«Общение с родителями – это…»Выступление на МО классных руководителей. 09.12.08.
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Все понимают, что в семье закладываются все основы личности человека. Но большая часть родителей нуждается в квалифицированной помощи педагога в воспитании ребенка, советах, как прожить тот или иной возрастной этап, поступить в той или иной ситуации. И, конечно, многие родители убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществлять основной вклад в дело формирования активного члена нашего общества. В связи с этим противоречием создается много трудностей в работе классного руководителя с родителями. И, прежде всего это связано с несовпадением ожиданий.
Чего ожидает классный руководитель от родителей? Давайте сейчас составим список наших ожиданий. (Записываем на доске). Оцените степень осуществления ваших ожиданий по 5-балльной шкале. (Проставляем баллы).
Ожидания родителей от классного руководителя.
- своевременная информация о моем ребенке;
- своевременное решение проблем ребенка совместно с родителями;
- внимание к ребенку и понимание его;
- строгий контроль за поведением и внешним видом;
- больше информации в письменном виде, индивидуальный подход, умение выходить на контакт с родителями в любой ситуации, желание нравиться своим ученикам, сплачивание детей в коллектив, формирование стремлений к знаниям и хорошему поведению, привлечение родителей к школьной жизни.
Ожидания классного руководителя от родителей.
- видимая (заметная) заинтересованность в своих детях;
- активная родительская позиция;
- участие родителей в делах класса (и не только после 10-го звонка и полгода переговоров);
- явка на каждое родительское собрание.
Сравнение показывает, что ожиданий со стороны родителей к классному руководителю гораздо больше. Насколько же оправдываются ожидания?
Воплощение ожиданий родителей от классного руководителя. (5-ти балльная шкала)
- своевременная информация о моем ребенке – 3балла;
- своевременное решение проблем ребенка совместно с родителями – 3балла;
- внимание к ребенку и понимание его - 3-4 балла;
- строгий контроль за поведением и внешним видом – 3 балла;
- остальные ожидания от 1 до 3 баллов.
Воплощение ожиданий классного руководителя от родителей.
- видимая (заметная) заинтересованность в своих детях - 2-3 балла;
- активная родительская позиция – 2 балла;
- участие родителей в делах класса – 2-3 балла;
- явка на каждое родительское собрание – 3 балла.
Уровень воплощения ожиданий родителей несколько выше, чем у классного руководителя. Но самое существенное, что ни родители, ни классный руководитель не получают желаемое в полном объеме. Может быть, этим и объясняются трудности в налаживании совместной работы учителя и родителей?
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
(Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2005, стр. 95)
Цель: Помочь классным руководителям осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить. Упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе не задают друг другу никаких вопросов, но если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами, содержанием своей работы, он может высказаться в конце упражнения.
На листе формата А4 нужно изобразить себя и родителей своих учеников в виде правильных и неправильных геометрических фигур. После окончания психолог задает вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.
Вопросы могут звучать приблизительно так:
- Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных, почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»?
- На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
- и т.д.
- Если бы нужно было нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
- На какие размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы хотели еще изобразить на рисунке?
-Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
-Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношения с родителями?
Далее проводится обсуждение результатов. Нужно совместно сформулировать несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить. Все желающие могут высказаться.