постановки знаков препинания при обращении.

• • способствовать развитию речи учащихся;

• • развить умения и навыки работы с поэтическим текстом ;

• • развивать умение видеть в тексте и правильно произносить обращение, а также умение употреблять обращения в речи письменной и устной.

ПЛАН УРОКА:

1. Введение в тему, вступительное слово учителя, знакомство с эпиграфом

2. Повторение ранее изученного о синтаксисе и пунктуации.

o Конструирование предложений

o Создание проблемной ситуации

(Почему в одном предложении есть запятая, а в другом нет).

3. Формулирование цели урока.

4. Составление кластера (Самостоятельная работа учащихся)

5. Проверка

(Работа с интерактивной доской и прикрепление «звёзд-лучей» на магнитной доске)

6. Изучение нового материала.

o Работа с информационным текстом (метод инсерта или «пометки на полях»)

o Стадия рефлексии, беседа

o Возвращение к кластеру

o Физкультминутка («Путешествие на море»)

7. Закрепление изученного материала, выполнение практических заданий:

o Анализ предложений, выбор предложений с обращениями (Практическая работа 1)

o Использование обращений в художественных текстах (Практическая работа 2)

8. Итог урока: признаки обращений

o Тест

o Составление синквейна

• Домашнее задание.

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то - то, то - то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

А.С. Пушкин. - Кн. П.П. Вяземскому

Ход урока

1. Введение в тему.

Приветствие, чтение эпиграфа.

– Что делает эти строки не назидательными, а нежными, душевными? (Обращение.)

- У Пушкина обращение не только грамматическая фигура, но и образец удивительной педагогики, нежности и воспитанности. Сегодня на уроке мы будем работать только с примерами из произведений А.С.Пушкина.

- Так ли уж просто это обращение?

Это мы и попытаемся выяснить на уроке.

А для начала вспомним, что такое обращение, как отличить его от похожих конструкций, как выделить его на письме.

2. Повторение изученного материала.

Предлагаю вам игру

СЛОВА ПОТЕРЯЛИСЬ… (СЛАЙД 3)

Раздаются аншлаги со словами и знаками препинания из предложений:

ДАЙ, ПУШКИН, МНЕ СВОЮ ПЕВУЧЕСТЬ.

АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ – ПУШКИН.

(Работа в парах и на интерактивной доске)

• Ребята, что можно сделать с этими словами? (распределить по частям речи)

• Какие группы получились? Почему? (самостоятельные и служебные)

• Какой раздел науки о языке нам помог? (морфология)

• Что еще мы можем сделать? (собрать предложение)

ДАЙ ПУШКИН МНЕ СВОЮ ПЕВУЧЕСТЬ.

АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИН.

• Какой раздел лингвистики нам в этом помог? (синтаксис)

• А чего еще не хватает? (знаков препинания)

• Как правильно их расставить? (знаки препинания написать на доске)

ДАЙ, ПУШКИН, МНЕ СВОЮ ПЕВУЧЕСТЬ.

АВТОР ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ – ПУШКИН.

• Какая наука нас выручила? (пунктуация)

• Почему в одном случае слово “Пушкин” выделено запятой, а в другом – перед ним стоит тире?

(1) обращение, 2) тире между подлежащим и сказуемым)

3.Попробуйте определить цель нашего урока

(узнать новое о предложениях с обращениями).

- Да, задача нашего урока: расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём.

- Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в парах и попробуйте составить кластер

(Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие; в учебнике Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. часто встречается кластер)

4. Составление кластера (работа в парах, составление кластера на листочках)

5. Проверка (работа с интерактивной доской и прикрепление (СЛАЙДЫ 4 - 16)

звёзд-лучей на доске) (Примеры записать)

( Ребята называют признаки обращений, которые помнят с 5 класса. Исходя из того, какой признак они называют, учитель или учащийся нажимает на 4 слайде цифры, которые настроены как гиперссылки, и переходит на один из слайдов 5-16. В тетради записываются примеры и схемы. Если признаки будут названы не все, то после чтения правила, кластер можно будет дополнить.

Ссылки на слайде 4:

1 – называет того, к кому обращаются с речью;

2 – не является членом предложения;

3 – нераспространённое и распространённое;

4 – имеет форму именительного падежа;

5 – может стоять в начале, в середине, в конце предложения;

6 – выделяется запятыми или восклицательным знаком.)

6. Изучение нового материала.

o Работа с информационным текстом (Приложение 1)

А теперь предлагаю вам войти в роль ученых-лингвистов.

Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”, должны подготовиться к выступлению по теоретическому материалу и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 5 минут

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке

(в учебнике С.Г. Бархударова, С.Е.Крючкова и др. на странице 123 – 124), используя метод инсерта - маркировки текста:

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения;

“+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

(Для работы на уроке информационный текст § 29 учебника С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. был напечатан на отдельных листочках, т.к. в данном классе использую учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др., где, на мой взгляд, информация об обращении не совсем полная (см.§55 -58) (Приложение 1)

o Стадия рефлексии, беседа по вопросам

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника?

Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что-нибудь у вас вызвало сомнение или оказалось не совсем понятным?

- Возникли ли у вас вопросы? Ответим на них.

o Возвращение к кластеру

- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока.

- Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна?

- Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

(Включение слайда 21 Notebook)

(Добавилась новая информация: на каждом «пучке» кластера есть ссылка на слайд с примером.)

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

- Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?

- Дайте полный устный ответ об обращении с примерами по кластеру.

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

o Физкультминутка

- Вы хорошо потрудились, а теперь перед выполнением практической работы предлагаю вам немного передохнуть и отправиться в путешествие на море.

Следите внимательно за всеми фигурами на экране, чтобы ваши глазки отдохнули, можно танцевать и похлопать в ладоши.

Файл «На море» (ссылка со слайда 21)

7. Закрепление изученного материала, выполнение практических заданий

(Практическую работу учащиеся выполняют на заранее приготовленных листочках, которые необходимо подписать)

Приложение 2

Практическая работа 1

Отметьте предложения, в которых есть обращения и определите, какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(1 работает на доске, выписывает слова с пропущенными орфограммами и объясняет их)

1. Что же ты моя старушка пр..умолкла у окна?

2. И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая седая

Глазами впалыми сверкая.

3. Простите мне, я так люблю

Татьяну милую мою.

4. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

5. Татьяна то взд..хнет, то охн..т;

Письмо др..жит в ее руке.

6. Ах ты, старый конюх, (не)разумный,

Разгада..шь ли, старый, зага..ку?

7. Пр…красной дочерью своей

Гордит?ся старый Кочубей.

8. Ветер, ветер! Ты могуч.., ты гоня..шь стаи туч…

9. Пушкин… Как загадочно и непонятно звучало для меня тогда это имя.

Проверка:

- Какие предложения вы отметили?

(Ответ: 1, 4, 6, 8) (СЛАЙД 22)

- Какие обращения в этих предложениях встретились?

(1 – распр., в середине предложения;

4 – распростр., в серед. пр.;

6 – распр., в конце предл.,

8 – нераспр., два обращения, явл. однородными, произносятся с интонацией перечисления, которая сочетается со звательной интонацией.)

- Есть ли обращение в 9 предложении?

(Нет, имя поэта здесь только называется, говорящий не обращается к поэту, - это именительный представления: нет информации, лишь представление о предмете.)

(Ссылка на признаки обращения СЛАЙД 22 – 35 – ТЕСТ)

7. Использование обращений в художественных текстах

Практическая работа 2 (Самостоятельная работа) Приложение 2

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

 Кипиш.. ли ты златая чаша

В руках в..сёлых остряков?

 Всё те же ль вы друзья в…селья

Друзья Киприды и стихов?

 Вновь слышу верн… поэты

Ваш оч…рова…ый язык…

 О рыцарь сжалься надо мной.

 В твою св…тлицу друг мой нежный

Я пр…хожу в последний раз.

 Остановись беглец бе…честный!

Проверка выполнения задания. (самопроверка) (СЛАЙДЫ 22 – 33)

( с 21 слайда – ссылка на признаки обращения слайд 34)

- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений Пушкина.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(Обращения “златая чаша”, “рыцарь” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “друзья веселья”, “верные поэты”, “друг мой нежный”, “беглец бесчестный” выражают его характеристику, эмоциональную оценку.)

- Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Вывод: Интонация обращений не только звательная.

Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику

Практическая работа 3(если останется время) Приложение 2

Прочитайте предложения, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.Пушкина).

• Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

• Прости мне, милый друг,

двухлетнее молчанье:

Писать тебе посланье

мне было недосуг.

• А ты, глупец и трус,

что делаешь ты с нами?

Где должно б умствовать,

ты хлопаешь глазами...

• Молю тебя, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес,

и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель.

• Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

• «Царь ты наш, отец народа! –

Возглашает воевода. –

Государь, проснись, беда!»

• Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

• Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

9. Итоги урока.

o Итак, мы выявили следующие признаки обращений: (СЛАЙД 34)

• оно называет лицо, к которому обращаются с речью;

• адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы;

• обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, интонация вводности, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего;

• обращение не является членом предложения;

• чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа, однако могут встречаться и другие формы;

• «ты», «вы» не являются обращениями (этого не позволяют правила этикета);

• Могут быть распространёнными/нераспространёнными

(Признаки обращения на слайде прикрыты ширмочкой, которая постепенно открывается)

o ТЕСТ (выполняется на листочках) Приложение 2

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

2. Составление синквейна

o Синквейн Обращение (СЛАЙД 35)

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение”.

Схема

1. Существительное (тема).

2. Прилагательное - прилагательное.

3. Глагол - глагол - глагол.

4. Фраза из четырёх слов.

5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).

Обращение

Интересное, удивительное

Привлекло, позвало, побудило

Оживило наше приятное общение!

Открытие!

Домашнее задание: (СЛАЙД 36)

 § 55 – 58,

 Понаблюдайте за ролью обращений в художественном тексте;

 выпишите из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 7 – 8 предложений с обращениями.

Всем спасибо!!! Все молодцы!!! (СЛАЙД 37 – музыка)

Использованные источники:

1. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко.-М.:Просвещение,2006.

2. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.-М.:Просвещение,2007.

3. Суворова Н.Г. Как лучше организовать урок по праву. Журнал «Учитель», №4 – 2002г. www.ychitel.com/journal/journal 04-02

4. Соколова В.В.Урок русского языка в 8 классе «Средства связи между однородными членами предложения». Электронные интерактивные доски SMART board – новые технологии в образовании. www.smartboard/ru/view.pi?mid

5. Сычёва Е.А. «Умейте обращаться с обращением…» Конспект урока по программе М.М.Разумовской. Газета «Русский язык» №3 – 2007г. http://rus.1september.ru/index.php

6. Брагина С.В. Открытый урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращением». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

7. Сеть творческих учителей / Физминутки - офтальмотренажеры. Коллекция Масько Л.Г (Мастерская ВиЭкс-М 2007)

Приложение 1

Обращение и знаки препинания при нём.

ОБРАЩЕНИЕ – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, например:

1.Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья (П.) – нераспространённое обращение;

2.Друзья мои, прекрасен наш союз (П.) – распространённое обращение.

Чаще всего обращения употребляются в устной речи и в письмах.

В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении таких существительных, например:

1) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (Сим.) , ,

2) С отцом разговор меня успокоил, родные. (Н.) , ,

3) Провожающие, просим вас освободить вагоны. ,

В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к адресату. Вот несколько примеров из писем А.П.Чехова:

1) Многоуважаемый Николай Николаевич, большое спасибо Вам за поздравления и за ласковые слова.

2) Дорогой Алексей Максимович, отвечаю сразу на два письма.

3) Милый Миша, здравствуй.

4)Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.

В речи поэтической обращениями могут быть существительные неодушевлённые. Это один из приёмов олицетворения, например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (Кольц.)

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение в предложении выделяется запятыми, например:

1) Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н.)

2) Василий Фёдорович, вы мне поручите что-нибудь. (Л.Т.)

3) Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг. (Н.)

Знак препинания в конце предложения ставится по общим правилам, независимо от наличия обращения, например:

1) Прекрасны вы, поля земли родной. (Л.)

2) Повидайся со мною, родимая! (Н.)

3) Что ты сердишься, Варя? (Ч.)

Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы, например:

Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил. (Н.)

Перед обращением может быть частица О, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется, например:

Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (Ес.)

Приложение 2

Фамилия _____________________________________________________________________

1. Работа с информационным текстом

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке, используя метод инсерта - маркировки текста:

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения;

“+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

2. Практическая работа 1

Задание: отметьте предложения (на листочке!), в которых есть обращения и определите, какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Что же ты моя старушка пр__умолкла у окна?

2. И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая седая

Глазами впалыми сверкая.

3. Простите мне, я так люблю

Татьяну милую мою.

4. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

5. Татьяна то взд__хнет, то охн__т;

Письмо др__жит в ее руке.

6. Ах ты, старый конюх, не_разумный,

Разгада__шь ли, старый, зага__ку?

7. Пр__красной дочерью своей

Гордит_ся старый Кочубей.

8. Ветер, ветер! Ты могуч__, ты гоня__шь стаи туч_

9. Пушкин… Как загадочно и непонятно звучало для меня тогда это имя.

Использование обращений в художественных текстах

Практическая работа 2

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

 Кипиш_ ли ты златая чаша

В руках в_сёлых остряков?

 Всё те же ль вы друзья в_селья

Друзья Киприды и стихов?

 Вновь слышу верн_ поэты

Ваш оч_рова_ый язык…

 О рыцарь сжалься надо мной.

 В твою св_тлицу друг мой нежный

Я пр_хожу в последний раз.

 Остановись беглец бе_честный!

- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

Практическая работа 3

Прочитайте предложения, найдите обращения, определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах (все примеры взяты из произведений А.Пушкина).

• Дай руку Дельвиг, что ты спишь?

Проснись ленивец сонный!

• Прости мне милый друг

двухлетнее молчанье:

Писать тебе посланье

мне было недосуг.

• А ты глупец и трус

что делаешь ты с нами?

Где должно б умствовать,

ты хлопаешь глазами...

• Молю тебя мой добрый домовой

Храни селенье, лес,

и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель.

• Балдушка погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре.

• «Царь ты наш отец народа –

Возглашает воевода. –

Государь проснись, беда!»

• Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

• Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

Тебя моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Тест:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -


скачать документ [961.51 Kb]

Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.