Воспитательная работа школы-интерната осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на 2014 – 2015 учебный год. Все мероприятия являлись звеньями цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Работа была направлена на достижение воспитательных целей и выполнение заявленных задач.Основной целью воспитательной работы было создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, личностных, творческих качеств учащихся, их социальной адаптации и интеграции в обществе на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, организации коллективной внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы «Успех».
Воспитательные задачи на 2014 – 2015 учебный год были следующие:
Совершенствование воспитательной системы школы в работе по активизации совместной деятельности воспитателей, классных руководителей, учителей-предметников по раскрытию и формированию творческих способностей воспитанников.
Обновление и дальнейшее развитие системы ученического самоуправления, формирование у школьников чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
Сплочение классных коллективов через повышение мотивации воспитанников к совместному участию в спортивных мероприятиях, экскурсиях, различных программах, проектной деятельности.
Дальнейшее развитие и совершенствование в школе-интернате системы дополнительного образования.
Координация и изучение эффективности деятельности воспитательной системы школы и классных воспитательных систем.
Все задачи решались благодаря реализации целевых программ:
- Программы по ЗОЖ «Здоровье» на 2013 – 2016 г.г.
- Программы по профориентации «Мой выбор» на 2013 – 2015 г.г.
- Программы организации деятельности воспитанников по профилактике асоциального поведения «Подросток» и Плана совета профилактики.
- Плана по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
- Программы воспитательной работы с семьёй «Семья и школа» на 2013 – 2018 г.г.
- Программы «Профилактика употребления ПАВ на 2014 – 2017 г.г.».
- Проекту, посвященному 70-летию Великой Победы - «Салют, Победа!».
- Плану воспитательной работы школы на 2014-2015 учебный год.
Приоритетными направлениями воспитательной работы на 2014 – 2015 учебный год были следующие:
- интеллектуальное развитие личности воспитанника;
- формирование здорового образа жизни;
- гражданско – патриотическое воспитание;
- художественно – эстетическое;
- трудовое и экологическое воспитание;
- работа с семьёй.
Вся внеурочная деятельность обучающихся и педагогов школы была организована таким образом, что коллективные творческие дела были распределены по четвертям и выражали одно из приоритетных направлений воспитательной системы:
1 четверть – спортивный праздник «День здоровья»;
2 четверть – правовая декада «Право и мы»;
3 четверть – Театральный фестиваль, посвящённый 70-летию Великой Победы;
4 четверть – Фестиваль военной песни «Нас песня к Победе вела», приуроченный к празднику 9 МАЯ.
Общее ключевое дело позволяло создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, оказать действенную помощь воспитателям. Избежать стихийности позволяла выработанная на 2014 – 2015 учебный год циклограмма воспитательных дел по месяцам с девизами:
Сентябрь: девиз месяца - «Внимание – дети!» - модуль: Класс, коллектив, общество.
Октябрь: девиз месяца – «Без учителя нет ни учёного, ни строителя!» - модуль: Знания, учение, любознательность.
Ноябрь: девиз месяца – «Я ученик, человек, гражданин!» - модуль: Права, обязанности, дисциплина.
Декабрь: девиз месяца - «Новый год у ворот!» - модуль: Праздники, традиции, обычаи.
Январь: девиз месяца - « Я – великолучанин!» - модуль: Город, Родина, мир.
Февраль: девиз месяца - «Быстрее, выше, сильнее» - модуль: Спорт, здоровье, красота.
Март: девиз месяца - «Читаем вместе» - модуль: Книга, слово, мудрость.
Апрель: девиз месяца - «Живи родник!» - модуль: Природа, Земля, Вселенная.
Май: девиз месяца - «Этих дней не смолкнет слава» - Победа, слава, память.
Воспитательный процесс школы-интерната обеспечивали 27 воспитателей, которые имеют достаточный профессиональный потенциал и квалификационный ресурс для работы в современных условиях. Следует отметить, что все они стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные задачи, смоделировав воспитательные системы классов:
0 класс – «Ромашка»;
1 класс – «Росток»;
2 «А» класс – «Учимся дружить»;
2 «Б» класс – «Растить человека»;
3 класс – «Радуга»;
4 класс – «Радуга дружбы»;
5 «А» класс- «Успех»;
5 «Б» класс – «Лестница успеха»;
6 класс – «Подросток»;
7 «А» класс - «ЗОЖ»;
7 «Б» класс – «ЭОЖ»;
8 класс – «Берег»;
9 «А» класс – «Школа юных тьюторов»;
9 «Б» класс - «Эко Дом»;
10 – 11 классы – «Моя высота».
Как видим, в выборе классных воспитательных систем прослеживаются ростки общешкольной воспитательной системы, направленные на достижение успеха, усвоение принципов морали, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, экологического и трудового воспитания школьников.
Успешной работе воспитателей способствовали заседания методического объединения воспитателей, которые проводились по плану МО в рамках школьной методической темы: «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию как средство развития школы и творческого саморазвития воспитанников школы-интерната». На заседаниях МО обсуждались актуальные вопросы, вырабатывались совместные пути решения различных проблем: «Духовно – нравственное воспитание в школе-интернате», «Использование педагогических технологий в воспитательном процессе», «Воспитание ребёнка как содействие развитию его индивидуальности», «Педагогическая поддержка воспитанника в решении личностно значимой для него проблемы».
Все воспитатели принимали активное участие в работе МО, совместно обсуждались приёмы и методы организации воспитательной деятельности, предлагалась тематика классных часов и новых форм проведения родительских собраний, разрабатывались правила построения межличностных отношений. На каждом заседании руководитель МО Щелкунова Т.С. проводила с воспитателями психологические тренинги, обсуждались педагогические ситуации и мини-фильмы воспитательного характера. Всем воспитателям оказывалась методическая помощь, предлагались курсы повышения их профессионального мастерства.
Традицией стали выступления и доклады на МО воспитателей, прошедших курсы повышения квалификации при ПОИПКРО г. Пскова и в других образовательных учреждениях области, которые делились со своими коллегами новыми идеями и полученной информацией / Прокофьева Т.А., Хотулёва Ю.С., Тупикова В.И., Дегелева Е.И./.
Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии, походы. По плану МО проводились открытые воспитательные мероприятия.
В целом работу МО воспитателей в 2014-2015 учебном году можно признать удовлетворительной, считать цель частично достигнутой.
Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность воспитателей была направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив школы. Обучающиеся активно включались в жизнедеятельность своего класса, в общешкольные мероприятия, принимали участие в городских, областных и Всероссийских соревнованиях. Анкетирование школьников показало, что наиболее значимы для ребят следующие КТД: День знаний, День здоровья, День дублёра, осенняя ярмарка, новогодние праздники, масленица, «А ну-ка девушки!», «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», «Весёлые старты», «Рыцарские турниры», тематические дискотеки и экскурсионные поездки, на которые они надеются и в новом учебном году.
Контроль воспитательной деятельности осуществлялся через посещение уроков, классных часов, родительских собраний, изучения классной документации, а также через проверку и анализ самоподготовки.
Самоподготовка начиналась всегда вовремя и при восстановлении необходимого уровня работоспособности воспитанников. Соблюдался регламент выполнения домашних заданий. Воспитатели уделяли особое внимание слабоуспевающим школьникам.
Время между самоподготовкой и вечерней прогулкой использовалось для различных видов деятельности эмоционального характера: совместное чтение художественных произведений, ролевые игры, оформление праздничных открыток и рисунков, репетиции ролей и праздников.
По окончании 2014 – 2015 учебного года на общешкольном собрании «За честь школы» были проведены итоги года, и каждый класс получил номинацию:
1 класс – « Успешный дебют»;
2 «А» класс – «Чистюли»;
2 «Б» класс – «Упорство и трудолюбие»;
3 класс – «Дух творчества и трудолюбия»;
4 класс – «Пытливые умы»;
5 «А» класс – «Преодоление трудностей»;
5 «Б» класс – «Спортивные резервы»;
6 класс – «Вдохновение и талант»;
7 «А» класс – «Дружный коллектив»;
7 «Б» класс – «Спортивные резервы»;
8 класс – «Скрытые резервы»;
9 «А» класс – «Преодоление трудностей»;
9 «Б» класс – «Упорство и трудолюбие»;
10 - 11 класс – «Надежда и опора».
Спорт и здоровье
Одной из основных задач школы-интерната в направлении «Спорт и здоровье» было совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Чтобы помочь воспитанникам сохранять и укреплять своё здоровье, создавались условия для занятий физической культурой и спортом. Каждому участнику образовательного процесса был обеспечен здоровый творческий досуг: занятия в спортивных кружках и секциях, участие в спортивных состязаниях, социально значимых общественных работах, школьных праздниках и дискотеках. Проводилась действенная профилактика наркотизации и других вредных привычек.
Для укрепления активной жизненной позиции воспитанников была разработана программа «Здоровье», задачи которой выражаются в:
разработке и внедрении в воспитательный процесс новых здоровьесберегающих технологий;
формировании у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения;
осуществлении информационно-просветительской деятельности, направленной на формирование навыков ЗОЖ.
Для совершенствования умений и навыков, закрепления необходимых знаний о видах спорта, о здоровом образе жизни предлагались различные формы и методы организации спортивно-массовой работы, где воспитанники могли проявлять себя и получать всестороннее физическое развитие.
В целях активизации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в 2014-2015 учебном году работали следующие спортивные секции: по мини-футболу, по волейболу, по велоспорту, кружок «Атлант» и «Допризывник», туристический кружок.
Главной целью этих кружков и секций являлось массовое вовлечение школьников в свободное от уроков время в занятия физкультурой и спортом, отвлечение их от бесцельного времяпрепровождения, найти себя в том или ином виде спорта. Эта задача решалась в сочетании с работой не только учителей физкультуры и ОБЖ, но и всего педагогического коллектива и тренеров спортивных школ города.
В школе-интернате накоплен интересный опыт проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися – это День здоровья, который является традиционной формой отдыха и пропаганды здорового образа жизни. Традиционными стали «Весёлые старты», день прыгуна, соревнования по русской лапте и волейболу, турниры по мини-футболу и настольному теннису, по армрестлингу и шахматам. Эта смена видов деятельности позволяла ребятам сменить обстановку, вызывать у воспитанников положительные эмоции, способствовала снижению усталости, улучшала их работоспособность. После напряжённого учебного процесса воспитанники с удовольствием бежали в спортивный зал на соревнования или на занятия в велосекции.
Занятия спортом послужили многим воспитанникам укрепить своё здоровье, дисциплинировали некоторых трудных ребят, заложили основу здорового образа жизни и воспитания других жизненно необходимых качеств. Многие школьники, показаали хорошие результаты в спорте: Макарова Марина, Уткина Светлана – 5 «Б» кл, Ефимов Евгений, Князев Александр, Ткачёв Илья – 7 «Б» кл., Дворецкий Александр, Иванов Михаил, Третьяков Никита - 9«А» кл., Жоглик Ирина – 10 к., Пантелеева Екатерина – 11 кл. и др.
Преподаватели физической культуры за 2014 – 2015 учебный год выполнили все пункты общешкольного плана по физкультурно-оздоровительной работе и принесли школе много наград городского и областного уровня.
Участие воспитанников в спортивных соревнованиях города:
общегородской осенний и весенний кросс;
Губернские соревнования;
спортивное ориентирование «Великолукский подснежник»;
спартакиада молодёжи допризывного возраста;
открытый чемпионат по пулевой стрельбе;
троеборье в честь профессора Р.М.Городничева (Пушкинские Горы);
волейбол;
велоспорт;
лёгкая атлетика;
спортивный туризм;
мини-футбол и др.
Пропаганда физкультуры и ЗОЖ в школе-интернате имеет и другие формы работы:
тематические классные часы под девизом: «В здоровом теле – здоровый дух»;
беседы медицинских работников школы с воспитанниками о гигиене и здоровом
образе жизни: «Здоровье – это здорово!» для 5-6 классов, «Здоровье – это стиль жизни»
/ для 7 – 11 кл./;
презентации: «Олимпийцы среди нас» /9 «А» и 9«Б» кл./, «О спорт, ты жизнь!»/ 10 – 11кл./
беседы о здоровом образе жизни на родительских собраниях;
подвижные игры на свежем воздухе;
конкурсы рисунков под девизом: «Я выбираю здоровье!»;
тематические дискотеки: «Здоровое поколение»;
круглый стол «Здравушка»;
флешмобы: «Движение – это жизнь», «Марш парков» и др.
Воспитатели, взяв за основу своей деятельности перспективную школьную программу «Здоровье», формировали у школьников ориентацию на здоровый образ жизни, на улучшение физического и нравственного воспитания. В классах были проведены тематические классные часы и беседы: «Мы выбираем жизнь» - 10-11 кл., «Берегите здоровье» - 5 «А», 5 «Б» кл., «Будь здоров» - 4 кл., «Искусство быть здоровым» - 6 кл., «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» - 7 «А» -7 «Б» кл., «Забочусь о своем здоровье» - 9 «Б» кл., «ВИЧ и нравственность» - 9 «А» кл., «Ответственное поведение – ресурс здоровья» - 8 кл., «Основы рационального питания» - 3 кл., «Олимпийцы среди нас» - 5 «Б» кл.; участие в акциях: - «Скажи здоровью – ДА!» - 7 «А» кл., «Мы выбираем здоровье!» - 8 кл., «Жизнь без наркотиков» - 9 – 11 кл. Организованы конкурсы рисунков и плакатов: «Планета безоблачного детства» - 1-6 кл., «Твоё здоровье в твоих руках» - 6-9 кл. «Здоровый образ жизни – залог долголетия» - 10-11 кл., проведены родительские собрания «Здоровый образ семьи – залог физического и психического здоровья ребёнка» - 2 «Б» кл., «режим дня младшего школьника» - 3 кл., «Компьютер: «за» и «против»!» - 6 кл., «Что делает человека здоровым и счастливым?» - 9 «А» кл.
При подготовке и проведении воспитательных мероприятий широко использовались информационно- коммуникативные технологии, шоу-технологии и ресурсы сети Интернет.
Огромная работа по пропаганде здорового образа жизни проводилась не только воспитателями, но и медицинскими работниками, педагогом-психологом, социальными педагогами, так как большое количество мероприятий имело профилактическую направленность: профилактика вредных привычек, наркомании, других зависимостей; профилактика правонарушений; профилактика ВИЧ-инфекции. Для решения вопросов здоровья и безопасности детей привлекались сотрудники медицинских учреждений города: детской городской поликлиники, наркологического диспансера, ЦМП.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе не ограничивалась работой спортивных секций и проведением оздоровительных мероприятий. Уделялось также внимание организации правильного питания школьников и систематической работе по охране труда и технике безопасности. Проводился также контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и их соблюдения: проветривание и уборка классных кабинетов, закреплённых помещений, спальных комнат.
Лучшими спальнями в 2014-2015 учебном году стали:
26 сп. - 2 «А» кл. (восп. Виснап Г.А., Соловьёва С.В.),
35 сп. – 6 кл. (восп. Тупикова В.И., Хотулёва Ю.С.) – корпус девочек;
7 сп. – 4 кл. (восп. Михайлова Е.Н.), 12 сп. – 7 «Б» кл. (восп. Прокофьева Т.А.) – корпус мальчиков.
Традиционные мероприятия по организации здоровьесбережения в школе-интернате:
«Школьная спартакиада».
День здоровья на озере Горелое, ст. Опухлики Невельского района.
Атлетическое многоборье.
Участие в «Кроссе наций».
Акция «Быть здоровым - здорово!»
Спортивные эстафеты в начальной школе.
Конкурс рисунков и плакатов: «Нет наркотикам!»
Социальная акция «Красная ленточка» (1 декабря - день памяти жертв СПИДа).
Акция: «Жизнь и без сигареты хороша!»
Конкурс стенгазет и плакатов «Здоровье – это здорово!».
Классные часы: «Пропаганда ЗОЖ».
Профилактика ДДТТ.
Организация игр, прогулок, экскурсий.
Летние оздоровительные мероприятия в о/лагерях «Чайка», «Звёздный», «Космос».
Гражданско –патриотическое воспитание
Приоритетным направлением воспитательной работы в школе-интернате является также патриотическое воспитание. Работа по патриотическому воспитанию школьников в 20-14-2015 учебном году велась по краткосрочному (на год) проекту «Салют, Победа!», посвящённому 70-летию Великой Победы. Целью данного проекта было воспитание гражданских качеств личности воспитанника: патриотизма, чувства долга, уважения и интереса к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, к людям старшего поколения.
Центром патриотического воспитания на это время стал музей 46 Гвардейской стрелковой дивизии и школьная библиотека. Школьный музей посетили все воспитанники с 0 по 11 класс. Для них членами совета музея были организованы экскурсии:
«Вошедший в бессмертие» (об А.Матросове);
«Маршалы Победы» (К. Рокоссовкий);
«Восставший из пепла» (о героических страницах обороны и освобожденя г. Великие Луки);
«Письма с фронта» и др.
Многие классы побывали в музее школы № 5, в городском краеведческом музее. Заведующая центром патриотических инициатив краеведческого музея г. Великие Луки Кондратович Е.П. провела в канун Дня Победы презентацию для воспитанников 1 – 5 классов «Великие Луки – малый Сталинград». Все школьники принимали участие в конкурсах стихотворений, рисунков, плакатов, в викторинах и концертах, посвящённых памятной дате.
На базе школьной библиотеки были организованы выставки военно-исторической литературы по основным событиям Великой Отечественной войны; выставки, посвященные пионерам-героям, воинам – интернационалистам и участникам локальных войн. Были организованы беседы и презентации, посвящённые 70-летию Великой Победы: «Великие Луки – Город воинской славы», «Дети войны», «Именами героев названы улицы города», «Имена полководцев в истории нашего города – маршал К.Рокоссовский», «Знамя Победы – святыня России», «Повторивший подвиг Сусанина» и др.
Вся работа была сосредоточена на массовое участие школьников в мероприятиях, проводимых в школе, городе, области, стране:
- открытые классные часы: «Что значит быть гражданином», «Главные сражения Великой Отечественной войны», «России доблестной сыны»;
- акции: «Солдатский платок», «Обелиск у дороги», «Сирень Победы», «Бессмертный полк», «Подарок ветерану», «Военно-полевая почта»;
Воспитанию гражданской ответственности, готовности служить Отечеству способствовали смотры строя и песни, в которых в этом учебном году приняли участие все воспитанники школы:
1 место – 2 «Б» класс (восп. Михайлова Т.Н., Сторожева В.В.);
2 место – 4 класс (восп. Михайлова Е.Н., Коньков В.И.);
3 место – 6 класс (восп. Тупикова В.И., Хотулёва Ю.С.).
В январе-феврале проводился Месячник по военно-патриотическому воспитанию: это Уроки мужества, заочные экскурсии-путешествия по местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны, тематические уроки по истории, литературе, конкурсы стихов о войне, спортивно-игровой праздник «А ну-ка, парни», участие школьников в городской юнармейской игре «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки» в рамках гражданско-патриотического проекта «Связь поколений», посвящённого 70-летию Победы, 72-ой годовщине освобождения г. Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков и 91-ой годовщине со дня рождения Героя Советского Союза Александра Матросова.
Традицией для школьников является участие в митинге и возложении цветов на Мемориальном Братском захоронении ( 8 кл. восп. Щелкунова Т.С.).
Ежегодно 9 Мая при участии воспитанников школы-интерната проводится митинг на ст. Чернозём, возлагаются Гирлянды славы и венки к стелам и памятному знаку на Птахинской высоте (рук. Дубинец П.Н., Дубинец О.В.).
Воспитанники приняли активное участие в акции «Открытка ветерану» (проявили творчество и фантазию в изготовлении поздравительных открыток), а также в творческой выставке, посвящённой Дню Победы, которая демонстрировалась в холле школы.
Вся работа по патриотическому воспитанию пополнила знания обучающихся об истории Отечества, страницах Великой Отечественной войны. Многие из ребят узнали имена полководцев, героев-солдат и своих сверстников, которые встали на защиту родной земли, названия городов-героев и Городов воинской славы, места исторических сражений лагерей смерти. Надеемся, что значимость роли простого человека в героических событиях нашей страны будет способствовать уважительному отношению школьников к людям старшего поколения.
В декабре в школе традиционно проводится Правовая декада, которая также способствует воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся. Проводились встречи-беседы «Твои права и обязанности» с заместителем прокурора г. Великие Луки Ивановой Н.В., инспекторами ОПДН Сухоруковой О.И. и Андреевой Л.А., которые ответили на вопросы, интересующие школьников. Для 8 – 10 кл. была организована деловая игра «Право и достоинство». В 9 «Б» кл. – прошёл открытый классный час «Человек. Личность. Гражданин». 8-классники провели устный журнал – «Мы выбираем жизнь!»
Проект по патриотическому воспитанию «Салют, Победа!» значительно активизировал целенаправленное пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, способствовал формированию патриотизма и активной гражданской позиции, сплочению классных коллективов, помог во многих классах выявить лидерские качества ребят, напомнил детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК», «ПОБЕДА». Ведь задача школы - не только давать детям знания, но и воспитывать в них глубокое убеждение в том, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество и стать подлинными его патриотами.
Школьники принимали участие в творческих конкурсах: «Письмо ветерану», «Военно-полевая почта», в конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто», фестивале военной песни - «Нас песня к Победе вела».
В театральном фестивале, посвящённом 70-летию Победы места распределились следующим образом:
1 место среди школьников младшего звена занял 2 «Б» кл. (восп. Михайлова Т.Н., Сторожева В.В.);
1 место среди воспитанников среднего и старшего звена - 6 кл.( восп. Хотулёва Ю.С., Тупикова В.И.).
Все спектакли представляли военную тематику и были посвящены юбилею Великой Победы. Воспитанники 8 класса под руководством Барановой И.А. и Щелкуновой Т.С. показали свою постановку «А зори здесь тихие», помимо школы, в реабилитационном центре и детском приюте, получив за это признание публики.
Воспитание школьников в духе боевых традиций, уважения подвигов героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, желание развивать физические навыки и волевые качества, быть готовым к защите Родины, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта. Так на фестивале допризывной молодёжи в г. Великие Луки наши воспитанники заняли в личном зачёте призовые места: Иванов Михаил – 2 место, Дворецкий Александр – 3 место среди команд образовательных учреждений города. Неоднократным победителем по пулевой стрельбе становилась Жоглик Ирина.
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.
За последние годы определилась циклограмма школьных мероприятий:
«День знаний»
«Посвящение в первоклассники»
«Прощание с букварем»
День здоровья
День учителя
День Матери
Осенняя ярмарка
Новогодние ёлки
Вечер встречи выпускников
День защитников Отечества
Масленица
Театральный фестиваль
День Победы.
А завершают учебный год
Последний звонок и
Выпускной бал.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, планом патриотической работы музея 46-ой Гвардейской Стрелковой дивизии, планом школьной библиотеки, планами воспитателей, с опорой на ведущие ценности, разнообразие форм и приемов работы.
Дополнительное образование школы-интерната
С целью создания благоприятной среды для реализации творческого потенциала воспитанников, усиления мотивации учебной деятельности, развития стремления к постоянному совершенствованию, в соответствии с интересами воспитанников и запросами родителей, возможностями педагогического коллектива и материальной базы школы, в соответствии с задачами воспитательной системы «УСПЕХ» в 2014 – 2015 учебном году была организована работа кружков и секций по следующим видам деятельности:
спортивно-оздоровительный - секция по волейболу, мини-футболу, велоспорту, кружок «Допризывник», «Атлант», шахматный;
туристско-краеведческий – кружок по туризму,
социально-педагогический - кружок «Юные инспекторы движения»;
научно-технический – кружок ИКТ;
художественно-эстетический – танцевальный кружок «Конфетти», вокальная студия «Гранд», изостудия «Волшебная кисть».
Занятия проводились согласно графику. У руководителей кружков и секций на 2014 – 2015 учебный год разработаны программы. В журналах отмечались посещения занятий школьниками. Все преподаватели стремились к тому, чтобы их работа имела выход:
спортивные кружки и секции – на участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
танцевальный и вокальная студия – на участие в школьных концертах, детских праздниках, родительских собраниях, городских конкурсах «Великолукская веснянка»;
кружок изобразительного искусства – на участие в конкурсах рисунков, посвящённых 70-летию Победы, 850-летию освобождения г. Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков (2, 3 место), в школьных конкурсах рисунков и плакатов, в изготовлении подарков для ветеранов, шефов и спонсоров;
туристический кружок – на участие в городских и областных соревнованиях среди общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов (призовые места);
«Я и пожарная безопасность» - для подготовки 4-классников к областному конкурсу по пожарной безопасности;
«Атлант» и «Допризывник» - для участия в городских соревнованиях допризывной молодёжи;
Кружок по мини-футболу – для участия в городских, областных и всероссийских соревнованиях среди детских домов и школ-интернатов (победа в городских и областных соревнованиях).
Главной задачей дополнительного образования является выявление талантливых воспитанников, улучшение их спортивных достижений, обучение школьников жить и общаться в коллективе единомышленников.
Особой популярностью среди обучающихся пользовались спортивные кружки и секции: велосекция, секция по волейболу, мини-футболу, «Допризывник», танцевальный кружок и вокальная студия.
Охват воспитанников кружковой деятельностью большой. Посещаемость кружковых занятий была удовлетворительной. Некоторые школьники посещали по 2-3 кружка. Пропуски по неуважительной причине, особенно по воспитанникам группы риска, находили отклик у воспитателей. Принимались срочные меры.
Анализ дополнительного образования в школе-интернате показывает, что посещение кружков и секций имеет положительную динамику и стимулирует развитие личности воспитанников. При совместных усилиях воспитателей, администрации, социальных педагогов и руководителей спортивных кружков и секций старались наладить дисциплину воспитанников группы риска. Качественная составляющая современного воспитательного процесса дополнительного образования – это сотрудничество или сотворчество педагога и обучающегося. В школе-интернате рассматривается две функции дополнительного образования:
1. Помощь детям в организации свободного времени, раскрытии и развитии их творческих способностей.
2. Профориентация и развитие навыков самообразования и самореализации.
При условии взаимодействия базового и дополнительного образования решается целый ряд проблем. Так, например, на уроках индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в кружках - со стороны самого обучающегося: «Иду заниматься в тот кружок, который мне интересен». В отличие от уроков, в кружках процесс обучения носит чаще неформальный характер, поэтому он легче усваивается. В ситуации неформального общения детей и педагогов возрастают личностные качества самого педагога. А при достижении воспитанником определённых результатов или успехов повышается и самооценка школьника.
Детское самоуправление
Самоуправление в школе-интернате играет важную роль в организации жизни детского коллектива. Замечательные возможности для подготовки школьников к самоуправлению представляют коллективные творческие дела, а объектом самоуправления обучающихся является жизнь ученического коллектива.
Высшим органом школьного коллектива является Совет старшеклассников «Ядро».
Деятельность членов Совета реализуется под девизом: «Я действую, решаю, отвечаю!».
Каждый четверг проходили заседания Совета старшеклассников, где проводилась учеба ребят, ответственных за учебный, спортивный сектор, охрану здоровья, культурно-массовую работу, трудовую деятельность, профориентацию и патриотическую работу.
Участие Совета старшеклассников в школьных мероприятиях:
Совет старшеклассников на протяжении учебного года старался сделать жизнь в школе разнообразной и интересной. Каждый центр участвовал в подготовке КТД по своему направлению так, чтобы творческой деятельностью были охвачены все школьники.
Член школьного Совета Гнутов Артём проводил ежедневно физзарядку, Ермолович Антонина и Ходунова Надежда приняли эстафету от Гнутовой Анны и Ефимовой Светланы – возглавляли санитарную комиссию, Карпенко Виктория и Тимошенко Виктория были ответственными за учебные дела: проверяли дневники воспитанников, классные уголки, сохранность школьных учебников.
Лучшими по сохранности учебников Совет определил: 2 «А» кл., 4 кл., 6 «Б» кл., 7 «А» кл., 9 «Б» кл., 10 и 11 классы, обучающиеся которых содержали учебники в удовлетворительном состоянии /наличие обложек, чистые страницы, нет надписей и пр/.
Совет старшеклассников решал вопросы дисциплины и поведения школьников на уроках, переменах и после отбоя. Проводились доверительные беседы – принимались меры в отношении поведения, пропусков занятий без уважительных причин, нарушения дисциплины некоторыми воспитанниками.
Проводились рейды по выполнению единых требований к внешнему виду школьников - «Твой внешний вид». Лучшими в школе являются – 1 кл., 2 «А», 2 «Б» кл., 3 кл., 4 кл., 5 «Б» кл., 10 кл.
При смотре классных уголков (в 1 и 4 четверти) определились лучшие классы:
4 кл. («Радуга дружбы»), 6 кл. («Подросток»), 8 кл. («Берег»), 9 «Б» кл. («Эко Дом»).
Раз в четверть проверялась уборка территории. Итоги и награждение лучших классов оглашались на линейке, вручались сладкие призы. Процесс детского самоуправления находится в состоянии непрерывного развития, так как является неотъемлемой частью школьной воспитательной системы, которая не стоит на месте.
Личные достижения членов совета старшеклассников рассматриваются как их личностный рост, развитие, реализация творческого потенциала, как «добро для себя»: Гнутова Анна., Ефимова Светлана., Копчикова атальяН., Егорова Елена., Карпенко Виктория., Ходунова Надежда., Третьяков Никита., Иванов Михаил., Гнутов Артём., Максимов Павел. Школьники принимали участие в конкурсах, соревнованиях, общешкольных делах согласно календарю школьных мероприятий и в содружестве с учителями-предметниками, которые привлекали ребят к организации мероприятий с младшими школьниками: в спортивных соревнованиях, в организации классных дел, в проведении подвижных игр, викторин, физзарядки у младших школьников, различных акциях, воспитательных и трудовых процедурах.
Работа с родителями:
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность педагогов, воспитанников и их родителей по различным направлениям.
Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в школе успешно действуют классные родительские комитеты. Родительский всеобуч осуществляют воспитатели, классные руководители, заместители директора, педагог-психолог, социальные педагоги согласно программы «Семья и школа».
В ноябре 2014 г. прошло общешкольное родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества». С проблемами воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах познакомила заместитель прокурора г. Великие Луки Васильева Н.В. Она напомнила об ответственности родителей за воспитание детей, напомнила о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На собрании, по традиции, выступила социальный педагог Милохина Р.М. и педагог-преподаватель ОБЖ Серов А.О. Заместитель директора по УВР Светлова А.Г. познакомила родителей с итогами 1 четверти.
Во 2 четверти на родительском собрании поднимался актуальный вопрос о профилактике употребления ПАВ, наркотических веществ, нарушения школьниками правил дорожного движения. Родители дали согласие на проведение анкетирования среди несовершеннолетних на употребление наркотиков.
В конце учебного года родителей выпускников ознакомили с ответственностью родителей перед выпускными экзаменами школьников. Педагог-психолог Булыгина О.В. рассказала, как избежать во время подготовки и сдачи экзаменов стрессовых ситуаций, ответила на вопросы, интересующие родителей.
Для родителей в течение учебного года проведены классные родительские собрания, беседы и консультации по различным аспектам:
«Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты)» - 3 кл.
«В семье трудный ребёнок» - 5 «А» кл.
«Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей» - 7 «Б» кл.
«Как избежать опасности в сети Интернет» - 6 кл.
«Как действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» - 8 кл.
«Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка» - 9 «Б» кл
Также проводилось тестирование и анкетирование родителей по отношению к школе (5 «А» - 5»Б» кл. – при адаптации). Родители школьников привлекались к участию в классных мероприятиях: в организации огоньков, экскурсий, ремонтов спален, в заседаниях Совета профилактики. На классных собраниях рассматривались также актуальные вопросы жизни и деятельности классного коллектива и школы в целом.
Подводя итоги анализа воспитательной работы школы-интерната за 2014-2015 учебный год, хочется отметить, что:
Содержание планов воспитателей соответствует направлениям общешкольного «Плана воспитательной работы на 2014 - 2015 учебный год».
Во всех планах имеются обязательные разделы мероприятий, которые в течение учебного года были выполнены.
Запланированные родительские собрания с установленной тематикой, индивидуальные родительские консультации в целом обеспечены.
Планы индивидуальной профилактической работы с трудными подростками и воспитанниками из неблагополучных семей выполнялись, имеются акты посещений семей (недостаточно – в кл.)
Во всех классах выполняются планы по ПДД, что отмечается в журналах.
Почти все запланированные воспитательные мероприятия проведены, что сказывается на активности воспитанников в общешкольных мероприятиях. Нет ни одного школьника, который в течение учебного года не принял бы участие в каком-либо мероприятии.
На сегодняшний день о школе можно сказать следующее:
Во всех КТД школы принимают участие все классы в меру своих сил и способностей.
В большинстве классов классные часы проходят регулярно, в соответствии с планом. При выборе тем классных часов педагоги руководствуются «Циклограммой проведения классных часов». К подготовке и проведению некоторых классных часов привлекаются обучающиеся старших классов, проводятся совместные классные часы (по параллелям).
В воспитательный процесс включен весь педагогический коллектив школы.
Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока,
воспитание вне школы.
Складывается система стимулирования активных учеников (школьные линейки, экскурсионные поездки, подведение итогов года - общешкольное собрание «За честь школы».
Более высокий уровень вовлечённости школьного коллектива в дела муниципального и областного уровня.
Сохраняются и приумножаются традиции школы (выставки творческих работ: Осенний калейдоскоп», «Зимняя фантазия», «Весеннее настроение», «Пасхальная радость», «Салют, Победа!»), тематические дискотеки.
Ведется сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания: ДК ЛК, клуб им. Ленина, драматический театр, музыкальная школа, филиал библиотеки им. Гайдара, выставочные залы г. Великие Луки, завод «Транснефтемаш»,
Совершенствуется диагностический инструментарий для проведения мониторинга воспитательной работы школы, а также для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка.
В целом поставленные задачи воспитательной работы в 2014 - 2015 учебном году можно считать решенными.
на следующий учебный год можно сформулировать следующие задачи:
Повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
Активизация внеклассной работы учителей – предметников по организации познавательной деятельности школьников.
Активизация психолого-диагностической работы в школе. Совершенствование работы по изучению личности обучающегося и классного коллектива.
Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.
Активизация деятельности МО воспитателей. Стимулирование воспитательной работы к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий, участие в областных проектах.
Развитие единой системы школьного и классного ученического самоуправления, поддержание творческой инициативы, активности обучающихся во всех сферах деятельности, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД.
Совершенствование работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимальное привлечение детей «группы риска» к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
Привлечение к учебно-воспитательному процессу школы большее количество родителей, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
Заместитель директора по ВР О.В.Дубинец
самоуправления, формирование у школьников чувства ответственности, самостоятельности, инициативы.
Сплочение классных коллективов через повышение мотивации воспитанников к совместному участию в спортивных мероприятиях, экскурсиях, различных программах, проектной деятельности.
Дальнейшее развитие и совершенствование в школе-интернате системы дополнительного образования.
Координация и изучение эффективности деятельности воспитательной системы школы и классных воспитательных систем.
Все задачи решались благодаря реализации целевых программ:
- Программы по ЗОЖ «Здоровье» на 2013 – 2016 г.г.
- Программы по профориентации «Мой выбор» на 2013 – 2015 г.г.
- Программы организации деятельности воспитанников по профилактике асоциального поведения «Подросток» и Плана совета профилактики.
- Плана по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
- Программы воспитательной работы с семьёй «Семья и школа» на 2013 – 2018 г.г.
- Программы «Профилактика употребления ПАВ на 2014 – 2017 г.г.».
- Проекту, посвященному 70-летию Великой Победы - «Салют, Победа!».
- Плану воспитательной работы школы на 2014-2015 учебный год.
Приоритетными направлениями воспитательной работы на 2014 – 2015 учебный год были следующие:
- интеллектуальное развитие личности воспитанника;
- формирование здорового образа жизни;
- гражданско – патриотическое воспитание;
- художественно – эстетическое;
- трудовое и экологическое воспитание;
- работа с семьёй.
Вся внеурочная деятельность обучающихся и педагогов школы была организована таким образом, что коллективные творческие дела были распределены по четвертям и выражали одно из приоритетных направлений воспитательной системы:
1 четверть – спортивный праздник «День здоровья»;
2 четверть – правовая декада «Право и мы»;
3 четверть – Театральный фестиваль, посвящённый 70-летию Великой Победы;
4 четверть – Фестиваль военной песни «Нас песня к Победе вела», приуроченный к празднику 9 МАЯ.
Общее ключевое дело позволяло создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, оказать действенную помощь воспитателям. Избежать стихийности позволяла выработанная на 2014 – 2015 учебный год циклограмма воспитательных дел по месяцам с девизами:
Сентябрь: девиз месяца - «Внимание – дети!» - модуль: Класс, коллектив, общество.
Октябрь: девиз месяца – «Без учителя нет ни учёного, ни строителя!» - модуль: Знания, учение, любознательность.
Ноябрь: девиз месяца – «Я ученик, человек, гражданин!» - модуль: Права, обязанности, дисциплина.
Декабрь: девиз месяца - «Новый год у ворот!» - модуль: Праздники, традиции, обычаи.
Январь: девиз месяца - « Я – великолучанин!» - модуль: Город, Родина, мир.
Февраль: девиз месяца - «Быстрее, выше, сильнее» - модуль: Спорт, здоровье, красота.
Март: девиз месяца - «Читаем вместе» - модуль: Книга, слово, мудрость.
Апрель: девиз месяца - «Живи родник!» - модуль: Природа, Земля, Вселенная.
Май: девиз месяца - «Этих дней не смолкнет слава» - Победа, слава, память.
Воспитательный процесс школы-интерната обеспечивали 27 воспитателей, которые имеют достаточный профессиональный потенциал и квалификационный ресурс для работы в современных условиях. Следует отметить, что все они стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные задачи, смоделировав воспитательные системы классов:
0 класс – «Ромашка»;
1 класс – «Росток»;
2 «А» класс – «Учимся дружить»;
2 «Б» класс – «Растить человека»;
3 класс – «Радуга»;
4 класс – «Радуга дружбы»;
5 «А» класс- «Успех»;
5 «Б» класс – «Лестница успеха»;
6 класс – «Подросток»;
7 «А» класс - «ЗОЖ»;
7 «Б» класс – «ЭОЖ»;
8 класс – «Берег»;
9 «А» класс – «Школа юных тьюторов»;
9 «Б» класс - «Эко Дом»;
10 – 11 классы – «Моя высота».
Как видим, в выборе классных воспитательных систем прослеживаются ростки общешкольной воспитательной системы, направленные на достижение успеха, усвоение принципов морали, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, экологического и трудового воспитания школьников.
Успешной работе воспитателей способствовали заседания методического объединения воспитателей, которые проводились по плану МО в рамках школьной методической темы: «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию как средство развития школы и творческого саморазвития воспитанников школы-интерната». На заседаниях МО обсуждались актуальные вопросы, вырабатывались совместные пути решения различных проблем: «Духовно – нравственное воспитание в школе-интернате», «Использование педагогических технологий в воспитательном процессе», «Воспитание ребёнка как содействие развитию его индивидуальности», «Педагогическая поддержка воспитанника в решении личностно значимой для него проблемы».
Все воспитатели принимали активное участие в работе МО, совместно обсуждались приёмы и методы организации воспитательной деятельности, предлагалась тематика классных часов и новых форм проведения родительских собраний, разрабатывались правила построения межличностных отношений. На каждом заседании руководитель МО Щелкунова Т.С. проводила с воспитателями психологические тренинги, обсуждались педагогические ситуации и мини-фильмы воспитательного характера. Всем воспитателям оказывалась методическая помощь, предлагались курсы повышения их профессионального мастерства.
Традицией стали выступления и доклады на МО воспитателей, прошедших курсы повышения квалификации при ПОИПКРО г. Пскова и в других образовательных учреждениях области, которые делились со своими коллегами новыми идеями и полученной информацией / Прокофьева Т.А., Хотулёва Ю.С., Тупикова В.И., Дегелева Е.И./.
Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии, походы. По плану МО проводились открытые воспитательные мероприятия.
В целом работу МО воспитателей в 2014-2015 учебном году можно признать удовлетворительной, считать цель частично достигнутой.
Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность воспитателей была направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив школы. Обучающиеся активно включались в жизнедеятельность своего класса, в общешкольные мероприятия, принимали участие в городских, областных и Всероссийских соревнованиях. Анкетирование школьников показало, что наиболее значимы для ребят следующие КТД: День знаний, День здоровья, День дублёра, осенняя ярмарка, новогодние праздники, масленица, «А ну-ка девушки!», «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки», «Весёлые старты», «Рыцарские турниры», тематические дискотеки и экскурсионные поездки, на которые они надеются и в новом учебном году.
Контроль воспитательной деятельности осуществлялся через посещение уроков, классных часов, родительских собраний, изучения классной документации, а также через проверку и анализ самоподготовки.
Самоподготовка начиналась всегда вовремя и при восстановлении необходимого уровня работоспособности воспитанников. Соблюдался регламент выполнения домашних заданий. Воспитатели уделяли особое внимание слабоуспевающим школьникам.
Время между самоподготовкой и вечерней прогулкой использовалось для различных видов деятельности эмоционального характера: совместное чтение художественных произведений, ролевые игры, оформление праздничных открыток и рисунков, репетиции ролей и праздников.
По окончании 2014 – 2015 учебного года на общешкольном собрании «За честь школы» были проведены итоги года, и каждый класс получил номинацию:
1 класс – « Успешный дебют»;
2 «А» класс – «Чистюли»;
2 «Б» класс – «Упорство и трудолюбие»;
3 класс – «Дух творчества и трудолюбия»;
4 класс – «Пытливые умы»;
5 «А» класс – «Преодоление трудностей»;
5 «Б» класс – «Спортивные резервы»;
6 класс – «Вдохновение и талант»;
7 «А» класс – «Дружный коллектив»;
7 «Б» класс – «Спортивные резервы»;
8 класс – «Скрытые резервы»;
9 «А» класс – «Преодоление трудностей»;
9 «Б» класс – «Упорство и трудолюбие»;
10 - 11 класс – «Надежда и опора».
Спорт и здоровье
Одной из основных задач школы-интерната в направлении «Спорт и здоровье» было совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Чтобы помочь воспитанникам сохранять и укреплять своё здоровье, создавались условия для занятий физической культурой и спортом. Каждому участнику образовательного процесса был обеспечен здоровый творческий досуг: занятия в спортивных кружках и секциях, участие в спортивных состязаниях, социально значимых общественных работах, школьных праздниках и дискотеках. Проводилась действенная профилактика наркотизации и других вредных привычек.
Для укрепления активной жизненной позиции воспитанников была разработана программа «Здоровье», задачи которой выражаются в:
разработке и внедрении в воспитательный процесс новых здоровьесберегающих технологий;
формировании у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения;
осуществлении информационно-просветительской деятельности, направленной на формирование навыков ЗОЖ.
Для совершенствования умений и навыков, закрепления необходимых знаний о видах спорта, о здоровом образе жизни предлагались различные формы и методы организации спортивно-массовой работы, где воспитанники могли проявлять себя и получать всестороннее физическое развитие.
В целях активизации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в 2014-2015 учебном году работали следующие спортивные секции: по мини-футболу, по волейболу, по велоспорту, кружок «Атлант» и «Допризывник», туристический кружок.
Главной целью этих кружков и секций являлось массовое вовлечение школьников в свободное от уроков время в занятия физкультурой и спортом, отвлечение их от бесцельного времяпрепровождения, найти себя в том или ином виде спорта. Эта задача решалась в сочетании с работой не только учителей физкультуры и ОБЖ, но и всего педагогического коллектива и тренеров спортивных школ города.
В школе-интернате накоплен интересный опыт проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися – это День здоровья, который является традиционной формой отдыха и пропаганды здорового образа жизни. Традиционными стали «Весёлые старты», день прыгуна, соревнования по русской лапте и волейболу, турниры по мини-футболу и настольному теннису, по армрестлингу и шахматам. Эта смена видов деятельности позволяла ребятам сменить обстановку, вызывать у воспитанников положительные эмоции, способствовала снижению усталости, улучшала их работоспособность. После напряжённого учебного процесса воспитанники с удовольствием бежали в спортивный зал на соревнования или на занятия в велосекции.
Занятия спортом послужили многим воспитанникам укрепить своё здоровье, дисциплинировали некоторых трудных ребят, заложили основу здорового образа жизни и воспитания других жизненно необходимых качеств. Многие школьники, показаали хорошие результаты в спорте: Макарова Марина, Уткина Светлана – 5 «Б» кл, Ефимов Евгений, Князев Александр, Ткачёв Илья – 7 «Б» кл., Дворецкий Александр, Иванов Михаил, Третьяков Никита - 9«А» кл., Жоглик Ирина – 10 к., Пантелеева Екатерина – 11 кл. и др.
Преподаватели физической культуры за 2014 – 2015 учебный год выполнили все пункты общешкольного плана по физкультурно-оздоровительной работе и принесли школе много наград городского и областного уровня.
Участие воспитанников в спортивных соревнованиях города:
общегородской осенний и весенний кросс;
Губернские соревнования;
спортивное ориентирование «Великолукский подснежник»;
спартакиада молодёжи допризывного возраста;
открытый чемпионат по пулевой стрельбе;
троеборье в честь профессора Р.М.Городничева (Пушкинские Горы);
волейбол;
велоспорт;
лёгкая атлетика;
спортивный туризм;
мини-футбол и др.
Пропаганда физкультуры и ЗОЖ в школе-интернате имеет и другие формы работы:
тематические классные часы под девизом: «В здоровом теле – здоровый дух»;
беседы медицинских работников школы с воспитанниками о гигиене и здоровом
образе жизни: «Здоровье – это здорово!» для 5-6 классов, «Здоровье – это стиль жизни»
/ для 7 – 11 кл./;
презентации: «Олимпийцы среди нас» /9 «А» и 9«Б» кл./, «О спорт, ты жизнь!»/ 10 – 11кл./
беседы о здоровом образе жизни на родительских собраниях;
подвижные игры на свежем воздухе;
конкурсы рисунков под девизом: «Я выбираю здоровье!»;
тематические дискотеки: «Здоровое поколение»;
круглый стол «Здравушка»;
флешмобы: «Движение – это жизнь», «Марш парков» и др.
Воспитатели, взяв за основу своей деятельности перспективную школьную программу «Здоровье», формировали у школьников ориентацию на здоровый образ жизни, на улучшение физического и нравственного воспитания. В классах были проведены тематические классные часы и беседы: «Мы выбираем жизнь» - 10-11 кл., «Берегите здоровье» - 5 «А», 5 «Б» кл., «Будь здоров» - 4 кл., «Искусство быть здоровым» - 6 кл., «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» - 7 «А» -7 «Б» кл., «Забочусь о своем здоровье» - 9 «Б» кл., «ВИЧ и нравственность» - 9 «А» кл., «Ответственное поведение – ресурс здоровья» - 8 кл., «Основы рационального питания» - 3 кл., «Олимпийцы среди нас» - 5 «Б» кл.; участие в акциях: - «Скажи здоровью – ДА!» - 7 «А» кл., «Мы выбираем здоровье!» - 8 кл., «Жизнь без наркотиков» - 9 – 11 кл. Организованы конкурсы рисунков и плакатов: «Планета безоблачного детства» - 1-6 кл., «Твоё здоровье в твоих руках» - 6-9 кл. «Здоровый образ жизни – залог долголетия» - 10-11 кл., проведены родительские собрания «Здоровый образ семьи – залог физического и психического здоровья ребёнка» - 2 «Б» кл., «режим дня младшего школьника» - 3 кл., «Компьютер: «за» и «против»!» - 6 кл., «Что делает человека здоровым и счастливым?» - 9 «А» кл.
При подготовке и проведении воспитательных мероприятий широко использовались информационно- коммуникативные технологии, шоу-технологии и ресурсы сети Интернет.
Огромная работа по пропаганде здорового образа жизни проводилась не только воспитателями, но и медицинскими работниками, педагогом-психологом, социальными педагогами, так как большое количество мероприятий имело профилактическую направленность: профилактика вредных привычек, наркомании, других зависимостей; профилактика правонарушений; профилактика ВИЧ-инфекции. Для решения вопросов здоровья и безопасности детей привлекались сотрудники медицинских учреждений города: детской городской поликлиники, наркологического диспансера, ЦМП.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе не ограничивалась работой спортивных секций и проведением оздоровительных мероприятий. Уделялось также внимание организации правильного питания школьников и систематической работе по охране труда и технике безопасности. Проводился также контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и их соблюдения: проветривание и уборка классных кабинетов, закреплённых помещений, спальных комнат.
Лучшими спальнями в 2014-2015 учебном году стали:
26 сп. - 2 «А» кл. (восп. Виснап Г.А., Соловьёва С.В.),
35 сп. – 6 кл. (восп. Тупикова В.И., Хотулёва Ю.С.) – корпус девочек;
7 сп. – 4 кл. (восп. Михайлова Е.Н.), 12 сп. – 7 «Б» кл. (восп. Прокофьева Т.А.) – корпус мальчиков.
Традиционные мероприятия по организации здоровьесбережения в школе-интернате:
«Школьная спартакиада».
День здоровья на озере Горелое, ст. Опухлики Невельского района.
Атлетическое многоборье.
Участие в «Кроссе наций».
Акция «Быть здоровым - здорово!»
Спортивные эстафеты в начальной школе.
Конкурс рисунков и плакатов: «Нет наркотикам!»
Социальная акция «Красная ленточка» (1 декабря - день памяти жертв СПИДа).
Акция: «Жизнь и без сигареты хороша!»
Конкурс стенгазет и плакатов «Здоровье – это здорово!».
Классные часы: «Пропаганда ЗОЖ».
Профилактика ДДТТ.
Организация игр, прогулок, экскурсий.
Летние оздоровительные мероприятия в о/лагерях «Чайка», «Звёздный», «Космос».
Гражданско –патриотическое воспитание
Приоритетным направлением воспитательной работы в школе-интернате является также патриотическое воспитание. Работа по патриотическому воспитанию школьников в 20-14-2015 учебном году велась по краткосрочному (на год) проекту «Салют, Победа!», посвящённому 70-летию Великой Победы. Целью данного проекта было воспитание гражданских качеств личности воспитанника: патриотизма, чувства долга, уважения и интереса к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, к людям старшего поколения.
Центром патриотического воспитания на это время стал музей 46 Гвардейской стрелковой дивизии и школьная библиотека. Школьный музей посетили все воспитанники с 0 по 11 класс. Для них членами совета музея были организованы экскурсии:
«Вошедший в бессмертие» (об А.Матросове);
«Маршалы Победы» (К. Рокоссовкий);
«Восставший из пепла» (о героических страницах обороны и освобожденя г. Великие Луки);
«Письма с фронта» и др.
Многие классы побывали в музее школы № 5, в городском краеведческом музее. Заведующая центром патриотических инициатив краеведческого музея г. Великие Луки Кондратович Е.П. провела в канун Дня Победы презентацию для воспитанников 1 – 5 классов «Великие Луки – малый Сталинград». Все школьники принимали участие в конкурсах стихотворений, рисунков, плакатов, в викторинах и концертах, посвящённых памятной дате.
На базе школьной библиотеки были организованы выставки военно-исторической литературы по основным событиям Великой Отечественной войны; выставки, посвященные пионерам-героям, воинам – интернационалистам и участникам локальных войн. Были организованы беседы и презентации, посвящённые 70-летию Великой Победы: «Великие Луки – Город воинской славы», «Дети войны», «Именами героев названы улицы города», «Имена полководцев в истории нашего города – маршал К.Рокоссовский», «Знамя Победы – святыня России», «Повторивший подвиг Сусанина» и др.
Вся работа была сосредоточена на массовое участие школьников в мероприятиях, проводимых в школе, городе, области, стране:
- открытые классные часы: «Что значит быть гражданином», «Главные сражения Великой Отечественной войны», «России доблестной сыны»;
- акции: «Солдатский платок», «Обелиск у дороги», «Сирень Победы», «Бессмертный полк», «Подарок ветерану», «Военно-полевая почта»;
Воспитанию гражданской ответственности, готовности служить Отечеству способствовали смотры строя и песни, в которых в этом учебном году приняли участие все воспитанники школы:
1 место – 2 «Б» класс (восп. Михайлова Т.Н., Сторожева В.В.);
2 место – 4 класс (восп. Михайлова Е.Н., Коньков В.И.);
3 место – 6 класс (восп. Тупикова В.И., Хотулёва Ю.С.).
В январе-феврале проводился Месячник по военно-патриотическому воспитанию: это Уроки мужества, заочные экскурсии-путешествия по местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны, тематические уроки по истории, литературе, конкурсы стихов о войне, спортивно-игровой праздник «А ну-ка, парни», участие школьников в городской юнармейской игре «Настоящие мальчишки, настоящие девчонки» в рамках гражданско-патриотического проекта «Связь поколений», посвящённого 70-летию Победы, 72-ой годовщине освобождения г. Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков и 91-ой годовщине со дня рождения Героя Советского Союза Александра Матросова.
Традицией для школьников является участие в митинге и возложении цветов на Мемориальном Братском захоронении ( 8 кл. восп. Щелкунова Т.С.).
Ежегодно 9 Мая при участии воспитанников школы-интерната проводится митинг на ст. Чернозём, возлагаются Гирлянды славы и венки к стелам и памятному знаку на Птахинской высоте (рук. Дубинец П.Н., Дубинец О.В.).
Воспитанники приняли активное участие в акции «Открытка ветерану» (проявили творчество и фантазию в изготовлении поздравительных открыток), а также в творческой выставке, посвящённой Дню Победы, которая демонстрировалась в холле школы.
Вся работа по патриотическому воспитанию пополнила знания обучающихся об истории Отечества, страницах Великой Отечественной войны. Многие из ребят узнали имена полководцев, героев-солдат и своих сверстников, которые встали на защиту родной земли, названия городов-героев и Городов воинской славы, места исторических сражений лагерей смерти. Надеемся, что значимость роли простого человека в героических событиях нашей страны будет способствовать уважительному отношению школьников к людям старшего поколения.
В декабре в школе традиционно проводится Правовая декада, которая также способствует воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся. Проводились встречи-беседы «Твои права и обязанности» с заместителем прокурора г. Великие Луки Ивановой Н.В., инспекторами ОПДН Сухоруковой О.И. и Андреевой Л.А., которые ответили на вопросы, интересующие школьников. Для 8 – 10 кл. была организована деловая игра «Право и достоинство». В 9 «Б» кл. – прошёл открытый классный час «Человек. Личность. Гражданин». 8-классники провели устный журнал – «Мы выбираем жизнь!»
Проект по патриотическому воспитанию «Салют, Победа!» значительно активизировал целенаправленное пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, способствовал формированию патриотизма и активной гражданской позиции, сплочению классных коллективов, помог во многих классах выявить лидерские качества ребят, напомнил детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК», «ПОБЕДА». Ведь задача школы - не только давать детям знания, но и воспитывать в них глубокое убеждение в том, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество и стать подлинными его патриотами.
Школьники принимали участие в творческих конкурсах: «Письмо ветерану», «Военно-полевая почта», в конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто», фестивале военной песни - «Нас песня к Победе вела».
В театральном фестивале, посвящённом 70-летию Победы места распределились следующим образом:
1 место среди школьников младшего звена занял 2 «Б» кл. (восп. Михайлова Т.Н., Сторожева В.В.);
1 место среди воспитанников среднего и старшего звена - 6 кл.( восп. Хотулёва Ю.С., Тупикова В.И.).
Все спектакли представляли военную тематику и были посвящены юбилею Великой Победы. Воспитанники 8 класса под руководством Барановой И.А. и Щелкуновой Т.С. показали свою постановку «А зори здесь тихие», помимо школы, в реабилитационном центре и детском приюте, получив за это признание публики.
Воспитание школьников в духе боевых традиций, уважения подвигов героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, желание развивать физические навыки и волевые качества, быть готовым к защите Родины, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта. Так на фестивале допризывной молодёжи в г. Великие Луки наши воспитанники заняли в личном зачёте призовые места: Иванов Михаил – 2 место, Дворецкий Александр – 3 место среди команд образовательных учреждений города. Неоднократным победителем по пулевой стрельбе становилась Жоглик Ирина.
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.
За последние годы определилась циклограмма школьных мероприятий:
«День знаний»
«Посвящение в первоклассники»
«Прощание с букварем»
День здоровья
День учителя
День Матери
Осенняя ярмарка
Новогодние ёлки
Вечер встречи выпускников
День защитников Отечества
Масленица
Театральный фестиваль
День Победы.
А завершают учебный год
Последний звонок и
Выпускной бал.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, планом патриотической работы музея 46-ой Гвардейской Стрелковой дивизии, планом школьной библиотеки, планами воспитателей, с опорой на ведущие ценности, разнообразие форм и приемов работы.
Дополнительное образование школы-интерната
С целью создания благоприятной среды для реализации творческого потенциала воспитанников, усиления мотивации учебной деятельности, развития стремления к постоянному совершенствованию, в соответствии с интересами воспитанников и запросами родителей, возможностями педагогического коллектива и материальной базы школы, в соответствии с задачами воспитательной системы «УСПЕХ» в 2014 – 2015 учебном году была организована работа кружков и секций по следующим видам деятельности:
спортивно-оздоровительный - секция по волейболу, мини-футболу, велоспорту, кружок «Допризывник», «Атлант», шахматный;
туристско-краеведческий – кружок по туризму,
социально-педагогический - кружок «Юные инспекторы движения»;
научно-технический – кружок ИКТ;
художественно-эстетический – танцевальный кружок «Конфетти», вокальная студия «Гранд», изостудия «Волшебная кисть».
Занятия проводились согласно графику. У руководителей кружков и секций на 2014 – 2015 учебный год разработаны программы. В журналах отмечались посещения занятий школьниками. Все преподаватели стремились к тому, чтобы их работа имела выход:
спортивные кружки и секции – на участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
танцевальный и вокальная студия – на участие в школьных концертах, детских праздниках, родительских собраниях, городских конкурсах «Великолукская веснянка»;
кружок изобразительного искусства – на участие в конкурсах рисунков, посвящённых 70-летию Победы, 850-летию освобождения г. Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков (2, 3 место), в школьных конкурсах рисунков и плакатов, в изготовлении подарков для ветеранов, шефов и спонсоров;
туристический кружок – на участие в городских и областных соревнованиях среди общеобразовательных школ, детских домов и школ-интернатов (призовые места);
«Я и пожарная безопасность» - для подготовки 4-классников к областному конкурсу по пожарной безопасности;
«Атлант» и «Допризывник» - для участия в городских соревнованиях допризывной молодёжи;
Кружок по мини-футболу – для участия в городских, областных и всероссийских соревнованиях среди детских домов и школ-интернатов (победа в городских и областных соревнованиях).
Главной задачей дополнительного образования является выявление талантливых воспитанников, улучшение их спортивных достижений, обучение школьников жить и общаться в коллективе единомышленников.
Особой популярностью среди обучающихся пользовались спортивные кружки и секции: велосекция, секция по волейболу, мини-футболу, «Допризывник», танцевальный кружок и вокальная студия.
Охват воспитанников кружковой деятельностью большой. Посещаемость кружковых занятий была удовлетворительной. Некоторые школьники посещали по 2-3 кружка. Пропуски по неуважительной причине, особенно по воспитанникам группы риска, находили отклик у воспитателей. Принимались срочные меры.
Анализ дополнительного образования в школе-интернате показывает, что посещение кружков и секций имеет положительную динамику и стимулирует развитие личности воспитанников. При совместных усилиях воспитателей, администрации, социальных педагогов и руководителей спортивных кружков и секций старались наладить дисциплину воспитанников группы риска. Качественная составляющая современного воспитательного процесса дополнительного образования – это сотрудничество или сотворчество педагога и обучающегося. В школе-интернате рассматривается две функции дополнительного образования:
1. Помощь детям в организации свободного времени, раскрытии и развитии их творческих способностей.
2. Профориентация и развитие навыков самообразования и самореализации.
При условии взаимодействия базового и дополнительного образования решается целый ряд проблем. Так, например, на уроках индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в кружках - со стороны самого обучающегося: «Иду заниматься в тот кружок, который мне интересен». В отличие от уроков, в кружках процесс обучения носит чаще неформальный характер, поэтому он легче усваивается. В ситуации неформального общения детей и педагогов возрастают личностные качества самого педагога. А при достижении воспитанником определённых результатов или успехов повышается и самооценка школьника.
Детское самоуправление
Самоуправление в школе-интернате играет важную роль в организации жизни детского коллектива. Замечательные возможности для подготовки школьников к самоуправлению представляют коллективные творческие дела, а объектом самоуправления обучающихся является жизнь ученического коллектива.
Высшим органом школьного коллектива является Совет старшеклассников «Ядро».
Деятельность членов Совета реализуется под девизом: «Я действую, решаю, отвечаю!».
Каждый четверг проходили заседания Совета старшеклассников, где проводилась учеба ребят, ответственных за учебный, спортивный сектор, охрану здоровья, культурно-массовую работу, трудовую деятельность, профориентацию и патриотическую работу.
Участие Совета старшеклассников в школьных мероприятиях:
Совет старшеклассников на протяжении учебного года старался сделать жизнь в школе разнообразной и интересной. Каждый центр участвовал в подготовке КТД по своему направлению так, чтобы творческой деятельностью были охвачены все школьники.
Член школьного Совета Гнутов Артём проводил ежедневно физзарядку, Ермолович Антонина и Ходунова Надежда приняли эстафету от Гнутовой Анны и Ефимовой Светланы – возглавляли санитарную комиссию, Карпенко Виктория и Тимошенко Виктория были ответственными за учебные дела: проверяли дневники воспитанников, классные уголки, сохранность школьных учебников.
Лучшими по сохранности учебников Совет определил: 2 «А» кл., 4 кл., 6 «Б» кл., 7 «А» кл., 9 «Б» кл., 10 и 11 классы, обучающиеся которых содержали учебники в удовлетворительном состоянии /наличие обложек, чистые страницы, нет надписей и пр/.
Совет старшеклассников решал вопросы дисциплины и поведения школьников на уроках, переменах и после отбоя. Проводились доверительные беседы – принимались меры в отношении поведения, пропусков занятий без уважительных причин, нарушения дисциплины некоторыми воспитанниками.
Проводились рейды по выполнению единых требований к внешнему виду школьников - «Твой внешний вид». Лучшими в школе являются – 1 кл., 2 «А», 2 «Б» кл., 3 кл., 4 кл., 5 «Б» кл., 10 кл.
При смотре классных уголков (в 1 и 4 четверти) определились лучшие классы:
4 кл. («Радуга дружбы»), 6 кл. («Подросток»), 8 кл. («Берег»), 9 «Б» кл. («Эко Дом»).
Раз в четверть проверялась уборка территории. Итоги и награждение лучших классов оглашались на линейке, вручались сладкие призы. Процесс детского самоуправления находится в состоянии непрерывного развития, так как является неотъемлемой частью школьной воспитательной системы, которая не стоит на месте.
Личные достижения членов совета старшеклассников рассматриваются как их личностный рост, развитие, реализация творческого потенциала, как «добро для себя»: Гнутова Анна., Ефимова Светлана., Копчикова атальяН., Егорова Елена., Карпенко Виктория., Ходунова Надежда., Третьяков Никита., Иванов Михаил., Гнутов Артём., Максимов Павел. Школьники принимали участие в конкурсах, соревнованиях, общешкольных делах согласно календарю школьных мероприятий и в содружестве с учителями-предметниками, которые привлекали ребят к организации мероприятий с младшими школьниками: в спортивных соревнованиях, в организации классных дел, в проведении подвижных игр, викторин, физзарядки у младших школьников, различных акциях, воспитательных и трудовых процедурах.
Работа с родителями:
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность педагогов, воспитанников и их родителей по различным направлениям.
Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в школе успешно действуют классные родительские комитеты. Родительский всеобуч осуществляют воспитатели, классные руководители, заместители директора, педагог-психолог, социальные педагоги согласно программы «Семья и школа».
В ноябре 2014 г. прошло общешкольное родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества». С проблемами воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах познакомила заместитель прокурора г. Великие Луки Васильева Н.В. Она напомнила об ответственности родителей за воспитание детей, напомнила о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На собрании, по традиции, выступила социальный педагог Милохина Р.М. и педагог-преподаватель ОБЖ Серов А.О. Заместитель директора по УВР Светлова А.Г. познакомила родителей с итогами 1 четверти.
Во 2 четверти на родительском собрании поднимался актуальный вопрос о профилактике употребления ПАВ, наркотических веществ, нарушения школьниками правил дорожного движения. Родители дали согласие на проведение анкетирования среди несовершеннолетних на употребление наркотиков.
В конце учебного года родителей выпускников ознакомили с ответственностью родителей перед выпускными экзаменами школьников. Педагог-психолог Булыгина О.В. рассказала, как избежать во время подготовки и сдачи экзаменов стрессовых ситуаций, ответила на вопросы, интересующие родителей.
Для родителей в течение учебного года проведены классные родительские собрания, беседы и консультации по различным аспектам:
«Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты)» - 3 кл.
«В семье трудный ребёнок» - 5 «А» кл.
«Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей» - 7 «Б» кл.
«Как избежать опасности в сети Интернет» - 6 кл.
«Как действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» - 8 кл.
«Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка» - 9 «Б» кл
Также проводилось тестирование и анкетирование родителей по отношению к школе (5 «А» - 5»Б» кл. – при адаптации). Родители школьников привлекались к участию в классных мероприятиях: в организации огоньков, экскурсий, ремонтов спален, в заседаниях Совета профилактики. На классных собраниях рассматривались также актуальные вопросы жизни и деятельности классного коллектива и школы в целом.
Подводя итоги анализа воспитательной работы школы-интерната за 2014-2015 учебный год, хочется отметить, что:
Содержание планов воспитателей соответствует направлениям общешкольного «Плана воспитательной работы на 2014 - 2015 учебный год».
Во всех планах имеются обязательные разделы мероприятий, которые в течение учебного года были выполнены.
Запланированные родительские собрания с установленной тематикой, индивидуальные родительские консультации в целом обеспечены.
Планы индивидуальной профилактической работы с трудными подростками и воспитанниками из неблагополучных семей выполнялись, имеются акты посещений семей (недостаточно – в кл.)
Во всех классах выполняются планы по ПДД, что отмечается в журналах.
Почти все запланированные воспитательные мероприятия проведены, что сказывается на активности воспитанников в общешкольных мероприятиях. Нет ни одного школьника, который в течение учебного года не принял бы участие в каком-либо мероприятии.
На сегодняшний день о школе можно сказать следующее:
Во всех КТД школы принимают участие все классы в меру своих сил и способностей.
В большинстве классов классные часы проходят регулярно, в соответствии с планом. При выборе тем классных часов педагоги руководствуются «Циклограммой проведения классных часов». К подготовке и проведению некоторых классных часов привлекаются обучающиеся старших классов, проводятся совместные классные часы (по параллелям).
В воспитательный процесс включен весь педагогический коллектив школы.
Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока,
воспитание вне школы.
Складывается система стимулирования активных учеников (школьные линейки, экскурсионные поездки, подведение итогов года - общешкольное собрание «За честь школы».
Более высокий уровень вовлечённости школьного коллектива в дела муниципального и областного уровня.
Сохраняются и приумножаются традиции школы (выставки творческих работ: Осенний калейдоскоп», «Зимняя фантазия», «Весеннее настроение», «Пасхальная радость», «Салют, Победа!»), тематические дискотеки.
Ведется сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания: ДК ЛК, клуб им. Ленина, драматический театр, музыкальная школа, филиал библиотеки им. Гайдара, выставочные залы г. Великие Луки, завод «Транснефтемаш»,
Совершенствуется диагностический инструментарий для проведения мониторинга воспитательной работы школы, а также для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка.
В целом поставленные задачи воспитательной работы в 2014 - 2015 учебном году можно считать решенными.
на следующий учебный год можно сформулировать следующие задачи:
Повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
Активизация внеклассной работы учителей – предметников по организации познавательной деятельности школьников.
Активизация психолого-диагностической работы в школе. Совершенствование работы по изучению личности обучающегося и классного коллектива.
Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.
Активизация деятельности МО воспитателей. Стимулирование воспитательной работы к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий, участие в областных проектах.
Развитие единой системы школьного и классного ученического самоуправления, поддержание творческой инициативы, активности обучающихся во всех сферах деятельности, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД.
Совершенствование работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимальное привлечение детей «группы риска» к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
Привлечение к учебно-воспитательному процессу школы большее количество родителей, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
Заместитель директора по ВР О.В.Дубинец