ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ3 КЛАСС
В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, т.е. развивает познавательную рефлексию.
Возможно существенное снижение творческих способностей, стремление фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него синонимично тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться. Если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому незачем стараться».
У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить её эффективность.
Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит её наглядное отображение.
Продолжает активно развиваться воля ребенка Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Развиваются произвольное внимание и память. Но концентрация может снижаться к концу дня. Недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе.
Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.
У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишняя опека сильно угнетает.
Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
СИТУАЦИЯ: Ребенок приходит домой и жалуется на своих одноклассников, например, кто-то не хочет с ним дружить, или обзывался, толкался и т.д.
Ошибочная реакция родителей: часто родители, расспросив ребенка о подробностях события, почему это происходит и в чем это выражается, наполняются сами гневом и обидой. Они представляют себя на месте своего ребенка и начинают испытывать чувства, которые были бы у них в этой ситуации, заражаются негативом. Т.е. проживают ситуацию вместо ребенка (а не вместе с ребенком). И конечно, советы, которые они могут дать ребенку тоже детские (ты с ним тоже не дружи, ударь в ответ, «забери свои игрушки и не писай в мой горшок» и т.д.). Взрослый скатывается в позицию ребенка и начинает отыгрывать свои прошлые детские нерешенные задачи. Это не помогает его ребенку установить дружеские отношения с одноклассниками и научиться самостоятельно и позитивно решать встающие перед ним вопросы, преодолевать трудности. Еще хуже, если родители детей начинают разборки между собой.
Лучше спросить ребенка, какие чувства он испытывает в данной ситуации. А они могут быть различными. Например, зависть, что у его одноклассника есть то, чего нет у него, и поэтому возникает ссора. Это может быть и огорчение, и злость, и раздражение («он всегда первый лезет, а потом плачет»). Любое негативное чувство «прячет» за собой какую-то нереализованную потребность.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Постарайтесь понять, какая потребность не удовлетворяется в данном случае у вашего ребенка, и постарайтесь найти пути её удовлетворения. Если это потребность в успехе, чтобы быть в чем-то лучше всех, чтобы его выделили и похвалили при всем классе, подумайте, что можно сделать для обеспечения успеха (обычно в классе проводится много дел, где можно себя показать). Тогда может и дружить с ним захотят больше сверстников.
Если это потребность в любви и понимании, то удовлетворить её можете прежде всего именно Вы. Тогда у ребенка станет больше уверенности в себе, и он будет адекватнее реагировать на события в отношениях со сверстниками.
Если это потребность в общении с ребятами, то подскажите эффективные способы общения, понимания других, сочувствия, оказания помощи и поддержки друзьям.
Если ребенку кажется, что он хуже всех потому что у него нет определенных вещей, что он не был за границей и т.д., объясните, что все это достижения не его одноклассника, а его родителей, переключите его внимание на какие-то положительные моменты, которые стоит ценить в вашей семье. Внушите гордость за свою семью. Поговорите о жизненных ценностях.
В любом случае, если вам удастся поговорить с ребенком так, чтобы он словами назвал свои чувства, это уже ослабит его эмоциональную напряженность и даст возможность думать о следующих шагах.