Цели урока: Познакомить учащихся с личностью Николая I. Охарактеризовать его как государственного деятеля.
Раскрыть характерные черты внутренней политики Николая I.
Задачи урока:
Выявить направленность и определить особенности внутриполитического курса Николая I. Понять в чем специфика его правления в сравнении с предыдущим императором, в чем противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России.
Воспитывать уважение к истории своего государства.
Развивать навыки самостоятельной работы с документами.
Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
Тип урока: урок формирования знаний.
Технология: проблемно-исследовательская.
Оборудование урока.
Проектор и компьютер.
Анимированная презентация «Внутренняя политика Николая I», 4мин. 26 сек. С диска «История России. Часть 3. «С конца XVIIIв. по 90-е гг.XIXв.», 1 С: Образование 4. Дом.;
Карта «Российская империя с начала XIX в. до 1861 г.»
Портреты: Николая I, Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, А.Х. Бенкендорфа, Л.В. Дубельта, М.М. Сперанского, С.С. Уварова (короткая информация о их деятельности), даты основных мероприятий - реформ.
План урока.
Сообщение темы, целей, задач и формы проведения урока.
Актуализация знаний.
Сообщение новых знаний. Формулирование проблемы.
Главная проблема урока: “Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?”
1. Император Николай I.
2. Строгость политического режима – III Отделение.
3. Укрепление роли госаппарата. Кодификация законов.
4. Теория официальной народности и цензура.
5. Финансовая реформа.
6. Попытка решения крестьянского вопроса.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент.
Вводное слово учителя:
- Тема нашего урока: «Внутренняя политика Николая I» (Презентация)
- На уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: (записи на доске).
1. Император Николай I.
2. Строгость политического режима – III Отделение.
3. Укрепление роли госаппарата. Кодификация законов.
4. Теория официальной народности и цензура.
5. Финансовая реформа.
6. Попытка решения крестьянского вопроса.
7. Подведение итогов урока.
- А в конце урока ответить на вопрос (запись на доске)
- Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
3. Изучение нового материала.
1. Император Николай I
Учитель: Ребята, мы завершили с вами изучать эпоху Александра I. Какое имя даровал народ Александру I? И за что?
Ученики: Благословенный, Победитель. За победу России в Отечественной войне 1812г., за надежды, которые даровал государь в начале царствования…
Учитель: Следующий период, который мы с вами рассмотрим и изучим, это период правления Николая I – 1825-1855гг. (прикрепляю дату к доске у портрета Николая I). Имя императору дано - Палкин. Третий сын в семье, по всем признакам он никогда не мог стать императором.
Учитель: Почему?
Ученики: У императора Павла I было 2 старших сына до Николая …
Учитель: Прежде всего, давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошел на престол?
Ученики: восстание декабристов. Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров.
Учитель: В России на каждого нового царя возлагались большие надежды, давайте посмотрим, что же это был за человек, получивший абсолютную власть в России, какие черты характера были ему присущи,
Опережающее задание – послушаем вашего одноклассника, а затем поработаем с документами:
Николай Павлович Романов
Перед нами человек красивый, сильный, самолюбивый, суровый, предпочитающий точность и порядок во всем. Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от “дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ.
Николай Павлович был человеком, уделом которого должна была стать военная служба, к чему его и готовили. Его воспитатель М.И. Ламздорф оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже допускал телесные наказания. Впоследствии Николай вспоминал о своем воспитании со смешанным чувством, а свое образование считал абсолютно неудовлетворительным. Его наставниками были известные ученые в области философии, литературы и т.п., но преподавание велось так сухо, что он навсегда проникся неприязнью к отвлеченным наукам. Значительно больше его интересовало строительное и инженерное дело, пристрастие к которому он сохранил на всю жизнь. Вы, наверное, слышали, что именно Николай военизировал такие гражданские отрасли народного хозяйства, как лесное, горное, инженерное, речное, и поэтому и поныне железнодорожники, лесники, работники речного флота имеют форму подобную военной. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 г. с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу — в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.
Учитель: на столе перед вами распечатанные документы, которые также дают представление о Николае I. Назовите, пожалуйста черты, присущие императору.
ЛИЧНОСТЬ НИКОЛАЯ I
Документ I
Николай I «был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза».
А.И. Герцен
Документ II
Мнение историка
«Но кто же был этот Цезарь? Это была воплощённая реакция всему, что шевелилось в Европе с конца прошлого века: на лице Николая всякий легко мог прочесть страшные «мани, факел, фарес» для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». Эта колоссальная фигура Николая олицетворяла в себе ту бездну материализма, которая ныне давит духовное развитие России в его царствование. Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде… Не знаю у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая…».
С.М. Соловьёв
Документ III
Мнение историка
Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что всё в ней окрашивалось в один цвет, одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба…».
Н.А. Рожкова
Документ IV
«…Он видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, еще непоколебимый революционными идеями Европы».А.Ф.Тютчева
Документ V
«Не получились же у Николая I реформы прежде всего из-за сильного и все нарастающего эгоистического, звериного сопротивления аппарата высшей бюрократии, дворянства. Умело, мастерски они топили все сколько-нибудь важные антикрепостнические проекты». Н.Я.Эйдельман
Ученики: …
Учитель: Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционным духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели.
Итак, Николай I понимал необходимость преобразований и обещал их. Преобразования начались с реформ государственного управления. В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось.
2. Строгость политического режима – III отделение.
Учитель: По сравнению с периодом царствования Александра I в системе управления при Николае I (работа со схемой на доске):
Расширена функция Собственной Его Императорского Величества канцелярии, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти. В первые годы своего правления Николай стремился сам решать все вопросы, для чего расширил деятельность императорской канцелярии.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Документ I
«Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки. Слепая и лишенная здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом... какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, какая жалкая пошлость!»
А.И. Герцен
Документ II
Россию «можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одною ниткою, — и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни ее, и платье распадется».
Л.В. Дубельт
Документ III
«…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».
Историк А.Е. Пресняков «Апогей самодержавия»
Документ IV
Место и роль чиновничества в николаевской России
«Посмотрим также, какую трату денег производит все это чиновничество для правительства и для народа... Мы не много ошибемся, положив весь расход на чиновничество в сорок миллионов рублей серебром, что составляет около пятой доли всего государственного дохода, который в 1857г., по отчету министра, равнялся 226 678 000р.с. [рублей серебром]…
Утомленная чиновничьим разбоем, Россия жаждет преобразования чиновничества. Без этого нельзя шагу сделать вперед ни в чем. Оставить вещи, как они теперь, - невозможно: народ разорится, правительство разорится, государство разорится».
Н.П. Огарев «Русские вопросы: Ст. четвертая. Преобразование чиновничества»
Документ V
«У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом, могут ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабеж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
Н.И. Греч «Записки моей жизни»
Ученики: При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи.
Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль.
В 1826 г. (прикрепляю дату к доске у портрета А.Х. Бенкендорфа и Л.В. Дубельта) было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах.
(Готовит ученик заранее) Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила - корпус жандармов (голубые мундиры). Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х. Бенкендорф. Позже – Л.В. Дубельт.
Отрывок из поэмы Н.П. Огарёва «Ночь» (посвящена А.И. Герцену и его жене Натали)
… Безгласны люди. От Китая
До стен недвижного Кремля,
Под диким гнётом изнывая,
Томится русская земля.
Живут и мрут среди смиренья
В молчанье вялом поколенья.
Молчит запуганный мужик
Под розгой маленьких владык…
Кругом помещики-глупцы,
Рабы, нахалы, подлецы,
Попы, мундиры голубые,
Воров казённые полки,
Да меры к лучшему тупые,
Да плеть, да ссылки, да штыки;
И чья-то воля будто правит,
И сверху вниз всё давит, давит.
Учитель: а теперь посмотрим документы. Чем можно дополнить информацию о III отделении.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Документ VI
III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии
«(А.Х. Бенкендорф назначен главноуправляющим III отделения собственной Е. В-ва канцелярии, он же был шеф) корпуса жандармов, которому поручен был надзор за порядком в целом государстве. Этот корпус составлен был из нескольких округов; к каждому из них принадлежало несколько губерний. Окружными начальниками назначаемы были генералы, а в губернии определяемы были один штаб и несколько обер-офицеров... трудно было сначала склонить несколько порядочных людей войти в него. Голубой мундир, ото всех других военных своим цветом отличный как бы одеждой доносчиков, производил отвращение даже в тех, кои решались его надевать. Учреждение сего нового рода полиции, кажется, имело двоякую цель. Жандармы обязаны были открывать всякие дурные умыслы против правительства и если где станут проявлять смелые политические, вольнолюбивые идеи, препятствовать их распространению... Потом всякий штаб-офицер сего корпуса должен был… наблюдать за справедливым решением дел в судах, указывать губернаторам на всякие вообще беспорядки, на лахоимство гражданских чинов, на жестокое обращение помещиков и доносить о том своему начальству. Намерение, конечно, казалось наилучшим, но к исполнению его где было сыскать людей добросовестных, беспристрастных, сведущих и прозорливых?.. Если по следствию окажется, что их донесения ложны, что за беда? Они от усердия могли ошибиться и не подлежали никакой за то ответственности. (Бенкендорф подписывал бумаги не читая, и потому иногда слепо и неумышленно губил людей)…»
Ф.Ф. Вигель «Записки»
Презентация – цифра 1, 2, 3.
3. Кодификация законов
Учитель: в январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого Свода законов. Мы уже сталкивались с этой уникальной личностью, напомните, как складывалась его судьба?
Ученики: сын сельского священника, стал канцлером России, оговорен, сослан…
Учитель: итак, оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу невозможно решить без четко составленных законов. Прежде всего, были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. (Как назывался документ?)
Ученики: «Соборное Уложение», созданное ещё при Алексее Михайловиче…
Учитель: Новые законы были опубликованы в 51-м томе «Полного собрания законов Российской империи». Затем началась более сложная работа: все действующие законы были расположены по определенной схеме, были устранены имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией законов.
В 1832 году (прикрепляю дату к доске у портрета М.М. Сперанского) – было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. В состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» 1649 г. до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.
А в 1833 (прикрепляю дату к доске у портрета М.М. Сперанского) – “Свод законов Российской империи”, 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно – систематическом порядке.
Свод законов был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского.
Это Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников, однако каких – либо изменений в существующую политическую систему империи он не внес.
Презентация – цифра 3.
4. Идеология самодержавия - «Теория официальной народности» и цензура.
Учитель: Ещё в 1826г. (прикрепляю дату к доске у портрета С.С. Уварова) был создан цензурный устав, который обязывал следить за политическим направлением и литературными вкусами в печати. Он давал право властям закрывать журналы и газеты. По тяжести давления на прессу назван «чугунным». Были закрыты: в 1831 – «Литературная газета», в 1834 - «Московский телеграф», в 1836 – «Телескоп».
Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации.
Существовало 12 цензурных ведомств. Цензоры запрещали писать об убитых древнеримских императорах. Из книг удалялось слово «демос», чтобы не возникало и мыслей о ненавистной и богопротивной демократии. Не разрешено было употреблять в печати слово «прогресс».
Цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения. В борьбе с передовой идеологией стала широко использоваться «Теория официальной народности», созданная министром просвещения – графом С.С. Уваровым. Цель идеологии – противопоставление дворянской, интеллигентской революционности приверженности народных масс к порядку. Т.е. стремление использовать сохранившуюся веру в царя и целеустремлённо развивать и насаждать царистские иллюзии. 3 понятия: ПРАВОСЛАВИЕ – лучшая в мире религия, помогает держать в повиновении народ, САМОДЕРЖАВИЕ – лучшая в мире форма правления, залог усиления государства, НАРОДНОСТЬ – единство народа и царя, царь – защитник народа, эту веру надо укреплять. Теория активно насаждалась в школе, университетах и церкви, в армии, литературе и публицистике; официальное восхваление существующих порядков, насаждение верноподданнических чувств. Т.о. - крепостное право объявлялось «нормальным и естественным» социальным явлением, одним из важнейших устоев России.
Учитель: в 1827г. появился Циркуляр С.С. Уварова о запрете принимать крепостных в гимназии и университеты, а в 1832г. восстановлен сословный характер образования. Нарушена преемственность программ учебных заведений. В 1835г. появился реакционный университетский устав. Нарушена автономия университетов: отменена выборность профессуры и самостоятельность программ.
Давайте обратимся к раздаточному материалу мнению историка С.М. Соловьёва
ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ В ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I
Документ I
«По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способности, знания, опытность в делах — на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Все делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Все в порядке!». Отсюда все потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось... что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило…»
С.М. Соловьев
Презентация – пункт 4
5. Финансовая реформа.
Учитель: Назначенный Николаем I министр финансов Е.Ф. Канкрин, проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. (прикрепляю дату к доске у портрета Е.Ф. Канкрина). Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублём. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездифицитным. Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.
Презентация – пункт 5
6. Попытка решения крестьянского вопроса.
Учитель: Следующим важным направлением внутренней политики Николая I было решение крестьянского вопроса.
Самостоятельная работа с документом.
- Ознакомимся с документом и ответьте на вопросы
- Как Николай I относился к крепостному праву?
- Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?
- Почему император считал, что отмена крепостного права стало бы “посягательством на общественное спокойствие”?
Учебник – стр.58 ЗАДАНИЕ № 2
Речь Николая I в заседании Государственного совета 30 марта 1842 года
“ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…. – продолжение документа, НО его в учебнике НЕТ!!!
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда.
Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…”
и так, Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян.
Учитель: Улучшение положения каких крестьян было во власти Николая I?
П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. В 1837-1841гг. (прикрепляю дату к доске у портрета П.Д. Киселёва). П.Киселев начал реформу государственных крестьян. (Заранее подготовлен ученик с информацией о Киселёве)…
Учитель: Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне?
Ученик: малоземелье, большая сумма оброка и т.д.
Учитель: Каковы же должны быть цели реформы?
Цели реформы государственных крестьян:
1) Повысить уровень жизни государственных крестьян;
2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;
3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.
Реформа государственной деревни предусматривала:
определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности;
создавалась “общественная запашка”;
в государственных деревнях открывались школы;
открывались медицинские и ветеринарные пункты
запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей,
1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах,
разрешалось освобождение крепостных без земли,
1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги,
1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.
Посмотрим документ № 2 на раздаточном материале – Рез-ты реформы гос-й деревни – Меры, принятые в правление Николая I для смягчения крепостных отношений.
— запрещено отдавать крестьян на заводы;— запрещено ссылать крестьян в Сибирь;
— запрещено продавать крестьян на торгу с раздроблением семей, дарить их и платить ими долги;
— запрещено безземельньим дворянам покупать крестьян без земли;
— помещики могли по взаимному договору отпускать на волю дворовых без земли;
— крестьяне получили право приобретать недвижимую собственность с согласия помещика;
— ограничивались пределы наказания крестьян помещиками.
Эти меры носили поверхностный характер и фактически регулировали отдельные проявления крепостного права.
Учитель: Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения?
Ученики: реформа несколько смягчила остроту крестьянского вопроса, не удалось подать пример помещикам
Учитель: Крепостное право в России продолжало сохраняться
Презентация – пункт 6
5. Подведение итогов
Учитель: Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления?
- Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах?
- Таких изменений ждала мыслящая Россия?
Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия. Положительным итогом является проведенная кодификация законов.
Учитель: А теперь давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике?
Ученики: Создание III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа.
Учитель: Несмотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России?
Ученики: нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия.
Учитель: Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?
Ученики: отвечая на проблемный вопрос мы четко видим консервативный, реакционный характер деятельности императора Николая I. Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.
Рефлексия
– закрепим пройденный материал: открыть книги – дидактические материалы по истории России для 8 класса (издательство «Лицей» стр.19-20.
Учитель: Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании.
После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд.
Презентация – пункт 7
На раздаточном материале «Рез-ты реформ гос-й деревни» - прочтём вслух!
Документ III
Итоги николаевского правления «Отличительная черта его заключается в повсеместном недостатке истины, в недоверии правительства к своим собственным орудиям и пренебрежении ко всему другому. Многочисленность форм составляет у нас сущность административной деятельности и обеспечивает всеобщую официальную ложь. Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется - если не вдруг, то, по крайней мере, постепенно - должный порядок. Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки, то, что есть, от того, что кажется, и редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху блеск, а внизу - гниль».
Из дневника П.А. Валуева
6. Домашнее задание параграф 8, вопросы и задания к параграфу
ФОТООТЧЁТ
Присяжная Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания