182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
Дом детского творчества им.А.Матросова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / Образовательные программы детских объединений /
      Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские наряды»

Образовательная программа дополнительного образования детей «РУССКИЕ НАРЯДЫ» объединения «Модница» (художественная направленность) Срок реализации: 3 года Возраст детей: 14-18 лет Автор: Садковская Наталья Львовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Псковская область, г. Великие Луки, 2009 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая целесообразность образовательной программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Образовательная программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни. Программа предоставляет подросткам возможность для формирования профессиональных мотивов и ценностей, приобретения ими социального опыта, приобщения их к народному творчеству. Для детей создаются условия для повышения социального статуса среди сверстников, укрепления личного достоинства, развития умения взаимодействовать с окружающими людьми, достижения успеха в избранном виде деятельности. Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческой деятельности у подростков формируются знания, умения и навыки, играющие важнейшую роль на протяжении всей жизни человека; развиваются способности, психологическая готовность к труду, ответственное и осознанное отношение к выбору профессии. Новизна программы состоит в специфике ее содержания; образовательных технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности; в обучении на образцах народного декоративно-прикладного искусства и воспитании на фольклорных традициях. Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе обучения дети участвуют в научно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности, что создает положительную мотивацию для такого значимого компонента процесса личностного саморазвития, как самообразование. Образовательная программа «Модница» разработана на основе многолетнего опыта работы автора по развитию творческого потенциала обучающихся, их познавательных способностей, воспитанию интереса к истории и культуре России, формированию профессиональных знаний, умений и навыков. Содержание образовательной программы направлено на расширение знаний, умений и навыков обучающихся, полученных на школьных занятиях по предмету «Технология». В образовательной программе отсутствует раздел «Конструирование и моделирование одежды», так как в первый год обучения предполагается использование готовых выкроек из журналов мод. Образовательная программа «Модница» имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности. Цель образовательной программы: создать условия для разностороннего развития личности детей, повышения их мотивации к познанию и творчеству через приобщение к художественно-эстетическому творчеству. Задачи: обучения: - дать представление об основных стилях в одежде и современных направлениях моды; - сформировать понятие о традиционных народных промыслах России, о русском народном костюме, о народных традициях; - обучить технологии изготовления швейных изделий; - организовать научно-исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся по изготовлению одежды, предметов декоративно-прикладного искусства с использованием элементов традиционных народных промыслов и традиционного народного костюма. воспитания: - создать условия для воспитания гуманистических и нравственных качеств личности обучающихся, эмоционально-нравственной культуры; - содействовать освоению, усвоению и присвоению детьми культурных ценностей русского народа; - воспитать положительное отношение к труду, волевое поведение, самостоятельность и ответственность, умение владеть своим эмоциональным состоянием. развития: - способствовать развитию личностных качеств, коммуникативных, познавательных и творческих способностей; - создать условия для самовыражения и самоутверждения каждого обучающегося; - сформировать готовность к жизненному самоопределению; - развить умение строить равноправные отношения со сверстниками, позитивного, адекватного восприятия себя как личности. Срок реализации программы и возраст детей. Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения и возраст детей от 14 до 18 лет. Общая продолжительность реализации программы 576 часов: в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий – 216 часов. Каждый год обучения имеет свои задачи. В первый год обучения главные задачи: сформировать основные навыки по конструированию и пошиву швейных изделий несложного ассортимента; развить трудолюбие, настойчивость в работе, умение работать в коллективе; содействовать формированию мотивации на дальнейшее освоении знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности. Во второй год обучения основными задачами являются: расширение объема знаний, умений и навыков обучающихся через введение в образовательный процесс сведений по народному декоративно-прикладному творчеству, вышивке, знакомство с историей русской одежды, традиционными народными костюмами и головными уборами; самостоятельное выполнение национального костюма, головного убора и швейного изделия (по выбору) с использованием элементов традиционных народных промыслов. Главные задачи третьего года обучения: дополнить практические навыки обучающихся навыками работы с тканями со сложным рисунком, моделированию, конструированию и пошиву изделий из них; научить приемам и способам лоскутной техники, использованию ее в народном костюме; сформировать навыки научно-исследовательской деятельности от замысла, работы с литературными источниками, проектирования изделия до его практического выполнения и защиты проекта. Формы и режим занятий. Для реализации задач используются следующие формы организации деятельности детей: • практическое выполнение заданий по изучаемой теме; • экскурсия; • конференция; • защита проекта; • праздник; • чаепитие; • выпускной ринг; • показ изделий в «Театре моды». Режим занятий учитывает санитарно-эпидемиологические требования: • для обучающихся первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа (продолжительность занятия 45 минут, перерыв – 15 минут); • для обучающихся второго и третьего года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, всего 6 часов (продолжительность – 45 минут, перерывы по 15 минут). Ожидаемые результаты и способы определения результативности. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами образовательной программы и включают в себя: • теоретические знания; • практические умения и навыки; • личностные качества, развивающиеся в процессе освоения программы. После завершения курса обучения обучающиеся: Будут знать: - устройство швейных машин и правила ухода за ними; - виды ручных и машинных швов; - технологию изготовления швейных изделий; - приемы влажно-тепловой обработки; - основные направления традиционного декоративно-прикладного искусства России; - особенности русского национального костюма разных регионов России; - иметь понятие о народных праздниках. Будут уметь: - рассчитать необходимое для изготовления изделия количество ткани; - смоделировать, раскроить и пошить изделие для себя; - выполнить костюм по мотивам народного декоративно-прикладного творчества, народный костюм и головной убор в традиционной технике; - изготовить изделие в технике лоскутного шитья. У детей будут развиты личностные качества: настойчивость, трудолюбие, аккуратность, желание добиться хорошего результата, умение работать в коллективе, культура общения. У них будет сформирована адекватная самооценка, уверенность в себе и своих силах, готовность к самоопределению. Контроль результатов обучения осуществляется через текущий и итоговый контроль. Текущий контроль включает в себя: - поэтапный контроль знаний, умений и практических навыков (см. Приложение №2); - диагностику развития и воспитанности детей. Поэтапный мониторинг знаний, умений и навыков проводится 3 раза в год: - предварительный контроль проводится в начале учебного года с целью выявления у детей начального уровня знаний и умений; - промежуточный контроль проводится в середине учебного года. Его цель: определить результаты освоения детьми разделов образовательной программы; - итоговый контроль проводится в конце учебного года и его результаты показывают уровень освоения обучающимися образовательной программы. Формы контроля: - наблюдение; - устный опрос в форме беседы; - тестовые задания; - устный опрос; - защита проекта; - анализ продуктов деятельности; - самостоятельная работа; - анализ участия детей в показах изделий в «Театре моды», участия в мероприятиях, конференциях; - зачет. В соответствии с прогнозируемыми результатами выделены измеряемые параметры и сгруппированы в таблицу. Определены три уровня их проявления – низкий, средний, высокий. Разработаны критерии, соответствующие каждому уровню. Оценивание производится по пятибалльной системе (см. Приложение №№12 и 14). Полученные результаты заносятся в индивидуальные карточки отслеживания результатов (см. Приложение №13). Формы подведения итогов реализации программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в следующих формах: - зачет; - защита проекта; - участие в творческих конкурсах и мероприятиях; - участие в научно-практической конференции. Результаты итоговой аттестации (количественные и качественные) обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I год обучения. 1. Вводное занятие – 2 ч. Теория. План работы на учебный год. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Беседа по технике безопасной работы с колющими и режущими инструментами, правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения для пешеходов. Практика. Проведение диагностики обучающихся с целью выявления начального уровня знаний, умений и навыков (см. Приложение №1). 2. Материаловедение – 16 ч. Теория. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Натуральные волокна животного происхождения. Искусственные и синтетические волокна. Ассортимент хлопчатобумажных, льняных, синтетических тканей и тканей из смешанных волокон. Прядильное и ткацкое производство. Изготовление нитей и тканей в домашних условиях. Практика. Определение состава волокон, направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон по образцам тканей. Проведение влажно-тепловой обработки образцов. Определение растяжимости тканей по разным направлениям. 3. Работа с журналами мод, схемами и выкройками – 10 ч. Теория. Характеристика журналов мод. Правила перевода выкроек из журналов. Алгоритм работы с выкройками. Порядок снятия мерок. Практика. Выбор и зарисовка моделей. Копирование деталей модели на кальку. Сборка деталей. 4. Стили и направления в моде – 12 ч. Теория. История моды. Общее понятие об отдельных стилях и направлениях в моде. Типичные элементы разных стилей. Характерные формы, детали, отделка, аксессуары. Платки, шарфы и галстуки – современные аксессуары (см. Приложение №5). Практика. Выбор собственного стиля: определение пропорции фигуры, выбор цветовой гаммы, подбор фасона. Просмотр и обсуждение видеоматериалов с демонстрацией модных коллекций одежды. Зарисовка моделей. 5. Машиноведение – 8 ч. Теория. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе со швейным оборудованием и инструментами. Правила подготовки швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Уход за швейной машиной. Практика. Подготовка швейной машины к работе: намотка ниток на шпульку, заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани. Уход за машиной: чистка и смазка узлов. 6. Моделирование и пошив юбки – 18 ч. Теория. Характеристика фасонов юбок. Выбор ткани для изделия. Правила снятия мерок. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и рисунка. Практика. Построение чертежа основы юбки. Моделирование фасона. Раскладка выкроек. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Сметывание деталей. Примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. 7. Моделирование и пошив брюк – 20 ч. Теория. Характеристика фасонов брюк. Современные модные тенденции. Выбор ткани дли изделия. Правила снятия мерок. Практика. Построение чертежа основы брюк. Моделирование фасона. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек. Раскрой. Сметывание деталей. Первая примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. 8. Моделирование и пошив блузы-топ – 18 ч. Теория. Характеристика фасонов блузок. Современные модные тенденции. Выбор ткани для изделия. Правила снятия мерок. Практика. Построение чертежа основы блузы. Моделирование фасона. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Сметывание деталей. Первая примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. 9. Моделирование и пошив головных уборов. Теория. Фасоны головных уборов. Правила выбора ткани для изделия. Снятие мерок. Практика. Построение чертежа основы головного убора. Моделирование фасона. Подготовка ткани для раскроя. Раскрой. Сметывание. Первая примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. 10. Отделочные швы и строчки – 10 ч. Теория. Виды отделочных строчек и стежков. Ручные швы и машинные строчки и их применение для отделки одежды. Материалы и инструменты. Практика. Самостоятельная работа по выполнению отделочных швов и стежков. Ручные швы: прокладочный, сметочный, силки, шов «за иголкой», сборкообразующие строчки, обметочный шов, петельный, потайной. Ручные декоративные строчки: «тамбурный», «стебельчатый», «крестик», «елочка». Буфы. Вафли. Машинные строчки: «зигзаг», «двойная строчка», отделочные строчки. 11. Экскурсии и массовые мероприятия – 16 ч. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества. Экскурсии на швейное предприятие. Подготовка и проведение весеннего фольклорного праздника «Жаворонки». 12. Заключительное занятие по итогам первого года обучения – 2 ч. Демонстрация изделий обучающихся, изготовленных в учебном году. Подведение итогов, награждение. Чаепитие. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: После завершения первого года обучения обучающиеся должны Знать: - устройство бытовой швейной машины и правила ухода за ней; - правила техники безопасности при работе со швейным оборудованием, утюгом, острыми и колющими инструментами и приспособлениями; - правила снятия мерок; - виды ручных и машинных швов; - приемы влажно-тепловой обработки изделий. Уметь: - организовать рабочее место и соблюдать на нем порядок во время работы; - рассчитать необходимое количество ткани для изделия; - самостоятельно смоделировать, раскроить и сшить изделие изученного ассортимента; - устранить дефекты кроя; - выполнить влажно-тепловую обработку изделия; - провести примерку изделия.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
II год обучения. 1. Вводное занятие – 2 ч. Теория. Ознакомление с планом работы на учебный год. Беседа по технике безопасности при работе со швейным оборудованием, утюгом, острыми и режущими предметами. Требования к организации рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практика. Ознакомление с изделиями, выполненными обучающимися в предыдущие годы обучения, их обсуждение. 2. Культурное наследие русского народа – 14 ч. Теория. Народный костюм. Женский и мужской комплекты одежды. Обувь. Верхняя одежда. Отличительные особенности народного костюма разных регионов России. Псковский костюм. Золотошвейное дело на Руси. История развития. Узоры и орнаменты. Дымковская игрушка. Характерные особенности дымковской игрушки. Гжельская керамика. Традиционные элементы гжельской росписи. Городецкая роспись. Характеристика основных элементов росписи. Основы композиции. Хохломская роспись. История развития промысла. Традиции и современность. Жостовская роспись. Этапы развития промысла. Узоры и орнаменты. Композиционные схемы. Вышивка Псковского края. Общая характеристика народной вышивки русского Северо-Запада. Основные мотивы. Мировое дерево. Архаическая вышивка. Виды вышивки: роспись, крест, тамбур, крючковина. Практика. Зарисовка узоров по мотивам дымковской игрушки, гжельской керамики, городецкой, хохломской и жостовской росписи, Псковской вышивки. 3. Аппликация – 32 ч. Теория. Развитие аппликации как одного из видов рукоделия. Аппликация в русском народном костюме. Характеристика видов аппликации: симметричная и асимметричная, одно-, двух- и многоцветная, геометрическая, орнаментальная, предметная, сюжетная, рельефная и объемная (см. Приложение №10). Способы соединения с основной деталью: пришивание и приклеивание. Швы: простой и зубчатый петельный, тамбурный, «крестик», «елочка»; машинный шов «зигзаг». Использование материалов: кожи, меха, тесьмы, кружев, лент, бисера, блесток. Практика. Составление эскиза. Выбор материалов. Выкраивание деталей. Выполнение аппликации. 4. Изготовление тематического костюма – 54 ч. Теория. Формирование русского костюма. Русский национальный костюм XIX-XX веков. Ткани, используемые для изготовления народного костюма. Традиционные комплекты русской одежды: с кубельком (распашное платье), рубаха с юбкой-андараком, поневой, с сарафаном. Составные части девичьего и женского костюмов. Особенности покроя. Практика. Изготовление тематического костюма по мотивам традиционных народных промыслов (по выбору обучающихся). 5. Русский национальный головной убор – 32 ч. Теория. Характеристика русских головных уборов разных исторических эпох. Виды головных уборов: венец, кокошник, коруна, повой, повязка, мурмолка, колпак. Практика. Выбор фасона, подбор материалов. Изготовление русского национального головного убора по выбору обучающихся, в уменьшенном масштабе. 6. Декорирование костюма и головного убора – 48 ч. Теория. Традиционные материалы для украшения одежды: бисер, жемчуг, пайетки. Техника жемчужного и бисерного шитья. Украшение одежды вышивкой (гладь, крестик, набор, качалочка, ажурная вышивка). Практика. Разработка узора. Подбор материалов. Украшение готового тематического костюма и головного убора бисером, пайетками, вышивкой. 7. Экскурсии и массовые мероприятия – 18 ч. Экскурсии на городские выставки декоративно-прикладного творчества. Подготовка и проведение фольклорного праздника «Параскева-Пятница – покровительница рукодельниц». 8. Презентация изделий – 14 ч. Теория. Основы сценического движения. Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, такте, размерах. Характеристика упражнений на развитие пластичности. Упражнения на пластику рук, ног. Осанка и походка. Практика. Выполнение упражнений на развитие пластичности, воспитание осанки и походки. Подчинение движений характеру музыки. Демонстрирование выполненных обучающимися работ совместно со школьным «Театром моды» на городских мероприятиях и праздничных программах. 9. Заключительное занятие по итогам второго года обучения – 2 ч. Выставка изделий, выполненных обучающимися в течение учебного года. Праздничное чаепитие с викториной «Бабушкин сундучок». Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. После завершения второго года обучения обучающиеся должны Знать: - основные направления народного декоративно-прикладного искусства России и традиционные промыслы; - характерные особенности русского национального костюма разных регионов России; - виды аппликации и способы ее соединения с основной деталью; - используемые для русского костюма ткани, материалы для декорирования. Уметь: - составить эскизы костюмов и головных уборов по мотивам народного творчества; - самостоятельно изготовить костюм и головной убор на основе использования элементов народного творчества; - подобрать материалы, составить композицию и выполнить декорирование костюма и головного убора; - представить свое изделие перед зрителями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
III год обучения. 1. Вводное занятие – 2 ч. Теория. План работы на учебный год. Правила техники безопасности при работе со швейным оборудованием, утюгом, ножницами, иглами и булавками. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения для пешеходов. Практика. Просмотр и обсуждение видео- и фотоматериалов с коллекцией моделей одежды, выполненных обучающимися в прошлые учебные годы. 2. Изделие из ткани со сложным рисунком – 56 ч. Теория. Характеристика тканей со сложными рисунками: клеткой, полоской, крупным рисунком, раппортом, купоном. Особенности кроя по прямой, по косой. Расчеты по расходу ткани. Композиция изделия. Сочетание с другими тканями. Практика. Выбор фасона. Выбор ткани. Снятие мерок. Раскладка лекал. Раскрой. Сметывание деталей. Первая примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. 3. Лоскутная техника в народном костюме – 60 ч. Теория. История развития лоскутной техники. Инструменты и оборудование. Шаблоны. Ручные и машинные швы, применяемые в лоскутной технике. Технология соединения лоскутов. Виды соединений. Шитье из полос: «елочка», «колодец», «пашня». Шитье из квадратов: «шахматка». Шитье из прямоугольных треугольников: «мельница», «звезда», «квадрат в квадрате», «русский квадрат». Шитье из равносторонних треугольников, из ромбов. Шитье на основу. Витражный способ шитья. Стежка изделий. Окантовка. Практика. Изготовление образцов в лоскутной технике. 4. Исследовательская работа обучающихся по русскому народному искусству. Изготовление изделия в миниатюре – 40 ч. Теория. Изучение литературных источников, иллюстративного материала. Проектирование. Характеристика структурных элементов проекта. Разработка эскиза изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Выбор ткани. Технология изготовления изделия. Практика. Составление проекта «Кукла в русском национальном костюме». Определение целей и задач. Планирование и организация работы. Разработка эскиза. Выбор материалов. Изготовление куклы в национальном костюме. Подготовка к презентации изделий. Составление рефератов по выбранной теме. 5. Экскурсии и массовые мероприятия – 12 ч. Экскурсии на городские выставки декоративно-прикладного творчества. Экскурсии на швейное производство. Подготовка и проведение фольклорного праздника «Масленица». 6. Самостоятельные творческие работы обучающихся – 40 ч. Теория. Составление проекта. Разработка эскиза изделия. Выбор фасона. Выбор ткани. Технология изготовления изделия. Виды декоративной отделки. Практика. Выбор темы проекта. Изготовление чертежа основы изделия. Моделирование фасона. Раскрой. Сметывание деталей. Примерка. Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия. Подготовка к презентации изделий. Репетиции. Выполнение упражнений на воспитание осанки и походки, развитие пластики движений. 7. Аттестация по выбранной теме – 6 ч. Защита проектов. Демонстрация изделий. Участие в краеведческой научно-практической конференции учащихся муниципальных образовательных учреждений. 8. Итоговое занятие – 2 ч. Подведение итогов обучения по образовательной программе. Демонстрация изделий, выполненных обучающимися. Награждение. Чаепитие. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. После завершения обучения по образовательной программе обучающиеся должны Знать: - правила безопасного труда при работе со швейным оборудованием, утюгом, острыми и режущими инструментами; - устройство основных узлов швейной бытовой машины и правила ухода за ней; - технологию изготовления швейных изделий изученного ассортимента; - виды ручных и машинных швов и строчек; - иметь понятие об основных направлениях декоративно-прикладного творчества России, традиционных промыслах, народных праздниках; - характерные особенности русского национального костюма разных регионов России; - особенности народного костюма и народной вышивки Псковского края. Уметь: - организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; - рассчитать необходимое количество ткани и других материалов для изготовления изделия; - снять мерки; - самостоятельно изготовить изделие изученного ассортимента, правильно определяя направление рисунка, ворса, соблюдая последовательность выполнения отдельных узлов; - выполнить влажно-тепловую обработку изделия; - устранить дефекты кроя; - спроектировать и изготовить костюм и головной убор в народных традициях, выполнить декорирование; - грамотно и аргументированно защитить проект; - представить изделие перед зрителями.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Задачи воспитательной работы: - создать условия для воспитания гуманистических и нравственных качеств личности обучающихся, эмоционально-нравственной культуры; - содействовать освоению, усвоению и присвоению детьми культурных ценностей русского народа; - воспитать положительное отношение к труду, волевое поведение, самостоятельность и ответственность, умение владеть своим эмоциональным состоянием. Организация воспитательного процесса. При организации воспитательного процесса используются следующие методы: 1. Методы формирования сознания личности используются для формирования взглядов, понятий, убеждений обучающихся. К ним относятся методы: - Рассказ, беседа на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ или беседа помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения; - Разъяснение применяется тогда, когда ребенку необходимо что-то объяснить, сообщить о нравственном поведении, повлиять на его сознание и чувства; - Метод этической беседы используется для углубления и закрепления нравственных понятий, формирования системы нравственных взглядов и убеждений; - Метод примера. 2. Методы организации деятельности. Методы этой группы основаны на практической деятельности обучающихся: - упражнения применяются для формирования выдержки, организованности, дисциплины, культуры общения, самоконтроля; - требования помогают при налаживании дисциплины, вносят дух организованности в деятельность и поведение обучающихся. 3. Методы стимулирования. Используются в целях подкрепления и усиления воздействия на ребенка. Применяются следующие методы: - Поощрение. Этот метод способствует выработке уверенности в себе и своих силах, закрепляет положительные навыки и привычки. - Соревнование - это метод направления естественной потребности детей к соперничеству. Содействует воспитанию нужных человеку и обществу качеств. - Наказание. Практикуются следующие формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение. Работа с родителями обучающихся, педагогами и специалистами. Цели и задачи: 1. Повысить компетентность родителей обучающихся в области педагогики, психологии. 2. Выработать единые подходы к обучению и воспитанию детей. 3. Создать условия для участия родителей в жизнедеятельности объединения. 4. Способствовать единению, сплочению семьи, созданию комфортных условий для ребенка в семье. Формы работы с родителями: - родительские собрания; - открытые занятия объединения; - встречи с педагогами дополнительного образования других объединений; с педагогами, руководителями школьного «Театра моды»; с мастерами декоративно-прикладного творчества; - совместные праздники и посиделки: «Праздник жаворонка», «Параскева-Пятница – покровительница рукоделия», «Масленица». Родители оказывают помощь в обеспечении материалами, необходимыми для организации образовательного процесса; в подготовке и проведении совместных праздников, демонстрировании выполненных детьми изделий на школьных и городских мероприятиях. Обеспечение программы методическими видами продукции. Образовательный процесс объединения обеспечен следующими методическими материалами: - Сценарии: праздника «Жаворонки», праздника «Масленица», праздника «Параскева-Пятница – покровительница рукоделия», праздника «Святки». - Разработки бесед: «Стили и направления в моде», «Рождественские традиции», «Традиции и современность», «Русское декоративно-прикладное творчество», «Золотошвейное дело на Руси», «Золотая Хохлома», «Псковская вышивка», «Русский народный костюм», «Головные уборы», «Искусство завязывания платков, шарфов и галстуков», «Женские украшения», «Традиции этикета». Дидактическое обеспечение программы: Видеоматериалы: - Материалы показов моделей одежды школьного «Театра моды»; - Журналы мод «Бурда моден», «Мода». Наглядные пособия: - Иллюстративный материал по русскому народному костюму разных регионов России»; - Комплекты открыток по народному декоративно-прикладному творчеству. Изучение эффективности реализации образовательной программы Изучение эффективности реализации образовательной программы проводится в соответствии с проектируемыми результатами. Мониторинговые исследования включают в себя: 1. Диагностику уровня усвоения детьми специальных знаний, умений и навыков. Применяются следующие методы: диагностическая беседа, тестирование, наблюдение за выполнением практических заданий, анализ продуктов деятельности (см. Приложения №14). 2. Учет выполнения обучающимися практических работ, творческих заданий, проектов (по каждой изучаемой теме), отмечается уровень их самостоятельной работы. 3. Изучение ориентационных качеств – самооценки, интереса к занятиям. Используются методы: тестирования (методика «Кто я? Какой я?»), анализ посещаемости занятий, мероприятий, анкетирование, наблюдение. 4. Изучение общего уровня развития и воспитанности. Применяются следующие методы: наблюдение за поведением детей во время занятий, на мероприятиях, на переменах, за общением со сверстниками и со взрослыми. 5. Анализ личных достижений детей: участие в показах моделей одежды, в конкурсах, конференциях, праздничных программах и других мероприятиях. Их результативность. Данные исследования проводятся 3 раза в учебный год (в сентябре, январе и мае). Результаты исследования заносятся в личную карточку обучающегося (см. Приложение №13). В конце учебного года проводится сравнительный анализ показателей и делается вывод об уровне освоения образовательной программы каждым ребенком. В конце каждого учебного года изучается мнение родителей об объединении и их предложения по организации учебно-воспитательной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 2. Браун В., Тильке М. История костюма от древности и до нового времени. – М.: ЭКСМО, 1997. 3. Вишневская В.М. Хохлома. – Л., 1969. 4. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков. – М.: Просвещение, 1981. 5. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. 6. Как красиво носить платки, шарфы, парео, галстуки. – М.: Эксмо, 2008. 7. Каменева Е. Как петух попал на полотенце. – М.: Малыш, 1980. 8. Каменская Н. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977. 9. Комиссаржевский Ф. История костюма. – Минск, 1998. 10. Костюм в России XV – начало XX века./Под редакцией Е.Р. Беспаловой. – М.: АРТ-Родник, 2000. 11. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003. 12. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. – М.: Знание, 1991. 13. Логинов В.М. Новь древней Гжели. – М.: Московский рабочий, 1986. 14. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История моды. – М., 1998. 15. Паникеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. 16. Паникеев И. Русская кухня. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / . В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. 18. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для вузов. Книга 2. Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. 19. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984. 20. Семёнова М. Мы - славяне. – СПб.: Азбука, 1998. 21. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Международные отношения, 2002.


наша гордость
    КОЗЛОВА ЕВА

    ПАВЛОВА АЛИНА

    КОРСАКОВА ЕКАТЕРИНА

    БАРИНОВ АРТЁМ

    ПЕТРОВА ЛЮБОВЬ

    ДДТ – «Лучший дом детского творчества»

    Образцовый детский коллектив «Вокально-инструментальный ансамбль «Атмосфера»

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.