182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ /  
11 декабря 2009

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 класса

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

3 КЛАСС

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, т.е. развивает познавательную рефлексию.

Возможно существенное снижение творческих способностей, стремление фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него синонимично тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться. Если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому незачем стараться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить её эффективность.

Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит её наглядное отображение.

Продолжает активно развиваться воля ребенка Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Развиваются произвольное внимание и память. Но концентрация может снижаться к концу дня. Недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе.

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишняя опека сильно угнетает.

Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

СИТУАЦИЯ: Ребенок приходит домой и жалуется на своих одноклассников, например, кто-то не хочет с ним дружить, или обзывался, толкался и т.д.

Ошибочная реакция родителей: часто родители, расспросив ребенка о подробностях события, почему это происходит и в чем это выражается, наполняются сами гневом и обидой. Они представляют себя на месте своего ребенка и начинают испытывать чувства, которые были бы у них в этой ситуации, заражаются негативом. Т.е. проживают ситуацию вместо ребенка (а не вместе с ребенком). И конечно, советы, которые они могут дать ребенку тоже детские (ты с ним тоже не дружи, ударь в ответ, «забери свои игрушки и не писай в мой горшок» и т.д.). Взрослый скатывается в позицию ребенка и начинает отыгрывать свои прошлые детские нерешенные задачи. Это не помогает его ребенку установить дружеские отношения с одноклассниками и научиться самостоятельно и позитивно решать встающие перед ним вопросы, преодолевать трудности. Еще хуже, если родители детей начинают разборки между собой.

Лучше спросить ребенка, какие чувства он испытывает в данной ситуации. А они могут быть различными. Например, зависть, что у его одноклассника есть то, чего нет у него, и поэтому возникает ссора. Это может быть и огорчение, и злость, и раздражение («он всегда первый лезет, а потом плачет»). Любое негативное чувство «прячет» за собой какую-то нереализованную потребность.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Постарайтесь понять, какая потребность не удовлетворяется в данном случае у вашего ребенка, и постарайтесь найти пути её удовлетворения. Если это потребность в успехе, чтобы быть в чем-то лучше всех, чтобы его выделили и похвалили при всем классе, подумайте, что можно сделать для обеспечения успеха (обычно в классе проводится много дел, где можно себя показать). Тогда может и дружить с ним захотят больше сверстников.

Если это потребность в любви и понимании, то удовлетворить её можете прежде всего именно Вы. Тогда у ребенка станет больше уверенности в себе, и он будет адекватнее реагировать на события в отношениях со сверстниками.

Если это потребность в общении с ребятами, то подскажите эффективные способы общения, понимания других, сочувствия, оказания помощи и поддержки друзьям.

Если ребенку кажется, что он хуже всех потому что у него нет определенных вещей, что он не был за границей и т.д., объясните, что все это достижения не его одноклассника, а его родителей, переключите его внимание на какие-то положительные моменты, которые стоит ценить в вашей семье. Внушите гордость за свою семью. Поговорите о жизненных ценностях.

В любом случае, если вам удастся поговорить с ребенком так, чтобы он словами назвал свои чувства, это уже ослабит его эмоциональную напряженность и даст возможность думать о следующих шагах.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.