21.9.2009
Конспект урока
Методическая разработка урока «Портреты библейских персонажей» по текстам Ветхого Завета. Лукашенко Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства МОУ «Педагогический лицей» г.Великие Луки Псковской области Б.М. Неменский, И.Б.Полякова, Т.Б. Сапожникова«Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Введение.Перед работой над темой «Портреты библейских персонажей», семиклассники уже прошли изображение человека в истории искусства, имеют представление о понимании красоты человека в изобразительном искусстве, познакомились с бытовым, мифологическим жанрами, тематической картиной в русском искусстве 19 в. К 3 четверти 7-го класса дети уже знают пропорции и строение фигуры человека. Выполняли наброски фигур одноклассников с натуры. Неоднократно обращались к работе над портретом в предыдущие годы. Несомненно «Великие темы жизни» - это вечные темы, изложенные в Библии. «Преимущество» моих семиклассников в изучении этой темы, заключается в посещении факультативного курса «Основы православной культуры и этики» (уже 3-й год обучения). Конечно же, дети знакомы со многими историями Ветхого и Нового Заветов, поэтому очень живо откликаются на работу по иллюстрации Библии. Для них это возможность более глубоко вникнуть в сюжет, объяснить отношение мастера к изображаемому, находить свои композиционные решения. С иллюстрацией библейского сюжета на уроке изобразительного искусства дети встречались уже несколько раз: Сотворение птиц и рыб, Адам дает имена животным, Ноев ковчег, Вавилонская башня, детство Моисея и др., и, конечно Рождественские сюжеты. Некоторые из этих работ дети выполняли, знакомясь с элементами русской иконописи (пользуясь «прорисями», составленными палешанином Н.М. Зиновьевым «Стилистические традиции искусства Палеха»). Теоретически дети знакомятся с искусством и историей иконы, канонами и творениями русских иконописцев. Для итоговой работы «Портреты библейских персонажей», выбраны Каин и Авель не случайно. Это один из самых трагических, глубоких и важных и для нашей сегодняшней жизни сюжетов. Мои семиклассники поймут ее правильно, но для других ребят, тема будет полезна. С одной стороны тема очень «жесткая», но что узнали дети к 13-ти летнему возрасту из просмотренных фильмов и компьютерных игр? А ведь большие художники прошлого, обращались к библейской теме братоубийства с душевной болью и глубоким переживанием, а не от желания «зрелища». Портрет – проникновение во внутренний мир человека; Это занятие воспитывает, не дает душам очерстветь, раскрывает причину преступлений (зависть, злоба, гордыня), и самое главное – грех всегда наказуем. По типу урока, данная тема – урок-восхождение. Активная беседа, рассматривание слайдов и репродукций, зачитывание строк Святого Писания – активизируют познавательную деятельность, выводы напрашиваются сами, дети торопятся ответить и приступить к выполнению практического задания. Тема четверти: «Великие темы жизни».Цель урока: Показать сложные духовные процессы, происходящие в обществе (прошлого и настоящего); развивать способности чувствовать, сопереживать (посредством знакомства с культурным наследием человечества – литературным и художественным); проникнуться библейской мудростью и чужим жизненным опытом и переосмыслить его для своей жизни. Задачи урока: 1. Создать условия для восприятия драматической ситуации. 2. Знакомство с историей из Святого Писания и толкованиями из различных источников. 3. Проанализировать изложение (восприятие) темы разными художниками. 4. Продумать собственное отношение к этим библейским персонажам. 5. Обобщение знаний об изобразительных средствах, используемых художником (цвет, линия, форма, статика и динамика в композиции и т.д.). 6. Создание характерного портретного образа (графика, живопись). Тип урока: урок – восхождение. ТСО: компьютер, видеопроектор. Зрительный ряд: репродукции, презентация, музыкальные диски, таблицы (по рисунку; по цветоведению) Литературный ряд: текст Святого Писания, Закон Божий, А. Павловский «Ночь в Гефсиманском саду», священник Тимофей «Желаемый всеми народами», статьи из Библейской энциклопедии, энциклопедии «Кругосвет», мифологической энциклопедии, Айзек Азимов «В начале» и др. Материалы для выполнения практического задания: карандаши, гелеевые ручки, пастель, гуашь, бумага (формат А4). Ход урока:1.Беседа. а) Рождение Каина и Авеля. Ученик зачитывает текст из Библии (Бытие, глава 4). Учитель: - История Адама и Евы – это предыстория человечества (его младенчество и неразумное отрочество, закончившееся печально), то с Каина и Авеля началась история, что обагрена кровью и преступлениями, длящимися по сей день. Вот почему исключительно важен этот трагический сюжет о том, как брат убил брата. Не случайно к нему прикасались многие художник, поэты и философы мира. В истории человеческой культуры само имя Каина стало нарицательным. Учащиеся: - что ожидали Адам и Ева от своего первенца; - о значении имен Каина и Авеля; - о разнице в возрасте братьев; - труд Каина и труд Авеля; То, что детям известно из Библии и других литературных источников об описании детей Адама и Евы. б) Жертвоприношение Каина и Авеля. На иллюстрации к Библии мы видим двух братьев, художник только представляет нам внешность Каина и Авеля. Драматизма нет, только повествование. Авель с Ягненком, а Каин держит охапку колосьев. Учитель: - Именно с приношения жертвы Господу, и завязывается драма. Из текста Писания мы предполагаем, что первым начал приносить жертву Каин, а Авель «…также принес». Господь дал понять братьям, что Авелева жертва Ему приятна, а Каинова нет. Обычно изображают дым от жертвы Авеля, возносящейся столбом, а от Каиновой, стелящейся по земле. Вероятнее Божий ответ был известен братьям более точно, внутренним откровением. Учащиеся - о жертвах Каина и Авеля; - что говорят толкования о жертвоприношении Авеля; - что говорят толкования о жертвоприношении Каина; На гравюре Г. Доре (2) уже подробные детали: дым от жертвенных даров, оглядывающийся Каин (нахмурившийся, недовольный) и кроткий Авель, поднявший глаза к небу. Гравюра Г. Доре (3) и фреска храма (4) показывают нам, что Господь принимает дар Авеля. На фреске (4) и мозаике храма (5) братья одеты как современники мастеров, украшающих храм. В мозаичной композиции – Господь в виде Небесного Луча принимает жертву. Учитель: « И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт 4, 6-7) Господь желает утешить Каина, хотя тот и не прав, подобно тому, как отец утешает уже наказанного им сына. Как же ведет себя Каин? Учащиеся: - (он не видит свою сердечную неправду, и слушать совета Господа уже не в силах). Учитель: - «…у дверей грех лежит…»- имеются в виду двери нашего сердца. Слишком глубоко было греховное омрачение Каина. И он отдался чувству зависти к своему брату. Он завидовал тому высшему благу, которое имел брат его. Каин – первенец, родители почитали его «человеком от Господа», но Авель при этом приобрел великое преимущество – он стал угоден Богу, потому, что сердце его было искренним и Боголюбовым. Зависть Каина – зависть падшего ангела первым людям. Ученик: Зависть – черная, злая, Жизнь лишает покоя, Сердце больно терзая Сатанинской рукою, И, склоняясь к изголовью, Разжигает гордыню, Не стесняясь злословьем, Губит честное имя. Дышит злобой напрасной. Многих зависть сгубила- Светлых, добрых, прекрасных Довела до могилы. Учитель: - На Каине лежала моральная ответственность правильного выбора, как ранее перед Адамом и Евой, но он скрыл в своем сердце зависть и злобу. в) Братоубийство. Композиция рельефа, рассказывающая эту историю, содержит сразу несколько событий: труды братьев, жертвоприношение и братоубийство. Композиция очень выразительна, действующие персонажи подвижны. Учитель: - Авель нисколько не подозревал в брате никакого коварства и легко согласился пойти с Каином в уединенное место, на поле. Будучи простодушным, доверчивым и незлобивым, он не мог предположить за братом что-то худое. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4, 8). Так первый родившийся на земле человек, стал и первым убийцей. Но даже это страшное преступление не получило от Господа мгновенного наказания. Бог призвал Каина к покаянию вопросом «Где Авель, брат твой?» И услышан ответ дерзкий и лживый. Лишь тогда Господь обличил его в преступлении. На иллюстрации Г. Доре (7) буря разыгралась, видя страшное преступление. Природа восстает против греха Каина. Слайды (8,9,10,11,12) показывают нам, что художники прошлого не стремились «усладить» зрителя кровавой сценой, как во времена гладиаторских боев или современных кинобоевиков. Изображаемый Каин только замахивается на беззащитного брата, и тот «обороняется» открытой рукой. В сцене (13) появляется ангел, посланец Бога, призывающий Каина хотя бы сейчас одуматься и сознаться в грехе. Выразительный рельеф(14): образ – притча, ясно дает понять зрителю, кто стоит за спиной Каина и кто страдает об Авеле. Ученик зачитывает текст Писания (Быт.4, 10 -12). Учитель: - От такой грозной речи Каин испугался и стал просить пощады, но при этом не раскаялся: «…наказание мое больше, нежели снести можно». Наказан Каин был изгнанием, что сломило его гордыню. Он понимает, что на нем лежит печать содеянного им зла. Притча о Каине и Авеле прошла через века и тысячелетия – она постоянно напоминала человечеству о необходимости добра, о неотвратимости наказания за зло. Художники 20 века, пережив гражданскую, отечественную и мировую войны, не остались в стороне от темы жестокости и греха убийства человека человеком. Это и Марк Шагал (15) и Илья Глазунов(16), показавший портретный облик чести, добра и готовности быть жертвой во имя любви к ближнему, и облик бесчестия и греха. Вернувшись к иллюстрациям Святого Писания (17), нашим старинным иконам и фрескам (18,19), видим, что мастера открывали зрителю не только зло старшего брата, но – самое главное невинность и жертвенность Авеля. Обычно в этой истории главенствует образ Каина. Он кажется более колоритным, выразительным, хотя и чрезвычайно зловещий. Грешный Каин на первый взгляд затмевает Авеля. Образ Авеля значителен своей светлотой, кротостью и праведностью. Он добр к брату, доверчив, сердце его открыто Богу, молитва и дар его искренни. В Святом Писании – Авель праведник и является прообразом Иисуса Христа (ставшего жертвой, искупившего кровью своею грехи человеческие).(20) Господь не принимает молитвы людей злых, грешных. Когда человек во зле своем обращается к Богу, требуя для собственной корысти, для своих злых дел, Господь отвергает его молитву. «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». (Прит.28.9) Совершенно другая молитва верующего, служащего Богу и своему ближнему, как Авеля человека. Ученик: Не говори, что к небесам Твоя молитва не доходна; Верь, как душистый фимиам, Она Создателю угодна. Когда ты молишься, не трать Излишних слов; Но всей душою Старайся с верой сознавать, Что слышит Он, что Он с тобою. Что для него слова? – О чем, Счастливый сердцем, иль скорбящий, Ты не помыслил бы, - о том Ужель не ведает Всезрящий? Любовь к Творцу в душе твоей Горела б только неизменно, Как пред иконою священной Лампады теплится елей. К.Р. 2. Практическая работа: Перед выполнением задания следует: 1) Вспомнить пропорции фигуры человека; пропорции лица; изображение головы человека в анфас и полупрофиль; мимику. 2) Вспомнить тему 1 четверти «Выражение внутреннего через внешнее». 3) Обратить внимание: на репродукциях картин художники не акцентированы на костюме – набедренные повязки или костюм современный художнику 4) Обратить внимание на цветовое (тональное) решение портрета. Творческое задание выполняется по вариантам: Графика: карандаш, глеевая ручка, пастель. Живопись: гуашь. Портрет: - в полный рост; - поясной; - погрудный. На уроке можно выполнить портрет одного из братьев; домашнее задание – второго. Вопросы для обсуждения: 1. Какие Заповеди Божии (данные позже на скрижалях Моисею) нарушил Каин? 2. Смысл и цель приношения жертвы Богу? Что просит человек в молитве для себя? Что он должен и не должен желать? 3. Встречаем ли мы в истории стран и народов грех Каина? 4. Почему Бог не наказал Каина смертью? Милость это или жестокость? 5. Важна ли тема истории детей Адама и Евы для художника – современника? 6. Совпадают ли ваше отношение к этой истории и переживания художников? Список используемой литературы: 1. Библия. 2. «Закон Божий». 3. Священник Тимофей «Желаемый всеми народами», Паломник, Москва,2005г. 4. А. Павловский «Ночь в Гефсиманском саду», Лениздат, 1991г. 5. «Православные иконы», Москва, АСТ; С-Пб, Полигон, 2006г.
Архив |