182100 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Воскресная школа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
1
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / МЕТОДИКА И ОПЫТ /  
18.9.2009
Конспект урока

Методическая разработка урока «Образ птицы в народном творчестве». Лукашенко Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства педагогического лицея г. Великие Луки Псковской области.

Конспект урока, проводимого в 5 классе (1 четверть)

«Образ птицы в народном творчестве»

Зрительный ряд:

-Плакаты (изделия народных мастеров – одежда, тканые полотенца, изделия из дерева (резные, расписные));

-репродукция картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост»;

- декоративная композиция учащихся «Мифологические птицы».

Литературный ряд:

-«Звездная книга Коляды. Русские Веды»;

-Г. Юдин «Птица Сирин и всадник на белом коне»;

-А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о золотом петушке».

- сборник русских народных сказок;

- сборник пословиц, поговорок и загадок русского народа.

ТСО:

Компьютер, видеопроектор.

Оборудование практической части урока:

- глина, доски для лепки, стеки, штампики и др. принадлежности для лепки.

Ход урока:

1. Вступление.

Зачитывается отрывок из книги «Русские Веды». (…Прилетает птица Гамаюн и рассказывает славянский миф о сотворении мира).

Дети вспоминают рассказ о мироустройстве в представлении древних славян (миры – явь, правь, навь, дерево жизни и т.д.), а также, что птицы в славянской мифологии – посредники между мирами явь и правь.

2. Птицы в русских сказках и сказаниях.

Учитель: птицы – вестники богов, знающие правду, данную богами, и несут ее на землю, помогая героям. (Дети приводят примеры из сказок).

Птицы могут быть не только добрыми вестниками, но и символизировать явления природы, которые были не понятны нашим предкам. Например:

Соловей (разбойник) – вихрь, буря, ураган.

Сокол (ясный сокол) – молния, гроза.

Орел (сильный, быстрый) – ветры.

Ворон – вещий.

Попробуем устно описать Жар – птицу.

Дети: перья блестят как серебро, золото и камни драгоценные, глаза горят как свечи, прилетает в сад и освещает его собою, как тысячи огней.

Учитель: Кроме того, птица у славян – символ женского начала (в сказках птица превращается в девушку).

Дети приводят примеры.

Мудрые Девы-птицы выполняют трудные задачи, непосильные человеку, заставляют подчиняться себе природу.

3. «Поэтический» образ птицы.

Образ птицы сохранился в устном и литературном творчестве (приводятся примеры пословиц, поговорок, загадок).

Зачитываем отрывок из книги «Птица Сирин и всадник на белом коне».

Из литературных произведений дети вспоминают сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и « Сказка о золотом петушке».

Пословицы:

- По крыльям полет, а по делам почет.

- Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.

Загадки:

Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал?

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, а во второй мягкий?

Рук нет, а строить умеет?

Прилетела пава,

Села на лаву,

Распустила перья

Для всякого делья. (Весна)

Голубочка бела

В избу влетела,

Что на свете видала,

Про все рассказала. (Газета)

4. Птицы в «Русских Ведах».

Кроме известных в природе птиц, древними людьми были созданы образы

фантастических птиц, которые очень значительны в Русских Ведах.

Сборник славянских легенд составлен из «рассказов Вещей птицы».

Гамаюн – эта птица ведает, вещает людям о том, что происходило в давние

времена в мире верхнем, как рождались и жили боги. В одной из первых глав

рассказывается, как уточка помогала Сварогу создать землю (создав Небо, Ветер, Солнце, Молнию, Месяц, Океан-море). Гамаюн (гам – шум) – прямая связь между мирами.

Птица Феникс – живет 500 лет, имеет вид орла и великолепную окраску перьев (красную и золотую). Предвидя свою смерть, феникс сжигает себя в гнезде из ароматических трав, и из пепла рождается вновь.

Гамаюн и Феникс – прототипы китайских сказочных Хуан и Фэн и индийской птицы Гаруды.

Алконост – птица зари, управляет ветрами и погодой. Имеет лицо человека, и руки, и крылья, в руке держит лотос.

Сирин – кто послушает ее голос – забывает все на свете и умирает.

Обида – лебедь – птица печали, обиды. Всегда противоречит Орлу и Соколу.

Стратим – птица – управляет погодой на море.

Рассказ сопровождается иллюстрациями из зрительного ряда.

5. Практическая часть урока:

Из глины дети лепят декоративный образ птицы.

Образцами для создаваемых изделий служат народные игрушки, мелкая пластика, рельефные изображения птиц (архитектурные украшения), эскизные работы учащихся предыдущих лет.

А. Способы и приемы лепки:

Конструктивный способ – предмет лепится по частям;

Пластический способ – изделие выполняется из целого куска;

Комбинированный - совмещаются предыдущие способы.

Приемы лепки:

- работают пальцы;

- работает ладонь.

При конструктивном способе используют примы:

Открутить, отщипнуть, разрезать стеком.

При пластическом способе:

Раскатать, согнуть, скатать, вытянуть, расплющить.

При соединении частей изделий используют приемы: прижать, примазать, вдавить.

Б. Этапы лепки птицы:

а) выполнение эскиза.

б) подготовка материала – промять глину до равномерного пластического состояния (без комков).

в) выбор нужных инструментов.

г) выполнение заготовки:

-из целого куска глины сформировать ком яйцеобразной формы (1);

-ком поделить на 2 части (2) – из одной формируем голову, тулово и ноги, а из второй - хвост и крылья (3).

д) декорирование птицы: используем жгуты и разновеликие налепы

(шарики, усики, конусы, завитки), а также способы тиснения штампиками (ямочные узоры).

Во время выполнения детьми практической работы, учитель может продолжить рассказ.

6. Образ птицы в народном художественном творчестве. Опять обращаемся к зрительному ряду:

Птицы – одни из главных героев в орнаментах и сюжетных узорах на посуде, одежде, украшении предметов быта. Птицы защищали человека данной им силой правд (Демонстрируются плакаты и слайды с изображением крестьянской одежды и предметов быта).

Птицы – покровители человека – предохраняли дымоход от проникновения в дом нечистой силы. Изображения встречаются на фронтонах изб, лобовых досках, оконных наличниках. А также на прялках, на тканях нарядных одежд, женские головные уборы (сорока, кокошник (кокоша – курица)), в узорах полотенец, посуда в форме птицы, росписи на коробьях.

7. Обряды и праздники. Мировоззрения и образы.

Пернатые почитались у земледельцев в самых красочных обрядах, посвященных духам природы, весеннему обновлению. По полету птиц прогнозировали погоду, будущий урожай, предсказывали судьбу.

Весенние праздники: Герасим – грачевник (4 марта), Сороки – 22 марта, Борис и Глеб – 2 мая (прилет соловьев);

Весну песнями заманивали:

Прилетите к нам, жаворонушки!

Принесите нам красно летичко!

Нам зима-то надоела,

Хлеба ни крошки,

Дров ни полена,

Горюшка по колено!

11 ноября – Федор студеный – зинькин (Синичкин) день – вешали кормушки для птиц.

Дети могут перечислить приметы погоды, связанные с птицами.

Древние люди зависели от явлений природы, поклонялись ей, задабривали. От стихий зависело жилье, одежда, пища, тепло – т. е. вся

жизнь человека.

Со временем человек развивался – его мысль, умения. Научились строить жилье, изготовлять теплую, надежную одежду, не составляло труда

поддерживать огонь. Языческие представления отразились и на предметы быта – обереги. Но, тем не менее, человек перестал быть чрезвычайно зависим от сил природы. И ценности бытовой жизни сменились другими

ценностями. Людям стали важнее отношения между собой, дружба, любовь, мир, покой, сочувствие, сострадание. Этим ценностям отвечали христианские законы.

Вековые привязанности во взглядах не могли резко измениться. С принятием

христианства почитание природных стихий не исчезло, а соединилось с новой религией.

Церковь насколько возможно вбирала себя некоторые привычные представления крестьянина. Многие земледельческие праздники по срокам совпадали с христианскими святыми праздниками. Принимая новую религию люди, совмещали образы мировоззрений.

Так посланцы языческих богов - птицы оказались похожими на библейских ангелов, приносивших повеления Всевышнего.

Каждый год 7 апреля празднуется Благовещение. ( В Евангелии рассказывается…), дети пересказывают сюжет Благовещения.

Этот церковный двунадесятый праздник совпадал с народным календарем земледельца – началом раннего сева. На Благовещение сохранился обычай выпускать на волю птицу.

- Благовещение – птиц на волю отпущение.

- На Благовещение весна зиму переборола – третья встреча весны.

Вербные игрушки приурочены к двум праздникам – Вербному воскресению (вход Господень в Иерусалим) и Благовещению. Делались в виде животных и птиц, раздаривались, и должны были (по поверью), защищать дом и приносить в хозяйстве прибыток.

8. Завершение урока.

Дети закончили работу. Ставят изделия на просушку, обсуждают результаты.

Список используемой литературы:

1. Е.В. Данилевич, О.В. Жакова «Знакомьтесь: глина». С – Пб.: Кристалл,1998г.

2. Г. Федотов « Послушная глина». АСТ – Пресс, 1997г.

3. Г.Н. Юдин «Птица Сирин и всадник на белом коне». Москва, Ангстрем, 1993г.

4. «Звездная книга Коляды, Русские Веды».

5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Москва, Просвещение, 1990 г.

6. «Пословицы и поговорки». АСТ Астрель, Москва, 2007г.

7. С.К. Жегалова «Русская народная живопись», Москва, Просвещение, 1984 г.

Приложения – зрительный ряд.





































открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив
МЕРОПРИЯТИЯ
    С 1 по 3 февраля 2012 года состоялись IV православные Свято-Тихоновские педагогические чтения «Просвещение и нравственность: забота школы, церкви, общества»

    В этом году МОУ « СОШ № 6» присоединилась к волонтерскому движению школьников г. Великие Луки.

    16 августа 2011 завершилась работа волонтерского лагеря в п.Клин Куньинского района. Смену этого года можно считать юбилейной:

    Поздравляем победителей Всероссийской первой викторины по истории мировых религий, посвященной истории православной культуры

    в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских, в Вознесенском соборе города Великие Луки прошел традиционный благодарственный молебен на окончание учебного года.

    1 – 2 марта 2011 года великолукские педагоги стали участниками XIII Корнилиевских православных образовательных чтений

    17 февраля состоялось собрание духовенства Великолукского благочиния.