Паспорт целевой программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в муниципальных образовательных учреждениях г.Великие Луки на 2007-2010 годы»
I. Введение Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в муниципальных образовательных учреждениях г.Великие Луки на 2007-2010 годы» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Договором о сотрудничестве в сфере образовательной и культурно-просветительской деятельности между управлением образования г.Великие Луки и храмом Вознесения Христова города Великие Луки от 2005 года. Программа определяет основные пути развития системы духовно-нравственного воспитания юных великолучан в муниципальных образовательных учреждениях города.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными средствами
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить своё место во вновь возникшей системе общественных координат. С учетом огромной роли Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России в течение ряда лет строится и развивается сотрудничество Управления образования Администрации города Великие Луки и Великолукским Благочинием Псковской Епархии. В муниципальных образовательных учреждениях города в течение двух лет ведется курс «Основы православной культуры». Опыт реализации программы изучения православной культуры в 2005-2007гг. показал её жизненность и востребованность в школах и других образовательных учреждениях. Вместе с тем работа над выполнением мероприятий программы «Изучение основ православной культуры в муниципальной сфере образования Великих Лук (2005 - 2007 годы)» выявила и ряд проблем. Прежде всего – недостаточную вовлеченность в процесс реализации программы родителей, общественности. Институт семьи не обеспечивает полноценное духовно-нравственное воспитание детей, семья утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на личность другим факторам социализации. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий. Несмотря на происходящий в последние годы рост общественной активности детей и молодежи участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются явно недостаточными. Вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи должны стать не только частью образовательного процесса, но и частью жизни социума, в котором растет и развивается личность. Поэтому принимаемая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в муниципальных образовательных учреждениях Великих Лук на 2007-2010 годы» должна охватывать основные стороны жизни детей и молодежи: учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, культурную, досуговую жизнь детей и молодежи, работу с семьями и т.д.
III. Основные цели и задачи Программы и сроки её реализации
Целью Программы является обеспечение условий в системе Великолукского образования для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во всех сферах жизнедеятельности; определение приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания; обеспечение комплекса практических мер в целях решения проблем духовно-нравственного воспитания в муниципальных образовательных учреждениях г.Великие Луки. Программа предусматривает решение следующих задач: - формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения; - создание системы взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания; - развитие духовно-нравственного потенциала и педагогической компетентности педагогов в области духовно-нравственного воспитания, основанных на знаниях отечественной духовной и педагогической культуры. Программа будет реализовываться в течение 2007-2010 гг.
IV. Перечень программных мероприятий
Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям: Создание нормативной и содержательной базы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи г.Великие Луки Реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала Методическое обеспечение экспериментальных площадок, реализующих программы духовно-нравственного воспитания: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» Организация преподавания основ православной культуры в муниципальных учреждениях дошкольного, основного, дополнительного образования г.Великие Луки Мобилизация творческого потенциала участников образовательного процесса в области духовно-нравственного воспитания Взаимодействие с семьей в области духовно-нравственного воспитания Совершенствование информационного обеспечения в области духовно-нравственного воспитания, использование возможностей Интернет-сайта Управления образования Реализация программ духовно-нравственной реабилитации детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации Обеспечение взаимосвязи духовно-нравственного и трудового воспитания как условия формирования социально-ориентированной и конкурентоспособной личности Формирование базы данных по мониторингу результатов воспитания
V. Механизм реализации программы
Отбор участников программных проектов и мероприятий производит Управление образования Администрации города. Главными исполнителями программы являются: Управление образования Администрации города Великие Луки, храм Вознесения Христова города Великие Луки. Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: - перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий программы, с указанием исполнителей, источников и объемов финансирования - план совместных действий управления образования Администрации г.Великие Луки, храма Вознесения Христова города Великие Луки Основные функции по управлению реализацией программы осуществляет Управление образования Администрации города. Контроль за выполнением программы осуществляет Администрация города Великие Луки. Ход выполнения программы рассматривается на педагогических конференциях, совещаниях Управления образования. Управление образования Администрации города (по итогам учебного года) предоставляет в Администрацию города информацию о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
VI. Ресурсное обеспечение программы Источниками финансирования программы являются городской бюджет и внебюджетные средства. В ходе реализации программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы их финансирования корректироваться с учетом утвержденных расходов городского бюджета.
VII. Оценка эффективности реализации программы
В результате осуществления Программы ожидается повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения нашего города, его патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровня знаний отечественной истории и культуры
|