ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Духовно-нравственное и гармоничное развитие ребенка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПИРАМИДА»
Срок реализации 3 года
Возраст детей 14 -17 лет
Автор:
Павлишена Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Образовательная программа «Духовно-нравственное и гармоничное развитие ребенка» реализуется в детском объединении «Пирамида» культурологической направленности. Название объединения отвечает требованиям программы:
П – правдивость
И – искренность
Р – радость
А – актуальность
М – миролюбивость
И – инициативность
Д – доброта
А – активность
Учитывая то, что в нашей стране, в настоящее время происходит духовно-нравственный кризис, несущий негативные последствия и для людей и для России, данная программа необходима и актуальна.
Чтобы говорить о духовности необходимо хорошо разбираться в этом понятии. Развиваться духовно человек может, если он питается духовной пищей. Ведь тело мы кормим, холим, одеваем, а душа голодает, поэтому человек становится черствым, бездушным, бессердечным. Пища духовная известна давно – это культурные ценности: музыка, живопись, поэзия, книги, разговоры о высоком (по душам). И о чистоте духовной пищи необходимо заботиться постоянно.
Цель программы: формирование нравственной системы ценностей, активной гражданской позиции и развитие творческого мышления у детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать знания о культуре поведения, иерархии человеческих ценностей, о семейной этике и психологии, об истории возникновения мировых религий,
об основах философских концепций;
- расширить знания о природе человека.
Развивающие:
- развить коммуникативные умения;
- расширить кругозор обучающихся;
- развить способности к наблюдению, образному мышлению, анализу,
сравнению, восприятию и исследованию духовного мира человека;
- развить интеллектуальные способности обучающихся;
- обеспечить единство познавательного и эмоционального начала в
деятельности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитать чувство коллективизма;
- воспитывать духовно – нравственные ценности;
- вовлечь родителей в выполнение программы.
Обучение ведется поэтапно от простого к сложному, в соответствии с возрастом обучающихся. В первый год обучения детям предлагается возможность получения знаний и практических навыков в области основ этикета, в частности культуры поведения и культуры речи, понимания духовно – нравственных человеческих ценностей, стремления к здоровому образу жизни. Учебно-тематический план первого года обучения состоит из двух разделов: «Этикет» и «Здоровье – это твое будущее», которые тесно связаны между собой, дополняют друг друга и, в конечном итоге, дают знания и навыки жизненно необходимые ребенку.
Второй год обучения дает детям возможность закрепить знания и практические навыки, полученные в первый год обучения, с их дальнейшим более углубленным изучением. Кроме этого, детям предлагается познакомиться с основами детской журналистики, что создает условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, речью, русским языком, выработке аналитического склада ума, трудолюбия, а также способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности. Учебно-тематический план второго года обучения состоит также из двух разделов: «Этика или учение о нравственности» и «Основы детской журналистики». Здесь уже даются понятия «Этики» на более высоком духовном уровне, на жизненных примерах героев и подвижников. Изучение основ журналистики раскрывает перед обучающимися такие понятия, как журналистская этика, нравственные и профессиональные качества журналиста. Программа второго года обучения дает возможность приобщения к журналистике, тем самым пробуждая у детей интерес к этой профессии.
Третий, заключительный этап программы рассчитан на детей подростков 15-17 лет (старшеклассники). В этом переходном возрасте от юности к взрослой жизни , подростки часто задают себе такие вопросы, как: «Кто я?», «Откуда я?», «Для чего пришел в этот мир?», «Каков мой дальнейший путь?». И чтобы ответить на них, нужны знания, чтобы сознательно себя образовывать и воспитывать. Это необходимо для того, чтобы к окончанию школы выпускник знал, как применить все полученные знания в жизни, как построить программу личной жизни, своей судьбы, карьеры, а уж тем более эту программу реализовать. Поэтому на третьем году обучения детям предлагаются знания, насущно необходимые в жизни. Программа 3 года обучения состоит из двух частей: «Семья – пространство любви» и «Самопознание – главная задача человека»
Программа третьего года обучения делает большой упор на изучение внутреннего мира ребенка. Чтобы он научился наблюдать за собой, за своими мыслями, чувствами, поступками, умел их оценивать и анализировать, проводить внутри себя как бы генеральную уборку, чистку, работать над своими негативными качествами, мешающими совершенствоваться. Ведь духовно-нравственное развитие – это необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и нематериальных, то есть идеальных объектов.
В результате развития возникает новое качественное состояние человека: развитие положительных качеств характера, судьбы, души, духа. Когда у ребенка развивается душевно- духовная сфера, его духовное начало, он начинает понимать, что нас (человечество) много, но мы едины. Всё взаимосвязано, взаимопроникаемо (интегрирование). И человек от хомо сапиенса – человека разумного, должен стремиться к хомо моралису – человеку нравственному, чуткому, духовному, т.е. этический компонент должен присутствовать в каждом и стать преобладающим. А для этого необходимо разбудить внутри ребенка совесть, справедливость, искру божью, зернышко истины и знаний. На что и направлена вся образовательная программа «Духовно-нравственное развитие ребенка».
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения и воспитания:
- добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его
желанию);
- адекватности (учет возрастных особенностей детей);
- доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен
пониманию ребенка);
- систематичности, последовательности (изучение нового материала
подготавливается предшествующим обучением, дает базу знаний для
последующих этапов обучения);
- интеграции (взаимодействие всех сфер теоретического и практического
сознания и различных видов деятельности);
- обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятий);
- ориентации на успех;
- взаимоуважения;
- связи обучения с жизнью;
- гуманизации ( предлагает гуманный характер отношений);
- индивидуально – личностной ориентации воспитания ( индивидуальный
подход, система поощрений, опора на семью);
- сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- опора на интерес ( все занятия должны быть интересны ребенку).
Учитывая возрастные особенности детей: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, каждое занятие должно быть увлекательным, с использованием различных форм и методов педагогической деятельности.
Срок реализации программы и возраст детей
Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения и возраст детей 14-17 лет. Общая продолжительность реализации программы – 432 часа: 1 год – 144 часа, 2 год – 144 часа, 3год – 144 часа.
Прием детей в объединение проходит на добровольной основе, без предъявления требований к уровню подготовленности ребенка.
Формы реализации задач и режим занятий
Режим занятий учитывает санитарно-эпидемиологические требования. Занятия проводятся каждый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
В процессе реализации образовательной программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- видеопросмотр;
- диспут;
- дискуссия;
- работа с книгой.
Способы определения результатов обучения.
Проверка результатов обучения осуществляется путем проведения текущего и итогового контроля.
Формы контроля:
- наблюдение;
- викторина;
- ролевая игра;
- самоанализ;
- анкетирование;
- самостоятельная работа;
- анализ.
Формы подведения итогов реализации программы:
Для отслеживания результатов образовательного и воспитательного процессов применяются различные формы:
- итоговое занятие ( в конце каждого раздела программы);
- тестирование ( для изучения личности ребенка, с целью учета
индивидуальных и половых особенностей, для установления деловых и
творческих отношений);
- диагностика ( общий способ получения исчерпывающей информации об
изучаемом объекте или процессе);
- подготовка сообщений, эссе, заметок, интервью, зарисовок;
- проведение театрализованных мероприятий по отдельным темам;
- выпуск школьной газеты;
- работа с родителями ( встречи, беседы, просветительская работа).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие.
Знакомство обучающихся с программой и правилами работы. Инструктаж по технике безопасности. Роль и значение этикета в личной и общественной жизни человека. Этикет как средство воздействия на воспитание и формирование личности ребенка.
Раздел 1. Этикет .
История этикета.
Правила «хорошего тона». «Учебник изящных манер» ХIХ века. Правила поведения вчера и сегодня.
Культура поведения и личность человека.
О некоторых чертах характера (положительных и отрицательных). Самовоспитание – принципы аффирмации. Такт. Манеры поведения.
Культура речи.
Приветствие и представление. Обращение. Комплимент. Беседа. Тон разговора. Ненормативная лексика.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в школе , дома, в магазине, столовой, кафе, в кино, театре, на лекции, на выставке, в музее, библиотеке, на дискотеке, на празднике.
Правила поведения в общественном транспорте и на лоне природы.
Правила поведения на улице, в автобусе, поезде, в дороге и т.д. Правила поведения на природе, в туристическом лагере.
В гостях.
Идем в гости. Кому и что дарить. Выбор подарка, упаковка. Как вести себя за столом. Сервировка. Что и как едят.
Дом – твоя крепость.
Поведение дома и культура быта. Отношения между домочадцами. Семейные даты и праздники. Переписка. Умение писать письма. Одежда, косметика, гигиена.
Раздел 2. Здоровье – это твое будущее.
Почему мы болеем.
Причины различных заболеваний.
«Три кита здоровья».
Правильное питание. Дыхание (оздоровительная дыхательная гимнастика). Движение – основа здоровья.
Закаливание.
Знакомство с оздоровительной системой П.Иванова «Детка».
Стихии природы, их влияние на здоровье.
Влияние воды, воздуха, земли и огня на здоровье человека. Взаимодействие со стихиями природы.
Звук, цвет и аромат. Их значение и влияние на жизнь и здоровье человека.
Звукотерапия. Позитивное влияние классической музыки. Разрушающее воздействие рок – музыки. Цветотерапия. Аромотерапия. Лечение натуральными природными средствами. Гимнастика для глаз.
Принципы саморегуляции.
Положительный настрой, вера в себя, в свои силы. Позитивное мышление. Методы релаксации – расслабления. Золотая середина во всем.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 1-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила этикета;
- основы культуры речи;
- манеры поведения;
- правила поведения в общественных местах;
- правила сервировки стола;
- как беречь свое здоровье;
- методику оздоровительной гимнастики.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно приветствовать друг друга;
- правильно выражать свои мысли и желания;
- уметь написать письмо;
- накрыть стол для гостей (чаепитие);
- правильно дышать;
- следить за своей осанкой;
- позитивно мыслить;
- развить в себе положительные качества характера.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное занятие.
План работы на год. Правила поведения в коллективе. Инструктаж по технике безопасности. Что такое этика, в чём отличие от этикета.
Раздел 1. «Этика или учение о нравственности».
Понятие добра и зла.
Философское определение добра и зла. Изучение данных понятий на примере произведений русских и зарубежных классиков.
Нравственные качества человека.
Понятие о двуличности. Легенда о двуликом Янусе. Положительные качества; благородство, великодушие, совестливость, альтруизм и другие. Отрицательные качества: злорадство, зависть, злословие и другие. Откуда их корни.
Нормативная этика.
Поступки человека с точки зрения морали. Как стать лучше. Мечты и реальность. Сознательная работа над своими душевными качествами. Экология души. Чистота сердца.
Духовность – необходимое качество для воспитания личности.
Десять заповедей Христа – морально-нравственный кодекс человека. Жизненная позиция. Единство слова и дела на примерах выдающихся мировых личностей.
Герои и подвижники.
Сергий Радонежский, Александр Невский, Александр Матросов. Их роль в воспитании личности. Альтруизм – необходимость человека творить бескорыстно добро.
Экология культуры.
Антикультура в СМИ (журналы, телевидение, поп -культура, «желтая» пресса и т.д.).
Золотые правила и афоризмы мудрецов.
Конфуций, Омар Хайям, Авиценна, Вольтер и другие. Их значимость в формировании личности.
Раздел 2. Основы детской журналистики.
Что такое журналистика.
Знакомство с детскими периодическими изданиями: газетами и журналами. Кто такой журналист. Этика журналиста. Нравственные профессиональные качества.
В стране юных журналистов.
Кто делает газету. Состав редакции.
Слово, знание, информация.
Рисуем словом. Литературные заголовки по темам. Упражнения со словами.
Газетные жанры.
Зарисовка. Заметка. Статья. Отзыв. Репортаж. Интервью.
Проект «Школьная газета».
Лицо газеты: идейное содержание, название, девиз, логотип.
Выбор проблемы, сбор информации, обработка результатов.
Анкетирование для детей, учителей и родителей. Накопление материала. Иллюстрация (рисунки, фотографии, картинки). Макетирование.
Защита проекта «Школьная газета».
Выпуск газеты. Распространение газеты.
Обсуждение итогов реализации проекта.
Оформление выставки иллюстраций, рисунков, фотографий.
Итоговое занятие по разделу «Основы детской журналистики».
Экскурсия в редакцию газеты «Великолукская правда»
Требования к знаниям и умениям обучающихся 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основы духовно-нравственных ценностей;
- особенности формирования личности подростка;
- героев и подвижников России;
- что такое журналистика;
- газетные жанры;
- как организовать выпуск школьной газеты;
- где и как собрать нужную для газеты информацию;
- какое значение имеют СМИ в деле формирования человеческих качеств.
Обучающиеся должны уметь:
- общаться с людьми разного возраста;
- управлять своими эмоциями;
- работать над своими душевными качествами;
- писать материалы в изучаемых газетных жанрах;
- собирать нужную для газеты информацию;
- брать интервью;
- оформлять материалы для газеты;
- выпускать школьную газету.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
Вводное занятие.
План работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Понятие о двух началах.
Кто главнее мужчина или женщина. Равновесие двух начал.
Ровесники, ровесницы.
Мост Дружбы. Первое чувство. Классические варианты: Ромео и Джульетта.
Под марш Мендельсона.
Мы выбираем – нас выбирают. Как играют свадьбы.
Семья.
Кто есть кто? Я – «семь Я». Азбука для двоих. Искусство общения в семье. Праздники семейного календаря. Берегите себя от болезней.
Мать и отец – главные воспитатели.
Детство до рождения. Маленькие пришельцы. Учимся быть родителями. Ребенок учится тому, что видит он в своем дому. Семейные традиции. Идеал и быт.
Старшие в доме.
Новые родственники. Семья и долг. Бабушки и дедушки.
Домашняя экономика.
Потребности естественные и искусственные. Умеете ли вы считать: доход и расходы.
Развод по - человечески.
Одиночество: беда или вина.
Раздел 2. Самопознание – главная задача человека.
Введение в предмет.
В чем моя тайна. Человеческая природа. Дуальность.
О начале философии человека.
Что значит философствовать. Зачем я философствую. Философские открытия.
Кто я?
Мое тело. Моя душа. Мой пол. Моя нация. Моя Родина.
Как я воспринимаю других.
Личное сознание. Групповое сознание. Что такое имидж, харизма.
Что я знаю.
Человеческие потребности. Знание и интуиция. Понятие научной парадигмы.
Во что я верю.
Вера и знание. Феномен веры. История возникновения мировых религий. Что общего и в чем различие.
Что для меня свято.
Иерархия ценностей. Что мне выбрать. Кому поклоняться. Бездуховность – явление инволюции.
Свободен ли я?
Свобода как ценность. Свобода и своеволие. Право выбора. Как не сделать ошибку.
Чего я боюсь.
Понятие страха. Сомнение и мнительность. Страх – молитва Души. Бесстрашие, его плюсы и минусы.
Смерть изнанка жизни.
Умру ли я? Тайна иного бытия. Образы смерти. Бессмертие. В чем его суть.
В чем смысл жизни?
Голос науки. Голос истории. Голос философии. Голос интуиции. Голос Создателя.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за весь период обучения.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 3-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- особенности психофизического развития подростка;
- основы семейной этики и психологии;
- семейные традиции;
- семейную экономику;
- человеческие потребности: физические и духовные;
- иерархию человеческих ценностей;
- историю возникновения мировых религий;
- природу человека: физическую и духовную;
- основы философских концепций.
Обучающиеся должны уметь:
- выстраивать правильные отношения со своими сверстниками;
- регулировать отношения со своими близкими;
- разрешать межличностные конфликты;
- правильно отстаивать свои жизненные позиции;
- объективно оценивать свое поведение;
- грамотно рассчитывать семейные доходы и расходы;
- правильно расставлять приоритеты в потребностях;
- подготовить и провести семейный праздник.
Работа с родителями обучающихся.
Цели и задачи:
- выработать единые подходы к обучению и воспитанию детей;
- создать условия для участия родителей в жизнедеятельности детского
коллектива.
Формы работы.
1. Родительские собрания с целью знакомства с деятельность объединения.
2. Открытые занятия.
3. Совместные праздники, чаепития.
4. Индивидуальные беседы с родителями.
5. Анкетирование .
6. Консультации для родителей.
7. Встречи со специалистами ( психологом, врачом, представителями церкви и т.д.)
Список используемой литературы
1. Афоризмы старого Китая. М., 1991
2. Алиев С. Ключ к себе. М., 1990
3. Андреев Ю. Три кита здоровья. М., 1991
4. Афанасьева Т. Семья. М.,1985
5. Брохсин В.Эстетика на каждый день. М., 1990
6. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992
7. Виилма Л. Язык любви, счастья и понимания. Екатеринбург, 2009
8. Герасимов С. Любить человека. М., 1985
9. Гудинг Д. Мировозрение. Ярославль, 2001
10. Золотарев Ю.Г. Здоровья хорошего вам. Новосибирск, 1993
11. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.,1990
12. Клюев А. Уроки из будущего. М., 2003
13. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984
14. Кон И.С. Введение в сексологию. М.,1988
15. Леви В. Нестандартный ребенок. М.,1992
16. Лободин В.Г. Здоровье и духовность. Санкт – Петербург,1995
17. Петровский С. Этикет и культура жизни. М.,1996
18. Рерих Е.И. Серия книг №Живая этика». Санкт –Петербург,1993
19. Семенова А. Дом – зеркало судьбы. Санкт – Петербург,1999
20. Словарь по этике. М., 1989
21. «Сумерки просвещения». М.,1990
22. «Ты и я».- Библиотека молодой семьи. М., 1989
23. Философское постижение человека – мыслители прошлого и настоящего. М.,1991
24. Шарапова Е. Мой дом – моя крепость. Хабаровск,1992
25. Энциклопедия для барышень. Санкт – Петербург,1996
Список литература для обучающихся
1. Алиев Х. «Ключ к себе». М., 1990
2. Габова Е.М. Двойка по поведению. М.,1991
3. Гадасина А. Плоды запретов. М., 1990
4. Голосова Н. Питание для здоровья. М., 1993
5. Гуревич П.С. Человек. Философское постихсение. М., 1991
6. «Добрята» - подписка журнала . Томск, «Твердыня», 2008-2010
7. Золотарев Ю.Б. здоровья хорошего вам. Новосибирск, 1993
8. Карнеги Д. как приобрести друзей. Киев, 1993
9. Лукьянов Б. В мире эстетики. М., 1989
10. Рерих Н.К. О вечном. М., 1991
11. Шекспир В. Ромео и Джульетта.
12. Экзюпери А. Планета людей. Хабаровск, 1979
13. Эстетика поведения – сборник правил по этикету. М., 1989
|