30.3.2010
Кем стать: химиком, программистом, визажистом?
Кем стать: химиком, программистом, визажистом? - Вот Ломоносов сразу определился... А мне-то куда податься? А многие одиннадцатиклассники никак не сообразят, куда податься. Так и мой брат. Спрашиваю: - А что ты хочешь? - Ничего... - Какая профессия нравится? - Никакая... - Ну а предмет в школе любимый? - Все нормальные... А время идет... Можно, конечно, выбрать по максимуму предметы, которые сдашь на ЕГЭ. А дальше-то что? Чтобы помочь родителям и ребятам, оказавшимся в похожей ситуации, я обратилась к специалисту в области подростковой психологии Амиру Тагиеву. СОВЕТЫ ДЕВОЧКАМ Девчонкам проще. Армия не светит. Если ты не можешь пока понять, кем хочется быть, то лучше не торопись поступать в абы какой вуз. Пропусти один год, за это время попробуй поработать в разных местах, побольше узнать о разных профессиях. - Важно набраться опыта, именно подработка очень помогает в этом. Надо не бояться задавать вопросы, общаться с людьми разных профессий. Для такой разведки очень подходит работа секретаря. Много общения и много полезной информации. Глядишь, и придет осознание себя, - объясняет психолог. СОВЕТЫ МАЛЬЧИКАМ С мальчиками сложнее. Отсрочка от армии дается только на обучение в одном вузе. И если парень не знает, чего хочет, то ему лучше положиться на выбор родителей. - Это не стыдно и не зазорно. Надо прислушаться к ним, пусть именно мама и папа решат за парня, куда поступать. Стал студентом - осмотрись, если окажется совсем не по душе - можно попробовать перевестись в другой вуз, - уверен Тагиев. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ - Самая опасная родительская позиция - воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке. Допустим, мама всю жизнь хотела стать балериной, но не вышло - сидит дома. Вот и заставляет свою дочь танцевать. И нет ей дела, что у девочки нет слуха и с пластикой тоже беда, - говорит психолог. Возникает вопрос: а как тогда понять, чего хочет юное поколение? Ответ прост: разговаривать с детьми! - Задавайте вопросы: чего хочется в жизни? Какие профессии нравятся, почему? Многие отпрыски могут ответить: ничего не хочу, ничего не волнует, сам не знаю, и вообще в институт надо, потому что надо. В этом случае стоит предложить вариант, более или менее подходящий, на родительский взгляд. - Дети - романтичные натуры и мало представляют себе, что их ждет в той или иной сфере. Ко мне приходили одиннадцатиклассники, уверенные на сто процентов, что хотят стать юристами. Задаешь вопрос: что тебе нравится в этой профессии? Ответ: «Не знаю, денег много», - отмечает Тагиев. - Они не представляют себе, какая это работа, как переполнен этот рынок и что юристов с хорошим заработком можно пересчитать по пальцам. А некоторые вообще мне заявляли, что будут учиться на адвоката. И очень удивлялись, узнав, что на адвоката в вузах не учат. Ребятам некому объяснить, что кроется за специальностью, - об этом не говорят ни в школе, ни на курсах. Важно дать ребенку попробовать себя в профессии. Хочет стать юристом - пусть поработает на посылках у нотариуса. А если нет возможности устроить чадо на подработку по выбранной специальности, тут снова надо переходить к разговору. Для начала выяснить, как представляет себе подросток выбранную специальность. Обычно дети подражают сверстникам, старшим товарищам. Надо провести экскурс в профессию. К примеру, задать вопрос: а вот что для тебя быть психологом? Обычно отвечают, что хотят помочь людям. Многие ребята думают, что это творческая работа. А это цифры-цифры-цифры и сплошная биология. Кстати, если ребенок думает стать психологом, то это тревожный сигнал: многие хотят излечить себя сами, - предупреждает Тагиев. - Но нельзя брать кувалду в руки и разбивать настоящие мечты. Представим такой диалог: Ребенок: - Я хочу быть юристом! Отец: - Да каким юристом? Этих юристов... Кому они нужны? Ребенок: - Это моя мечта! Отец: - Нет и все!. Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после запрета возможна такая ситуация. Он покорно соглашается и идет учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время понимает: эта специальность не его. Возникает раздражение - родитель погубил мечту, а время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, поступив на юридический. Но он вряд ли в такой ситуации отдает себе в этом отчет. Главное - будет расти обида на отца. И на свою «несостоявшуюся» жизнь. Стоит вспомнить достижения сына или дочки за все школьные годы. Важно понимать, что успехи - это не оценки и не похвала от учителей. Часто педагог любит тех, кто не выделяется либо дарит подарки. А ребят, которые стоят на своем и пытаются что-то доказать, валит. Поэтому подумайте, что на самом деле нравилось сыну или дочке. Рвение к тому или иному предмету, желание почитать и порешать что-то дополнительно. И только потом, после доверительной беседы, предлагайте свой вариант. - Но вообще самое главное в период выбора послешкольной траектории, чтобы ни родители, ни дети не воспринимали поступление в институт как последний шанс. Иногда у меня складывается впечатление, что ребенок одиннадцать лет не знания получал, а шел к цели поступить. И вот он поступает или не поступает. А дальше что? Он теряется и не понимает, что делать. И зачем? Цель-то достигнута. Классно, когда родители не ставят жесткую цель - поступление в институт, а формулируют задачу - постараться поступить. Ведь вуз нужен только для дальнейшего трудоустройства по любимой профессии. Не нужно бояться амбициозных целей для своих детей - стать ученым с мировым именем, летчиком-испытателем, президентом, наконец. И тогда институт превращается лишь в средство ее достижения. И тогда уже становится не важно, поступит ребенок в этом году или в следующем. У него будет к чему стремиться, - заключает Тагиев. Советы дает психолог Амир Тагиев. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей ШАТУНОВ: - Проблема выбора профессии стояла всегда. Сейчас она действительно острее. Но Единый госэкзамен как раз дает возможность ребятам не зацикливаться только на гуманитарных или естественных дисциплинах. Хочешь - сдавай ЕГЭ хоть по всем предметам. По каким наивысший балл - направляй документы в соответствующие вузы. А если по всем предметам приблизительно равные баллы, то пробуй поступить в вузы разной направленности. В любом случае если есть сомнения, то лучше попробовать сдавать ЕГЭ по большему количеству предметов. Так проще будет понять, к чему есть способности. Единый позволяет сделать более широкий выбор.
http://www.kp.ru/daily/
Архив »»
|