Аннотация к рабочей программе по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК, 1в класс Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. 1 класс» предназначена для учащихся 1 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №11», обучающихся по УМК «Школа России», составлена на 2015-2016 учебный год учителем высшей категории Дмитриевой С. В.
Разработана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• примерной образовательной программы начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;
• санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
• учебного плана МАОУ «Лицей №11»;
• годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
• основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №11»;
• в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МАОУ «Лицей №11».
В основе учебно-методического комплекта лежит Обяза¬тельный минимум содержания стандарта по русскому язы¬ку для общеобразовательных школ, а также идеи традицион¬ной программы. Однако содержание, языковой материал, последова¬тельность его изучения, сам подход к его изучению усовер¬шенствованы в связи с достижениями психолингвистики, ме¬тодики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Цели курса уроков русского языка данной программы:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуника¬тивных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятель¬ности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуках, изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв; последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.
Послебукварный период нацелен на отработку навыка каллиграфического письма.
Для достижения целей обучения и поставленных задач в урочной деятельности используются прописи и учебник для общеобразовательных учреждений:
• Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий. Прописи: в 4-х ч. – М.: Просвещение, 2014.
• Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011.
На изучение курса «Письмо / Русский язык» в 1 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю – 165 ч, 33 учебные недели. I четверть – 9 недель, 45 часов; II четверть – 7 недель, 35 часов; III четверть – 9 недель, 45 часов; IV четверть – 8 недель, 40 часов.